Философия Ницще

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 13:16, реферат

Краткое описание

Написание работы по философии Фридриха Ницше представляется задачей неоднозначной и достаточно сложной. Обращая внимание на тот факт, что философия Ницше оказала чрезвычайно широкое и сильное влияние на мировоззрение целой эпохи, захватив различные слои от философов и литераторов до идеологов нацизма. Казалось, его философию следует выводить не столько из обстоятельств его личной жизни, а более из того общего духа национального подъёма, который переживала тогда стремящаяся к объединению германская нация. Действительно, Ницше во многом продукт этого бурного, неудовлетворённого духа, который выплескивается на нас в музыке Рихарда Вагнера

Содержание

1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
2 О ВЛИЯНИЯХ
3 ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ
3.1 Философия стихий жизни
3.2 Воля к власти
3.3 О ценностях и переоценке ценностей
3.4 Об отношении к религии
3.5 Человек и сверхчеловек
3.6 Нигилизм и декаданс как содержание истории
3.7 Ницше о познании. Значение философии жизни в разрешении противоречия западной гносеологии
4 О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ НА ПОСЛЕДУЮЩУЮ МЫСЛЬ
4.1 О влиянии Ницше на философию
4.2 Ницше и нацизм
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

философия Ницше.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Реферат по предмету: "История философии".

"Философия Ницше" 

 

ПЛАН:

1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

2 О ВЛИЯНИЯХ

3 ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ

3.1 Философия стихий жизни

3.2 Воля к власти

3.3 О ценностях и переоценке ценностей

3.4 Об отношении к религии

3.5 Человек и сверхчеловек

3.6 Нигилизм и декаданс как содержание  истории

3.7 Ницше о познании. Значение философии  жизни в разрешении противоречия  западной гносеологии

4 О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ  НА ПОСЛЕДУЮЩУЮ МЫСЛЬ

4.1 О влиянии Ницше на философию

4.2 Ницше и нацизм

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

 

1     Предварительные замечания

Написание работы по философии Фридриха Ницше представляется задачей неоднозначной и достаточно сложной. Обращая внимание на тот факт, что философия Ницше оказала чрезвычайно широкое и сильное влияние на мировоззрение целой эпохи, захватив различные слои от философов и литераторов до идеологов нацизма. Казалось, его философию следует выводить не столько из обстоятельств его личной жизни, а более из того общего духа национального подъёма, который переживала тогда стремящаяся к объединению германская нация. Действительно, Ницше во многом продукт этого бурного, неудовлетворённого духа, который выплескивается на нас в музыке Рихарда Вагнера. Но его переживание современности не столько находится в общем потоке, сколько выявляет личные, особенные его черты. Он глубже и трагичней своего времени. Он уже ощущает пропасть, которую не ощущают другие.

Наверное, не все эпатажи и выпады Ницше следует строго связывать с его философией. Было бы ошибкой считать ниспровергателя философских систем последовательным в своём творчестве и выводить на основе всех его реакций и аффектов некое цельное мировоззрение. Представляется, что многое в творчестве Ницше обусловлено конкретными обстоятельствами. Может в предположении этой непоследовательности ключ к пониманию его философии. Он порой стихийно реагирует на оппонентов, усиливает натиск, доводит его до сокрушительной силы, а не осмысливает, не рассуждает. Но во всём этом хаосе натисков сохраняется нечто архитипичное, которое и связывает эти выпады по случаю в целое. Так что анализ его философии задача более трудная, чем последовательно изложенные системы скажем Гегеля или Канта.

Что сам Ницше, а что реакция Ницше различить трудно. Он импульсивен и не пытается обосновать своих взглядов, построив систему. Он говорит не как философ, а как пророк, мыслит себя пророком. Это и даёт возможность для разных интерпретаций. Поэтому возникает другая трудность. Что действительно принадлежит Ницше, а что у него «конфисковано» «общественным мнением» и, по сути, навязано как понимание Ницше[1].

Безусловно, творчество Ницше стоит воспринимать с герменевтических позиций. Впрочем, недостаток времени и ограниченность объёмом не позволят нам последовательно и качественно выполнить эту задачу.

2     О влияниях

2.1.1     Мировоззрение

Среди влияний, под которыми сформировалось мировоззрение Ницше, следует, прежде всего, назвать Артура Шопенгауэра, точнее его книгу «Мир как воля и представление». Он вполне воспринимает шопенгауэрский взгляд на жизнь, как жестокую и слепую иррациональность [см. 1. с.268]. Впоследствии Ницше писал: «Я понял его, как если бы он писал для меня» [2. с.8]. Другим серьёзным влиянием была музыка Рихарда Вагнера, с которым Ницше был связан личной дружбой. В музыке Вагнера он видит инструментом обновления, а свою первую работу, «Рождение трагедии из духа музыки» он посвящает Вагнеру с очень характерным надписанием, как «передовому великому бойцу» [2. с.58]. Впоследствии Ницше разрывает и с философией Шопенгауэра, и с Вагнером. Как следует из его сочинений «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря» и «Весёлая наука», в Шопенгауэре его не устраивает пассивность его пессимизма, романтический пессимизм отвергнутых. Пессимизм самого Ницше иной, принимающий жизнь во всей её трагичности. Это «воля к трагизму». В то время как пессимизм Шопенгауэра — бегство от жизни, наследие христианства [см. 1. с.270]. Сходные мотивы приводят к разрыву и с Вагнером. В «Казусе Вагнера» Ницше пишет: «Вагнер подыгрывает любому нигилистическому инстинкту. Он заигрывает с христианством, с любой формой религиозного вырождения» [1. с.271]. Ницше не довольствуется взглядом пессимиста-меланхолика, но в своём отрицании стремиться идти дальше, до конца, до пропасти.

Переворот во взглядах Ницше от идеализма к рационализму и позитивизму, внезапный для многих, объясняют различными причинами. В том числе и влияние философии позитивизма. Но чтение Конта и Дюринга тоже не могут быть названы его причиной. Переворот происходит не сразу, в течение какого-то времени. Чтение позитивистов лишь ложатся на подготовленную почву. По меньшей мере, видимой точкой стала его книга «Человеческое, слишком человеческое», вызвавшей шок у ближайших его друзей из вагнеровского круга. Зато Якоб Буркхард явно поддерживает новую книгу Ницше, называя её «державной книгой», которая «увеличила независимость в мире»[2] [см. 2. с.789]. В это время у Ницше уж часты приступы головных и желудочных болей, из-за которых он прекращает преподавательскую деятельность. Сам Ницше в «Esse Homo» об этой книге пишет так: «С этой книгой я освободился от всего не присущего мне по натуре» [3. с.736]. «Я понял общее заблуждение своего инстинкта». Ницше пишет, что, отказавшись от филологии, как занятие пустого, он теперь занимается физиологией, медициной и естественными науками [см. 3. с.738]. И если его ранее привлекал «взгляд на искусство, как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность», то теперь искусство — наркотик, заглушающий чувство пустоты и голода [см. 3. с.738].

Отметим ещё немаловажную деталь. В 14 лет Ницше пишет своё первое сочинение. Его название — «О музыке». «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь… Всех людей, презирающих её, необходимо рассматривать как бездарных, животноподобных созданий», — пишет этот четырнадцатилетний мальчик [3. с.813]. Уже в этом возрасте в Ницше говорит дух эстетизма, презрения к «черни», ко всему не аристократическому. В этом духе следует понимать и «христианство» Ницше, не имеющее ничего общего со христианством Христа. Прорыв рационалистического «язычества» для него действительно стал осознанием того, что он называл своим инстинктом. Ницше понял, что ошибся в своём уповании. Христианство не обещало ему ни аристократизма духа, ни торжества сильных. Христианство требовало от него любви и сострадания и в первую очередь к тем, кого он назвал «животноподобными».

3     Философия Ницше

3.1     Философия стихий жизни

Как нам представляется, первой интуицией философии Ницше является жажда стихии жизни во всей её полноте, как беспредельного бушующего океана. Стихийности жизни, понимаемой как безграничная свобода и самоутверждение. По определению самого Ницше, жизни, как «дионисийского начала». Эти же мотивы слышны и в музыке Вагнера. Поэтому и близки ему досократики, «философы стихии», среди которых особенно следует выделить Гераклита с его идеей вечно становящегося мира. Сентенция о «смерти Бога», которую мы встречаем в 125-м фрагменте «Весёлой науки», последует этой жажде стихийности. Отметим, что Мартин Хайдеггер, находящий ключ к пониманию философии Ницше в чувстве «смерти Бога», всё же исходит из своего, пережитого на фронте, опыта. Но вряд ли есть основания предполагать, что философия Ницше возникла из настроений экзистенциальных. Действительно, в самом представлении Ницше в качестве его ценности является поэтизм освобождённой природы. «Когда будем мы вправе оприродить человека чистотою, наново обретённою, наново освобождённою природой!», — пишет он в 109-м фрагменте «Весёлой науки» [2. с.583]. Поэтому в понимании Ницше следует идти от его онтологических представлений. В этом же фрагменте он пишет: «Общий характер мира извечно хаотичен, не в смысле недостающей необходимости, а в смысле недостающего порядка» [2. с.582]. Порядок во вселенной («астральный распорядок»), в котором живем мы — это исключение. В этом исключении возникновение органической жизни и, в конце концов, человека — тоже исключение. Поэтому новый человек, грядущий сверхчеловек — это человек стихий, возвращённый вселенскому хаосу. Итог всего, что происходит с землёй и человеком — возвращение к хаосу природы.

Переживание и предвкушение хаоса: в этом ощущается демоническое начало (вспомним врубелевского «Демона», которому нет возможности расправить свои крылья). Поэтому христианство может вызывать только неприятие и ярость, как состояние презренное, как деградация, упадничество, отказ он жизни. Но не только христианство. Христианство лишь этап в общем процессе деградации. Те же мотивы он находит и в философии Сократа и именно с него начинает критику западной философии. Ибо в Сократе он видит декадента, который, потворствуя агонии эллинского духа («агональному инстинкту»), ставит разум выше инстинкта жизни. «Сделал из разума тирана» [3. с.566], по выражению самого Ницше.

3.1.1     О «смерти Бога»

Что значит «Бог умер»? Вчитаемся в строки 125-го фрагмента: «Не блуждаем ли мы словно в бесконечном ничто? Не дышит ли на нас пустое пространство?… Не наступает ли всё сильнее и больше ночь?… Разве мы не слышим ещё шума могильщиков, погребающих Бога? Разве не доносится до нас запах божественного тления? И боги истлевают! Бог умер» [2. с.592–593]. Действительное, это живое ощущение все нарастающей пустоты. Что дальше? «Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойным Его?… И кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать истории высшей, чем прежняя история» [2. с.593]. Можно ли здесь видеть страх перед бездной, или же в этих словах ощущается пафос трагизма. Но его Бог не Бог Христа милующий, а бог силы и власти, бог возвышенной красоты, величественный бог порядка. Что же это за бог? И этот бог умер, настаёт час тьмы и хаоса. Но в этой тьме и хаосе обретается истинная свобода[3]. Свобода человека, ставшего богом, сверхчеловека, который идёт на смену вырождающемуся человечеству. Бог не нужен. Сверхчеловек сам будет богом.

Но что значит «убить Бога?». Убивает Бога неверие, скептицизм, отрицание всех ценностей, связанных с религией, верой. Словом, всё то, что определяется как нигилизм и декаданс. Но нигилизм это не просто отрицание общепринятых ценностей. Нигилизм лежит в основе всего исторического процесса. О его итоге мы уже сказали. Это возвращение к первоначальному хаосу природы, правда, в другом качестве. Поэтому нигилизм, или точнее, переоценка ценностей, это последовательное приближение к этому состоянию. Но нигилизм  это не просто отказ от ценностей, но и путь к переоценке их. Точнее возврат к их истинным значениям, которые основаны на воле к жизни. Отказ от Бога — это свидетельство зрелости.

3.2     Воля к власти

Понятие жизни, ключевое в философии Ницше, не ограничивается биологическим существованием, а понимается как вообще бытие, как стремление к обладанию всей полнотой бытия. В условиях становления жизнь должна себя утверждать, увеличивать себя, превосходить, властвовать, стремиться властвовать. Властвовать в самом широком смысле слова, властвовать, как преобладать над тем, что входит в противоречие с жизнью. Иными словами, воля к жизни проявляет себя как воля к власти. В 693-м фрагменте «Воли к власти» Ницше пишет: «Воля к власти — это интимнейшая сущность бытия» [цит. по 4. с.111]. Но согласно с ранее сказанным, эта воля направлена к первичному хаосу, понимаемому как свободное, ничем не стесняемое состояние. Можно утверждать, что это воля побега от Бога.

Воля к власти по Ницше — основа жизни и закон жизни. Эволюция[4] это тоже проявление воли к власти. Возникновение биологической жизни, появление новых, более совершенных видов, наконец, появление человека, а потом и сверхчеловека — всё это проявление воли к власти. Ибо только властью утверждается свобода [см. 4. с.111]. Но человек, не понимая этого, устанавливает ценности, ограничивающие, сдерживающие его, а, по сути, противящиеся жизни. Поэтому в установлении ценностей Ницше видит проявление декаданса. Декаденты не только христиане, но и Сократ, и Платон. Но, с другой стороны, и в установлении ценностей проявляется воля к власти. Это происходит двояким образом. Во-первых, установление ценностей необходимо для установления и удержания власти. Для этого люди создают религии. Но с другой стороны и слабым ценности, мораль необходимы ради сохранения своего существования, ограждения себя от произвола (или свободы?) сильных. Таким образом, и установление ценностей тоже проявление воли к жизни.

В философии Ницше, по своей сущности натуралистической, всё находит оправдание своему существованию. Оправдание через отрицание, как необходимость для изживания того, что ведёт к вырождению, умалению жизни.

3.3     О ценностях и переоценке ценностей

Итак, всё имеет в своей основе и определяется волей к власти как проявлении воли к жизни. Волей к власти ниспровергаются ценности, волей к власти они устанавливаются. В 715-м фрагменте «Воли к власти» у Ницше сказано: «Точка зрения ценностей есть точка зрения условий сохранения сложных образований соотносительно с продолжительностью жизни внутри процесса становления» [цит. по 4. с.110]. Следует обратить внимание, что речь идёт о точке зрения, то есть самим ценностям придаётся релятивистский характер. Это предполагает возможность отмены и пересмотра ценностей. Их переоценки. Ценности не отвергаются абсолютно, но утверждается возможность и необходимость их пересмотра.

3.3.1     О морали

Мораль, как подавление естественных инстинктов, воли к жизни, оказывается одной из форм проявления воли к власти. За моралью скрыты три силы. Во-первых, это инстинкт стада против сильных и независимых. Во-вторых — инстинкт неудачников против счастливых. В-третьих — инстинкт посредственностей против исключений. Другими словами, мораль необходима для выживания слабый, худших, негодных. Тех, кто не способен реализовать свою волю к жизни самостоятельно. Но выживание слабых ведёт к ослаблению жизненного начала и к вырождению человечества. Поэтому мораль это проявление декаданса. Декаденты все морализаторы. Чтобы препятствовать вырождению, необходимо ниспровергнуть это ограждение упадка и бессилия.

Положительную ценность имеет то, что совпадает с инстинктом жизни. Всё, что оказалось насилием над инстинктом, было надуманно, должно быть отвергнуто. В этом и заключается переоценка ценностей. В первую очередь следует по иному взглянуть на мораль. Натурализм в морали подчиняется инстинкту жизни. Это здоровая мораль. Но мораль почти всегда направлена против инстинкта жизни и поэтому должна быть отвергнута. Такая «мораль есть сам инстинкт decadence, делающий из себя императив, она говорит «погибни!» — она есть приговор осужденных» [3. с.576]. Мораль это самоубийство слабых. Она их не спасает, но оказывается ловушкой для них самих. В этом Ницше видит её необходимость. Жизнь побеждает в лице сильных, стоящих выше морали.

3.3.2     Четыре великих заблуждения, приводящих к установлению ценностей

Ницше утверждает, что к возникновению ценностей приводят четыре заблуждения.

Смешение причин и следствий является первым заблуждением. Это заблуждение заключается в том, что добродетель ошибочно считается причиной счастливой жизни. «Удачный человек, «счастливец», должен совершать известные поступки и инстинктивно бояться иных поступков, он вносит порядок, который он физиологически являет собою, в свои отношения к людям и вещам» [3. с.579]. Причиной является жизнь, а добродетель лишь последует ей. Оскудение жизни, её истощение приводит к вырождению, к возникновению потребности во всё более сильных раздражителях, что проявляется в стремлении к излишествам, страстям [см. 3. с.579]. Иными словами причиной является сама жизнь, её содержание, а добродетель лишь её следствие, проявление.

Информация о работе Философия Ницще