Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:
1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм.
2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.
3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Содержание

Введение.
1. Эмпиризм философии Нового времени.
2. Рационализм философии Нового времени.
3. Назовите основные социально–политические концепции
в философии Нового времени? В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
Заключение
4. Практические задания по теме № 11.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое ф.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

1. Эмпиризм философии Нового времени. 2

2. Рационализм философии Нового времени. 2

3. Назовите основные социально–политические концепции 2

в философии Нового времени? В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности? 2

Заключение 2

4. Практические задания по теме № 11. 2

Список литературы. 2

 

Введение.

 

Конец XVI века и XVII век ознаменовались в Западной Европе кризисом феодализма и ранними  буржуазными революциями в Нидерландах  и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся  в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-математических наук. Возникает не только подлинное  научное естествознание, основой  которого является органическое соединение теории с планомерным экспериментальным  исследованием природы, но и опирающаяся  на науку и ее философское осмысление качественно новая картина мира. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея и Ньютона. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм.

Целью контрольной  работы является изучение философской  мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:

1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм.

2. Обратиться  к их основоположникам и сторонникам. 

3. Описать  основные социально-политические  концепции в философии Нового  времени.

  1. Эмпиризм философии Нового времени.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

 Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561 – 1626), который, как и другие мыслители Нового времени был убеждён в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. [1,c.115] В истории философии и науки Френсис Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Старая философия бесплодна и многословна – таков краткий вердикт Бэкона. Он не доверяет чувствам как источнику знания. Они всегда обманывают, констатирует он. В то же время без них познать природу невозможно.[2,с.134] Ф.Бэкон – мыслитель позднего Ренессанса, разработавший важнейшие принципы философии Нового времени.

 Необходимой предпосылкой развития естественно – научного знания в эпоху Бэкона явилось изменение отношения к проблеме истины. Бэкон истину рассматривал как дочь времени, а не авторитета. Задача науки – дальше и дальше открывать истину. Практические результаты являются критерием успехов человека. Полезность знания философии Бэкон никогда не отрывал от истинности. У него полезность не противопоставляется  истинности. Утилитарность науки он сматривал в смысле полезности для человечества в целом, а не в плане выгоды для каждого отдельного человека. Освещению этой проблемы служит и различие опытов плодоносных и опытов светоносных.

Плодоносные опыты приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, а  светоносные опыты связаны с  теоретическими исследованиями. Хотя первые дают немедленный полезный результат, более ценными являются вторые, так  как анализируют глубокие связи  природы, знание которых даёт возможность  длительно  и успешно проводить  плодоносные опыты.

В бэконовской классификации знания философия в отличие от истории характеризуется как обобщённое познание. У философии три основных предмета: бог, природа и человек. Философия, стремящаяся исследовать природу, превращается в натуральную, естественную  философию, у которой также есть свои аспекты и подразделения. Один из них связан с различием в ней философии теоретической и философии практической. Первая вскрывает причины природных явлений, для чего и используются светоносные опыты.

Их открытиями оперирует практическая философия, создавая в интересах человека то, чего нет в природе. Этот аспект натуральной  философии связан с плодоносными опытами. У естественной философии  имеется и другое подразделение  – физика и метафизика. Это подразделение  исследует основную проблему теоретической  философии – причинность. Продумав основательно предмет и смысл   метафизики, Бэкон всё же оставил  понятие первой философии, или всеобщей науки, обозначив её  «общей матерью  всех наук». Бэкон очень много уделял внимания проблемам методологии. В его методологии содержалась «разрушительная часть». Здесь давался критический обзор так называемых идолов (или призраков), от которых надо очистить ум, чтобы успешнее продвигаться по пути познания объективных истин. Не следует ни преуменьшать трудности познания, ни пасовать перед ними. Идолы оказывались в человеческом уме отчасти в силу самой его природы, отчасти возникли в ходе индивидуального развития человека.

Идолы создают  у человека ложные идеи и представления, препятствуют проникновению «в глубь и в даль природы», превратно истолковывают «подлинное лицо» природы.

У  Бэкона четыре разновидности идолов. Первый из них, свойственный самой природе человека, его разуму, его чувствам, отнесён к «идолам рода». У ума есть свои изъяны, он уподобляется «неровному зеркалу», отражающему вещи в «искривлённом и обезображенном» виде, а также к природе вещей примешивают свою собственную природу.

Другая  разновидность – «идолы пещеры». Наряду с общими для всего человечества идолами у каждого человека есть своя «особая пещера», ослабляющая и искажающая свет природы. В идолах пещеры воплощаются особенности человеческой психики, физиологии, характер данного человека, его воспитание, особенности его судьбы.

Третья  разновидность – «идолы рынка» –  это ошибки, порождаемые речевым  общением и трудностью избежать влияния  слов на умы людей. Эти идолы возникают  потому, что слова –  это только имена, знаки для общения между  собой, они ничего не говорят о  том, что такое вещи. Поэтому и  возникают бесчисленные споры о  словах, когда люди принимают слова  за вещи.

Идолы театра (или теорий) порождаются слепой верой в авторитеты. Как бы «философский театр» образуется из традиционных философских  построений и систем. С этими идолами  связаны предвзятость, предубеждение в восприятии вещей. Признаки рода и пещеры связаны с естественными свойствами человеческого ума, призраки же рынка и театра приобретены умом. [3,с.206]

Главная задача науки по Бэкону – это  увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. Для успешного осуществления наукой своих функций необходима реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции в основе, которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений.

В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов  природы, свойству явлений и вещей  через опыт.

Бэкон предлагает путь формирования общих понятий  – индукция, т.е. движение мыслей от частного к общему. На основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Томас Гоббс (1588 – 1679) – крупнейший английский мыслитель, сместивший философскую проблематику в сторону социальных вопросов, а  гносеологию и онтологию сделавший  как бы введением к ним. Его взгляды формировались под влиянием Английской буржуазной революции. Концепция «двух истин» у него приняла вид, что философия «исключает теологию». Понятие истины может быть только в философии, науке, а теология – только – «богооткровенное знание». Философия – система рационалистических действий познающего ума. Человек стал центром философских интересов Гоббса. Человек – не только тело среди бесчисленного множества природных тел, но и моральное, духовное существо, творец культуры, создатель многообразных искусственных тел.

Эмпиризм  Гоббса является отнюдь не абсолютным, но конечным, ограниченным эмпиризмом, ибо он везде обращает определенные явления в абсолютную сущность. Как  философия или, правильнее, материализм  Гоббса не имеет своим содержанием  и объектом ничего первоначального, безусловного и абсолютного, ничего само себя определяющего и движущего, так и философия его, или система (если только эти слова применимы к Гоббсу), не есть система, а мыслящая машина; его мышление — чистый механизм. Гоббс придерживался основной формулы сенсуализма: все понятия в человеческом уме первоначально порождаются «целиком или частично» в «органах ощущения», т.е. вся совокупность явлений человеческого сознания связывалась с ощущениями.

Но Гоббс  всё же не до конца придерживался бэконовского эмпиризма, так как полагал: одно дело обыденная жизнь, а другое – научное знание, где достоверности присущи всеобщность и необходимость, которые нельзя получить ни из какого опыта.

Джон  Локк (1632 – 1704) разрабатывал эмпирические теории познания  и идейно – политические доктрины либерализма. В теории познания продолжает традиции эмпиризма и материализма. Локк категорически отрицает существование врождённых идей и принципов как теоретических, так и нравственных, включая идею бога. Рассматривает их существование как ограничение свободы мысли, как средство господства одних над другими.

Локк  обосновывает мысль о том, что  все наши знания основаны на опыте  и вытекают из него. Опыт заключает чувства и размышления, объективные вещи воздействуют на сознание через чувства. Это составляет внешний опыт.

Размышления разума о процессе чувствования (рефлексия) является внутренним опытом.

Единственный  источник знания – это бытиё. Познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности. Высшим разумным первоначалом, источником движения  и познания является бог.

  1. Рационализм философии Нового времени.

Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Родоначальником рационализма (дедуктивно-рационалистического  метода познания) является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод  универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Знаменитое высказывание Декарта «cogito ergo sum» (Я мыслю, значит я существую) - тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

Главный метод познания для Р. Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении  нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность  и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность  и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они  содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом. В работе "Рассуждения о методе" сформировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

  • принимать за истинное то, что представляется уму ясно и отчетливо, не может вызвать никаких сомнений в истинности;
  • разделять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
  • в познании идти от простых вещей к более сложным;
  • не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Таким образом, дедукция и  интуиция из интуитивно постигнутого – основной путь, ведущий к познанию всего возможного.[4,с.56]

Декартова программа получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 - 1677). Он учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая - она есть субстанция, или Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет бога в природе. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (природы) может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечной лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление. Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, для которого модусу протяжения (тело) соответствует модус мышления (душа). В любом случае человек - часть природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – отверг и дуалистическую трактовку Декарта, и учение о  субстанции Спинозы. Он противопоставил  им концепцию бытия как совокупность множества субстанций – монад. Монада проста и неделима. Из простоты монад  вытекает то обстоятельство, что они  не изменяются под воздействием других монад. Каждая монада представляет собой  некий замкнутый круг. Для преодоления  изолированности монад Лейбниц  вводит принцип предустановленной  гармонии, исходящий от Бога, который  обеспечивает внутренний порядок всего мира монад. Все монады можно условно расчленить на три вида:

Информация о работе Философия Нового времени