Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение философии Платона в свете дальнейшего развития философии.
Достижение цели возможно путем решения следующих задач:
1) изучить биографию Платона;
2) рассмотреть основные моменты философии Платона:
- теорию идей – основные положения;
- учение о душе – ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию;
- политическое учение – мысли о государственном устройстве;
- теория о познании;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Биография Платона и его вклад в развитие философской науки ….………….5
2. Теория идей ………………………………………………………………………6
3. Учение о душе …………………………………………………………………...9
4. Учение о познании ……………………………………………………………..11
5. Политико-правовое учение …………………………………………………….12
6. Этические взгляды Платона ……………………………………………………15
Заключение ………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы ………………………………………….....18

Вложенные файлы: 1 файл

158 к.р.Платон.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

3) Доказательство разнородности  души и тела. Есть два вида  сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

4) Четвертым аргументом в пользу бессмертия души является более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым. Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души.

Платон вводит этические и религиозные  моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает  о возможности посмертных наказаний  и наград душе за её земные свершения. Несовершенные людские души попадают из сферы «чистого бытия» на землю и вселяются в человеческие тела.

   Вывод:

В своем учении Платон рассматривает судьбу души человека, которая находится в сфере «чистого бытия». Там нет ни времени, ни изменений. А присутствуют лишь чистые формы, идеи. В учение о душе вписываются также этические взгляды Платона.

 

4. Учение о познании

 

Окружающий нас мир, по мнению Платона, доступный познанию, бывает двух видов: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину. Ощущаемое – это предметы и их изображения. С первым соотносится вера, со вторым – уподобление. Под верой понимается способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение нельзя назвать знанием в полном смысле, т.к. речь идет об изменяющихся предметах и меняющихся их изображениях.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода: это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон использует следующее сравнение: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Большое значение для развития теории познания имел труд Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Диалектика Платона.

Главным методом познания Платон считает диалектику. Диалектика, по его мнению, - это познание самих сущностей вещей9. В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Вывод:

В теории о познании Платон характеризует процесс познания, из чего он состоит, каким образом  происходит познание. Рассматривает  соотношение знания и мнения.

 

5. Политико-правовое учение Платона

 

Главные политические труды  Платона – это «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

На формирование политических взглядов Платона оказала влияние  его же теория о существовании  мира идей и мира вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

В своем основном политическом труде  «Государство» Платон высказывает  мысли о политической утопии, которая  противостоит круговороту реальных государственных форм. Разделение труда в человеческом обществе – это основа платоновской философии о государстве. Разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. В мире идее разделение труда порождает добродетелей в любой профессии. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм – аналогия с «правлением знающих»10 Сократа.

Также Платон выдвигает собственный  план государственного устройства, согласно данному плану. Все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством11. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. Таким образом, политический идеал Платона – это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу – это справедливо. Неравенство сословий – это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Также значительным политическим трудом следует считать «Законы». В них  описан другой государственный строй – аристократическая республика или аристократическая монархия. Здесь Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. Он выделил четыре класса в зависимости от имущественного ценза. Здесь допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий. Роль государства существеннее. Общественные отношения жестче.   Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления: над всеми стоят правители, все подчиняются законам. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством. Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть). Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Основная мысль в  «Законах» о том, что счастье  полиса важнее счастья отдельного человека. Следовательно, к нему может быть применено физическое воздействие  при необходимости.

Политические идеи высказываются также в диалоге «Политик» 

Выводы:

Политико-правовое учение Платона – это первая попытка  организовать идеальное государство. Согласно его теории оправдывается  разделение людей на сословия. Также  Платоном анализируются различные  формы государственного устройства.

 

6. Этические взгляды

 

Платон в своих трудах и мыслях постоянно задевал этические  проблемы: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этические взгляды Платона имеют аскетическую направленность. Согласно этому необходимо очищение души от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Человек должен стать выше беспорядков, т.е. выше несовершенного чувственного мира. Он должен всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»). Нужно освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоничекая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».

Во всех произведениях  Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Человеческая сущность, по мнению Платона, заключается в бессмертии души. Она, а значит и человек, восприимчива к знанию. Это основное отличие человека от животных. На основе внешних отличий человека от животных Платон сформулировал определение человека: Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях12

Есть определенная взаимосвязь  животных и человека. Тело тянет человека в животный мир, а душа - в божественный.

Вывод:

Этические взгляды Платона  тесно связаны с самой человеческой сущностью. Этические взгляды Платона  имеют аскетическую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результатом проделанной  работы является понимание осознание теоретических основ философии Платона и значение Платона для развития философской мысли.

Платон является первым философом, который оставил после себя собрание фундаментальных трудов. На базе этих трудов было воспитано много поколений философов. И в настоящее время труды Платона используются для изучения истории философии.

Он является основоположником идеализма. Именно Платоном было положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»). Идеалистическая философия была значительно разработана в трудах Платона и в дальнейшем на основе его теорий была развита его последователями.

Платон – первый философ, глубоко изучивший проблемы природы, общества, государства и человека. Он  впервые увязал все теории между собой, полноценно исследовав данные проблемы. Платон  впервые предложил идею идеального государства – эта мысль была высоко оценена Марксом. Несмотря на утопический характер политической теории, сам факт возникновения желаний переустройства мира является большим шагом вперед в философской науке.

Платон заложил основы определений и понятий, попытался  сформировать понятийное мышление. Выделил  философские категории: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.

Платоном была создана  серьезная философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

 

Список использованной литературы

 

1. Аналитическая философия:  Учебное пособие / Под ред. М.В.Лебедева, А.З.Черняка. М.: РУДН, 2006. 740с.

2. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С. А., 2008. 284 с

3. Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С. 565—574

4. Введение в философию: Учебное пособие / И.Т.Фролов и др. М.: Республика, 2006. 623 с.

5. Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций. Ереван: Чартарагет, 2008. 159 стр.

6. История философии: Учебник / П.В.Алексеев. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 240 с.

7. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2006. 197с.

8. Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. 157 стр.

9. Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2006. 126 стр.

10. Слезак Т. А. Как читать Платона / Пер. с нем.,предисл. и примечания М. Е. Буланенко. СПб., 2008. 314 с.

 

 

 

 

1 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2006. С.101.

2 Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С. С.578

3 Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С. С.598

4 Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С. С.576

5 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2006. С.89

6 Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С.579

7 Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. С.65

8 Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. С.123

9 Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. С.32

10 Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. С.98

11 Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. С.143

12 Бородай Т. Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2008. С.578




Информация о работе Философия Платона