Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и различие в понимании диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Платон – великий греческий ученый………………………………….......
2. Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….
3. Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….
4. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой………………………………….
Заключение……………………………………………………………………....
Библиографический список…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

к.р платон.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа «Философия Платона»

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

1.

Платон –  великий греческий ученый………………………………….......

 

2.

Онтологические  и гносеологические взгляды Платона………………….

 

3.

Основные положения  учения Платона о государстве и человеке……….

 

4.

Сходство и  различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной

стороны, и Сократа  и Платона, с другой………………………………….

 

Заключение……………………………………………………………………....

 

Библиографический список…………………………………………………….

 

 

 

Введение.

 

     Тот, кто даже очень мало знает о философии,  тем не менее,  слышал имя Платона, выдающегося  мыслителя античности.  Интерес к его творчеству, не  ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

   Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.

  Объект данной  работы: Платон. Предмет: философия  Платона. Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества. Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и различие в понимании диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.

 

  1. Платон - великий греческий ученый

    Большинство  жизнеописаний великих личностей  древнего мира неминуемо страдает  одним крупным и существенным  недостатком– неполнотою. Дело в том, что написанное слово не может устоять ни против влияний долгих веков, ни против превратностей судьбы.

    В  биографах Платона недостатков  не было: целый ряд поклонников  и писателей оставили после  себя описания его жизни и  учения. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый «платоновский вопрос». Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем.

  Платон (427-347 до н.э.)  считается величайшим из учеников Сократа (427-347 до н.э.). Он стал основателем мощного направления в философии - объективного идеализма. В молодости он много занимался спортом, писал стихи. Но однажды, услышав диалоги Сократа, оставил эти занятия и навсегда посвятил себя философии.

  Греческий  философ Платон был одним из  величайших мыслителей человечества. Он принадлежал к аристократическому  афинскому роду, предпочитал духовные, а не материальные ценности. После того как учителя осудили на смерть и казнили, Платон вынужден был покинуть Афины. Он много путешествовал по Греции, побывал в Южной Италии, на Сицилии, в Египте. На его воззрение немалое влияние оказали последователи Пифагора, а так же восточные мудрецы. Вернувшись в Афины, Платон основал свою школу – Академию. Академия просуществовала около 900 лет, а затем была закрыта.

   Кроме того, что Платон был философом, он был еще и учёным, писателем,  художником, поэтом, драматургом. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно помогает нам лучше понять, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. 

  В творчестве  Платона ярко проявились основные  черты классического периода  античной философии: формирование  широких философских систем, охватывающих  все основные сферы философского  знания; разработка ключевых философских  категорий, таких, как идеальное, материальное, познание, чувственное, рациональное и др.; выделение истории философии как самостоятельной области знания.

   Идеализм, как учение и мировоззрение,  был осознан и развит впервые  Платоном. Материализм, принципиально противоположный идеализму, был развит и осознан старшим современником Платона Демокритом. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.

 

  1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.

 

  Онтоло́гия— учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Основной  вопрос онтологии: что существует?

  Основные  понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

  Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Важнейший вклад  в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

  Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идея – это метафизическая сущность, которая оформляет класс вещей, но может находиться вне их. Это метафизическая сущность, так как она не обнаруживается в самих вещах как таковых.

  Идеи для  Платона не есть просто продукт  человеческого мышления. Они –  истинный, реальный род бытия.  Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей.

  Идеи находятся  в особом «умном месте», расположенном  где-то в космосе, в мире  идей.

  Идеи обладают  целым рядом особых свойств.  Они бестелесны, вечны, неизменны,  недоступны человеческим чувствам  и постигаются только разумом.

  Идеи иерархичны, как бы соподчинены друг другу,  имеют структуру, подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного, справедливости. Ниже располагаются идеи, выражающие общие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют идеи основных групп, разрядов, классов, предметов и живых существ, например, растения, животные, человек и т.д.

  Этому высшему  миру идей противостоит непосредственно  окружающий нас материальный  мир, мир вещей, который доступен  нашим чувствам, познается с их  помощью. Однако этот мир вторичен, он является всего лишь «тенью» от мира идей. В то время как идеи являются вечными и неизменными,  вещи материального мира непостоянны и конечны, смертны. Например, по Платону, вещественные столы, кровати и т.д. представляют собой «тень» вечных идей стола и кровати, которые так или иначе проявляются во многих столах и кроватях.

  Учение о  мире идей представляет собой  главный вклад Платона в становление  философской мысли. Однако оценка  этого вклада была и остается  противоречивой.

 

Предмет онтологии:

Основным предметом  онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

  Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

  Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

  Платон –  первый античный философ, создавший целостную философскую систему, составными частями которой выступают: онтология, гносеология, учение о душе, учение о политике.

  Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания.

  Основная  гносеологическая схема анализа  познания включает субъекта, наделенного  сознанием и волей, и противостоящий  ему объект природы, независимый  от сознания и воли субъекта  и связанный с ним только  познавательным отношением.

  Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и другое.

 Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая гносеология связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму).

  Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца XIX в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ( «практика»), культурная норма ( «парадигма»), язык и другое.

  Традиционная  гносеологическая проблематика  включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках гносеологии  занимает методология науки и эпистемология.

  Гносеология. По Платону познание – это воспоминание. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть, попав в тело человека, душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение.

 

  1. Основные положения учения Платона о государстве и человеке

  Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей:

1) разумной;

2) пылкой (волевой);

3) вожделеющей  (чувственной).

 Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства.

  В философском мировоззрении Платона огромное место занимают его взгляды на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных произведения – «Государство» и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются в диалогах «Политик» и «Критон».

  Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил четыре типа государства: 

1) Тимократия -  власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

Информация о работе Философия Платона