Философия Рене Декарта (1596 - 1650)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой

Содержание

Введение
1. Рене Декарт и его учение
2. Доказательство существования Бога и его роль в философии Р. Декарта. Учение о врожденных идеях
3. Правила метода
4. Проблемы метода
Заключение
(б). Философия о взаимосвязи свободы и ответственности
Введение
1. Свобода и ответственность личности
1.1 Свобода
1.2 Ответственность
2. Современное состояние вопроса свободы и ответственности
2.1 Диапазон между свободой и ответственностью
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

Все это составляет предмет изучения многих наук, которые к проблемам свободы подходят с социологических, экономических, политических, психологических, юридических, нравственных, исторических, медико-биологических и других позиций. Опираясь на данные частных наук, философы размышляют о свободе, синтезируя эти данные, выявляя ее объективации, сущность, содержательные элементы, мировоззренческие аспекты, взаимосвязи и взаимозависимости с социальной ответственностью, другими проявлениями человеческой природы, общеисторические и социальные характеристики данного феномена.

Второй крупный этап “шествия к свободе” связан с прогрессом в производительной силе труда, а следовательно, и со значительным увеличением массы изготавливаемых товаров, ростом рынка, который становится международным. Сама рабочая сила, или способность к труду, приобретает свободный, независимый характер, но в рамках вещных отношений, диктуемых собственниками средств производства.

Для достижения третьей ступени в развитии свободы, именуемой свободной индивидуальностью или свободной, неотчужденной, всесторонне и гармонично развитой личностью, требуется нечто неизмеримо большее, чем то, что достигнуто ныне в эволюции социума и его граждан.

Такая индивидуальность, будучи действительно, а не наполовину свободной, будет отличаться универсальным развитием своих внутренних потенций, противоположным нивелированию и обезличиванию людей. И, что особенно важно, свободная индивидуальность явится в своей субстанции уже не мерой свободы и независимости человека от общества, а специфическим критерием социальности, мерой связи и единства с обществом и природой.

Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, их общностей; с правом - волей, возведенной государством в закон. Волевая деятельность, волевые отношения людей в конечном счете детерминированы экономически и политически, но лишь в конечном счете. Реально они настолько самостоятельны и даже “самостийны”, что представляют собой относительно автономную сферу человеческой деятельности. Свобода воли - не идеалистическая “чепуха” и “лжепроблема”, а реальный фактор человеческого существования, общественной жизни.

 

 

Свободный человек принимает решения по собственной воле. Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются с волей и деятельностью других людей, групповыми и общественными интересами? Так свобода и ответственность личности становятся двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга характеристиками ее бытия. Между тем сторонники абсолютной свободы воли полагают, что поскольку поведенческие поступки человека строго детерминированы внешними условиями и обстоятельствами, он не может и не должен нести ответственность за социальные последствия этих поступков. Считается, таким образом, что воля человека не может быть свободной при сохранении внешней детерминации: либо свобода, либо необходимость.

Свобода порождает добро, а несвобода, рабство во все времена плодили зло.

Свобода и ответственность представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности не бывает свободы. Точнее нам говорят еще жестче - ты хочешь свободы - но ты помни, что за это бывает. Нас пытаются ограничить, не дать поступать, как мы хотим, проявлять свою свободу. И ответственность здесь используется, как способ ограничения. В руках тех, кто хочет нами владеть, ответственность - средство власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 5:

 

  1. Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …

а) аксиологической.

 

    1. Философия, в отличие от религии, является …

в) теоретической формой осмысления бытия.

 

    1. Общей для философии и религии функцией является …

г) экзистенциальная.

 

    1. Древнегреческую философию отличает от древневосточной  …

б) рационализм.

 

    1. Центральной проблемой немецкой классической философии является …

б) структура человеческой психики.

 

    1. Характерной чертой русской идеалистической философии является …

в) антропоцентризм.

 

    1. Теорию естественного права разработал …

г) Джон Локк.

 

    1. К представителям постмодернистской философии относится …

в) Жиль Дёлез.

 

    1. Исходным принципом философии Г.В.Ф. Гегеля является …

а) тождество бытия и мышления.

 

    1. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления …

а) феноменология.

 

    1. Положительное содержание метафизических идей И. Кант усматривает в том, что они являются …

а) предметами практического разума.

 

    1. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

а) метафизическим материализмом.

 

    1. Установите соответствие между представителями древнегреческой философии и онтологической проблематикой. (Укажите не менее двух вариантов ответа)

(а) Гераклит

(б) Пифагор

(в) Парменид

(г) Демокрит

(д) Платон

5) универсальность изменений в мире;

(1) числа и их соотношения;

(3) неподвижность и единство сущего;

(2) атомы, движущиеся в пустоте;

(4) умопостигаемые идеи и чувственно-конкретные вещи;

 


 

 

    1.  К сциентистскому направлению современной западной философии относятся следующие школы … (Укажите не менее двух вариантов ответа)

а) феноменология;

б) критический рационализм;

д) позитивизм;

е) прагматизм.

 

 

    1. Основными чертами философии Вл.С. Соловьева являются … (Укажите не менее двух вариантов ответа)

а) софийность;

в) религиозность.

 

    1. Сторонники философии прагматизма считают, что истина – это …

в) общезначимое полезное для людей представление (верование).

 

    1. Концепции, считающие пространство и время особыми сущностями, не зависящими от любых материальных объектов, называются …

в) субстанциональными;

 

    1. Образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность – это …

   г) цель.

 

    1. Идея регрессивного развития общества рассматривается в философии …

а) Э. Фромма;

б) К. Маркса;

в) Г.В.Ф. Гегеля;

   г) О. Шпенглера.

 

    1. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений?

а) стремление людей к новому, более совершенному;

б) внешние факторы, влияние природной среды;

в) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

   г) всё перечисленное выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. АсмусВ.Ф. "Избранные философские труды", т.2, М: 1969
  2. БольшаковА.В., ГрехневВ.С., ДобрынинаВ.И.Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994
  3. Введение в философию.// под ред. ФроловаС.С., М., 1996
  4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.– М.: Мысль, 1989
  5. СоколовВ.В.Философия Рене Декарта.– М., 1986.
  6. СпиркинА.Г.Философия. Учебник. М., 2001
  7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2005.
  8. Максимов А.М., Природа человека и его свобода., 2005.
  9. Лосский Н.О., Свобода воли. Избранное. - М., 2004.
  10. Словарь философских терминов. - М., 2005.
  11. Философия в вопросах и ответах. - М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Рене Декарта (1596 - 1650)