Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:20, реферат
Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
Подготовила: Вафа Губадова
Группа: 106
Проверил: Роман Шульман
БАКУ
22.11.2012
Содержание:
Введение………………………………………………………………………. 3
Жизнь и деятельность Ф. БЭКОНА………………………………………... 4
Бэкон как представитель эмпиризма………………………………………. 5
Проблема природы и человека в философии Ф. БЭКОНА……………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………. 17
Введение
В эпоху Возрождения Европа достигла многого в развитии науки и философии. Философию этого периода принято называть философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, которые порождают изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении эксперементально-математического естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
Введение………………………………………………………………………. 3
Жизнь и деятельность Ф. БЭКОНА………………………………………... 4
Бэкон как представитель эмпиризма………………………………………. 5
Проблема природы и человека в философии Ф. БЭКОНА……………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………. 17
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
______________________________
1Бэкон Ф. Новый Органон// Сочинения. В 2 т. М., 1978. Т. 2, С. 24 ( XLIX )
Идолы театра (или теорий) - это заблуждения,
проистекающие из безусловного подчинения
авторитету. Но ученый должен искать истину
в вещах, а не в изречениях великих
людей. Борьба с авторитарным мышлением
- одна из основных забот Бэкона. Следует
безоговорочно признать лишь один авторитет,
авторитет Священного Писания в
делах веры, но в познании Природы
ум должен опираться только на опыт,
в котором ему открывается
Природа. Разведение двух истин - божественной
и человеческой - позволило Бэкону
примирить существенно
Обратим внимание на один важный момент
бэконовской критики идолов: все,
что составляет специфику познающего
субъекта, объявляется философом
источником заблуждений. Сюда попадают
не только индивидуальные особенности
эмпирического субъекта, еще греческими
философами объявленные причиной ложных
мнений, но и сама природа разума,
этой общей способности
Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства – определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный процесс, абстракция. Формы Бэкона - это формы "простых природ" или свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений. Причины могут быть разными: действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона в значительной
степени предвосхитила
Родоначальник эмпиризма Бэкон
ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила
разума как раз и проявляет
себя в способности такой
В конце своей жизни Бэкон
написал книгу об утопическом
государстве "Новая Атлантида"
(опубликована посмертно в 1627 г.). В
этом произведении он изобразил будущее
государство, в котором все производительные
силы общества преобразованы при
помощи науки и техники. В нем
Бэкон описывает различные
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
Влияние философии Бэкона на современное
ему естествознание и последующее
развитие философии огромно. Его
аналитический научный метод
исследования явлений природы, разработка
концепции необходимости ее экспериментального
изучения сыграли свою положительную
роль в достижениях естествознания
XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона
дал толчок развитию индуктивной
логики. Классификация наук Бэкона
была положительно воспринята в истории
наук и даже положена в основу разделения
наук французскими энциклопедистами.
Хотя углубление рационалистической методологии
в дальнейшем развитии философии
снизило после смерти Бэкона его
влияние в XVII в., но в последующие
века идеи Бэкона приобрели свое новое
звучание. Они не потеряли своего значения
вплоть до XX в. Некоторые исследователи
даже рассматривают его как
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. "Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом". Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм "ЗНАНИЕ - СИЛА!", в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. Современная физика не потому экспериментальная наука, что применяет приборы, для установления фактов о природе, а, наоборот: поскольку физика, причем уже в качестве чистой теории заставляет природу представлять себя как расчетно предсказуемую систему сил, постольку ставится эксперимент, а именно, для установления того, дает ли и как дает о себе знать представленная таким образом природа", - пишет М.Хайдегер.
К сожалению, эта
Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком, его ценностями, культурой. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Существенной особенностью технократического
мышления является взгляд на человека
как на обучаемый, программируемый
компонент системы, как на объект
самых разнообразных
Нельзя идентифицировать технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление - уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. Наука и особенно техника возвысились над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки. Вряд ли Ф.Бэкон предполагал, что его стремление возвеличить науку может обернуться такими последствиями, как, впрочем, и Нильс Бор не ожидал, что его открытие станет угрозой жизни всего человечества.
Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. "Логика, - пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна". Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение "нового европейского мышления", которое остается господствующим и в наше время.
Список использованной литературы:
1. Рамиз Мехтиев «Философия». Учебное пособие. Баку, 2009 г.;
2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва,
«Проспект», 1997 г.;
3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984;
4. Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.;
5. " Антология мировой философии. Т. 2. М., 1971;
6. " Д.И. Дубровский. Проблема идеального. М., 1983;
7. " История философии: Россия-Запад-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Книга
Вторая. М., 1996;
8. " Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993;
9. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.