Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:26, реферат
Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т.д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условиях господства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо.
Наиболее полно систематизировал знания древних в области световых явлений. Следуя его трудам, все ученые стали разделять оптику на катоптрику, т.е. науку об отражении и диоптрику, т.е. науку об изменении направления световых лучей при попадании в прозрачные среды, или, как мы теперь говорим, о преломлении. Почти за 1500 лет до Ферма чисто геометрическим путем приходит к частной формулировке его принципа для отражения: "Скажу, что из лучей, падающих из данной точки и отражающихся в данную точку, минимальны те, которые от плоских и сферических зеркал отражаются под равными углами". В трактате "Катоптрика" (катоптрика-наука об отражении лучей от зеркальных поверхностей) Герон обосновывает прямолинейность световых лучей бесконечно большой скоростью их распространения. Далее, он приводит доказательство закона отражения, основанное на предположении, что путь, проходимый светом, должен быть наименьшим из всех возможных. Вслед за законом отражения Герон рассматривает различные типы зеркал, особое внимание уделяя цилиндрическим зеркалам.
Птолемей Клавдий (II в. н. э.)
Является автором трактата “Великое математическое построение астрономии в XIII книгах” (получившая впоследствии известность под арабизированным названием "Альмагест"), который более тысячелетия оставался сводом астрономических знаний. Этот труд явилсявысшей точкой античной астрономии и одновременно ее последним крупным достижением. В “Альмагесте” Птолемей определил продолжительность года, дал методы расчета лунных и солнечных затмений, описание астролябии, поместил каталог 1028 звезд, объяснил явление прецессии, первым ввел поправку на рефракцию и т.д. Придал завершенный вид геоцентрической теории мироздания (птолемеева система мира), разрабатываемую до него Эвдоксом Книдским, Аристотелем и Гиппархом. Со временем птолемееву систему заменила система мира Николая Коперника. Его система мира была итогом усилий многих греческих ученых (начиная с Эвдокса), направленных на построение рациональной геоцентрической модели мира, которая позволила бы объяснить все факты по поводу движения небесных тел. Эта система внутри себя уже содержала гелиоцентрическую систему мира, которая предстала перед человечеством после открытия законов Кеплера, шаг заключался только в том, чтобы изменить точку зрения. Он написал труд "Оптика" в пяти книгах, в котором описал первые действительно точные диоптрические исследования с целью учета влияния преломления атмосферы на астрономические наблюдения. Для этих целей первым сконструировал прибор, представляющий собой металлический диск, разбитый на 360 делений и погруженный наполовину в воду. По диску вокруг центра вращались две линейки – указатели А и В. Наполовину погружая диск в воду, Птолемей перемещал верхнюю линейку до тех пор, пока она не казалась продолжением нижней, находящейся в воде. Вынув затем диск из воды, он определял углы падения и преломления. Полученные по его данным значения показателя преломления воды лежат в диапазоне от 1.25 до 1.34. Птолемей не смог открыть количественный закон, связывающий углы падения и преломления, ошибочно полагая, что для данных двух сред углы преломления изменяются почти пропорционально углам падения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая специфику науки в период античности, можно сделать вывод, что античные научные воззрения имели существенную гуманитарную составляющую как по форме, так и по содержанию. Научные труды облекались в форму литературных произведений, носили отпечаток мифологичности, романтизма, мечтаний. В античном мире возникали умозрительные построения, догадки, идеи, получившие развитие в более позднее время. К таким идеям можно отнести, например, гипотезу о гелиоцентрическом устройстве мира, атомизм. Возникла традиция научных школ, первыми из которых были Академия Платона и Ликей Аристотеля.
В период античности наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующихся на получении новых знаний, знания становятся системными, теоретичными и рациональными. Естественные науки существовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена. В методологическом плане важным достижением античности является создание дедуктивного метода исследований, закрепленного в наиболее законченном виде в «Логике» Аристотеля, и аксиоматического метода изложения научных теорий, использованного впервые в «Началах» Евклида. Формальная логика Аристотеля, обогащенная новыми правилами, называется сейчас традиционной. На ее основе возникла математическая логика. Как междисциплинарная наука формируется математика, используемая при решении как научных, так и прикладных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Античная наука (http://antic.portal-1.ru/
2. Грядовой Д.И. «История философии. Книга 1. Древний мир. Античность» Юнити-Дана, 2009;
3. Рожанский И. Д. "Античная наука". М.: Наука, 1980.
4. Сизов В.С «История философии». Учебное пособие. Гриф МО РФ» 2008;
5. Найдыш А.И. "Естествознание", М.: 1998г.
6. "Естествознание", курс лекций, М.: 1998г
7. Куманецкий.К. История культуры древней Греции и Рима.- М.: Высшая школа,1990.
8. Курс лекции по истории наук, М.: 2001г.