Философия войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:51, реферат

Краткое описание

Актуальность реферата определяется как проблемностью исторического этапа в развитии техногенной цивилизации в начале XXI века - война в Югославии, контртеррористическая операция в Чечне, обострение палестино-израильского кризиса, война в Ираке, так и проблемностью социально-психологического этапа в развитии самосознания человечества – конфликт Западной и Восточной культур, цивилизаций, мировоззрений.

Содержание

1.Ведение
2. Понятие «война» - определение, виды.
2.1 Толковый словарь В. Даля.
2.2 Энциклопедический справочник «Конституция Р.Ф.»
3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе развития цивилизации.
3.1 Физическая (первобытная) война.
3.2 Экономическая война.
3.3 Психологическая война.
4.Война и Мир – парадокс или диалектическое единство?
6.1 Частный характер войны
6.2 Преодоление рациональной установки в понимании природы войны
6.3 Немирный характер мира
6.4 Война против войны.



Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 56.48 Кб (Скачать файл)

3.3 Психологическая  война.

После второй мировой  войны стало понятно, что физические формы воздействия на противника чрезвычайно затратны. Изобретение  средств массового уничтожения  вообще поставило под сомнение целесообразность полномасштабных физических войн, т.к. уничтожаются территории, ресурсы, рабы и агрессор сам может пострадать в результате применения такого оружия. Экономическая война стала приоритетным направлением. Но и мир стал другим. С середины ХХ века никто не хотел  просто так отдавать ресурсы, территорию и идти в рабство. Уже в 1961 году большинство колониальных стран  запротестовало. 
 
Психологическая война вернула многое в старое русло. Физическое воздействие отошло на второй план и маячит недалеко в виде «большой дубинки». Простой грабеж превратился в сложный ростовщический механизм. Угрожающие окрики преобразовались в тонкую психологическую игру. Изменились внешние формы, войны, но суть осталась прежней. 
 
Психологическая война полностью изменяет представление о содержании войны. В ней нет очевидных врагов. В этой войне главным является то, чтобы создать условия, в которых Ваш противник сам себя уничтожает, сам отдает Вам свои материальные и интеллектуальные ресурсы. В физической и экономической войне народ можно уничтожить, но победить — никогда. Вся история тому свидетельство. Народ можно победить только в психологической войне. Достичь этого можно, изменив его психику настолько, чтобы он стал послушным орудием и верным рабом. А для этого нужно погрузить его в мир грез. 
 
Поэтому стержневой принцип психологической войны — жизнь есть сон, а сон есть жизнь. Всю реальную жизнь человек проживает как неприятный сон, а химеры скорого благополучия, которые ему внушает хозяин, введя его в транс, воспринимает как реальность. Этот принцип издревле используется для осуществления социального господства: принцип «воздаяния» в христианстве, образ «светлого будущего» в коммунистической идеологии и т.п. Однако рассмотрим все по порядку. 
 
Появление речи позволило эффективнее, с меньшими затратами и меньшей опасностью для себя воздействовать на соперника. С древнейших времен и по сей день в повседневной борьбе люди используют речь для преувеличения или преуменьшения своих достоинств, уговоров или лести, усыпления бдительности и т.д. По подсчетам психологов, в зависимости от обстановки удельный вес лжи и неточной информации в повседневном общении колеблется от 50% до 90%. Совершенствование и усложнение отношений внутри человеческого общества открыли новые возможности психологического воздействия. Ложь, сплетни, слухи, камуфлирование своих истинных действий и намерений стали служить устрашению противника и более легкому достижению цели. Этот этап имел такое же судьбоносное значение для человечества, как и изобретение дистанционных средств поражения противника, так как позволял одерживать победу слабого над сильным за счет введение его в заблуждение. Эра физического соперничества постепенно перешла в эру соперничества интеллекта. 
Для повышения эффективности психологического воздействия вначале нужно разрушить анти суггестивный барьер и повысить внушаемость человека или толпы. С древнейших времен и до сегодняшнего дня для этих целей  используются фокусники и болтуны различных жанров, которые предстают перед людьми под личиной звездочетов, астрологов, предсказателей, целителей, гипнотизеров, знахарей, прорицателей, тибетских лам и рассказчиков анекдотов. Вначале они убеждают толпу в своих сверхъестественных дарованиях, а затем приступают к политическому и экономическому оболваниванию. Прекрасным примером этого служат современные трасты, концерны, фонды, которые обобрали население постсоветских государств, используя феномен внушаемости. Религия и религиозные деятели всегда были на острие психологической борьбы. Определенным этапом в развитии форм психологической войны стало возникновение и развитие дипломатии в современном ее виде. Сегодня дипломатические представительства в подавляющем большинстве случаев являются придатком спецслужб и политических кланов, посредством которых соперничающие государства ведут между собой психологическую войну. 
 
Новые формы войны стали появляться с развитием письменности. Появилась возможность распространения не персонифицированной информации. Ранее, когда информация распространялась из уст в уста, почти всегда можно было установить ее источник. Появление письменности затруднило поиск анонимных авторов. Из истории хорошо известно, насколько сильное воздействие на толпу оказывали т.н. предметные грамоты, которые подбрасывались в нужном месте и в нужное время. Через них организовывались массовые акции неповиновения, бунты, сводились счеты с соперниками. Появление печатного слова поставило службу дезинформации на индустриальную основу. 
 
Новые горизонты ведения психологической войны открыло радио, которое стало неотъемлемой частью среды обитания человека. Его удельный вес в информационном пространстве превзошел прессу. В процессе усовершенствования приемов психологического воздействия оно стало практически полностью служить формированию общественного сознания и его управлению. Значительную роль в этом сыграл феномен анонимности радио информации и трудности в ее архивной обработке. Если газеты и книги можно хранить, перечитывать, сравнивать, изучать фамилии, псевдонимы, прошлый опыт авторов, видеть издателя, определять его принадлежность, то радио информация гораздо труднее поддается такому анализу, а для обычного гражданина это совсем трудная задача. Изобретение телевидения и его распространение по миру  привело к стремительному росту возможностей манипулирования сознанием людей. В связи с этим естественным образом возник вопрос контроля эфирного пространства. Сегодня это одна из важнейших задач любого правящего режима. На это идут колоссальные материальные и интеллектуальные ресурсы. 
 
Решающее значение для успеха психологической войны имеет атомизация общества, недопущение консолидации государств или политических групп, организация постоянного противостояния и «войны всех против всех». Для этого необходимо разукрупнение стран-противников, создание карликовых государств с марионеточными правительствами, которые осуществляют роль надсмотрщика над своим народом ради благополучия господина, развернув армию штыками внутрь. 
 
По этой причине наибольшему давлению всегда подвергаются крупные мощные государства с целью их развала. При этом важное значение имеет формирование в противостоящих странах мощной «пятой колонны». Она может действовать под видом борцов за права человека, за чистоту окружающей среды, за равноправие мужчин, женщин и животных и т.д. Главной их задачей является дестабилизация обстановки в государстве. 
 
О мощи средств психологической войны свидетельствует тот факт, что в конце ХХ века удалось разрушить, прежде всего невоенными методами, все три славянских силовых центра: СССР, Чехословакию, Югославию.

 

 

4.Война и Мир  – парадокс или диалектическое  единство?

 

«Войны ведутся ради заключения мира» -- эту фразу можно прочесть в начале знаменитого трактата Гуго Гроция «De iure belli ac pacis», который в  разгар Тридцатилетней войны возвещал о рождении буржуазного общества и содержал изложение основ международного права. В «Пролегоменах» и начальных  главах первой книги Гроций формулирует  все главные предпосылки своего исследования «права войны и мира». Вот некоторые из них: «права»  в сфере международных отношений  создаются по взаимному соглашению государств из соображений пользы; если законы любого государства «преследуют  его особую пользу», то нормы права  народов «возникли в интересах  не каждого сообщества людей в  отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ»; источник права народов -- природа (ius naturae), законы божественные и нравы  людей; соблюдение права народов не менее необходимо, чем соблюдение внутригосударственных законов; частные войны -- это те, которые ведутся лицами, публичные же войны представляют собой войны, ведущиеся носителями гражданской власти (и об этих-то войнах идет речь в трактате); справедливы войны, которые ведутся в ответ на правонарушение, т. е. согласуются с естественным правом и т. д. .

6.1 Частный характер войны

Представление о том, что  мир является, так сказать, causa finalis военного столкновения двух держав, безусловно, определяет все войны, которые велись в системе сословных монархических  государств. Формируются ли армии  за счет вербовки солдат или на основании  принципа всеобщей воинской повинности, рожденного эпохой национальных государств, -- в любом случае предполагается частный характер войны. Иначе говоря, война рассматривается не как отрицание, а как подтверждение всеобщего состояния мира. Добропорядочный гражданин государства, всецело погруженный «в заботы войны», не может пребывать в безопасности и вере в Бога, если не будет постоянно иметь в виду мир. В противном случае «звериная сила», проступающая наружу в борьбе, не будет смягчаться человеколюбием и неминуемо создаст опасность для благополучия государства.

Стало быть, окончание войны  должно ознаменоваться обеспечением «добросовестности  и мира», которые приведут к прощению злодеяний, возмещению убытков и  расходов, что в общем-то не так  уж и плохо для христиан, коим Господь даровал свой мир.

Так становится очевидно, что  мирное, т. е. безопасное, состояние вещей носит главным образом рациональный и гуманный характер. Более того, оно определяет состояние военное не только юридически (через понятия всеобщей справедливости и естественного права народов), но и метафизически, тем самым изначально помещая войну в рациональные рамки. Свет Разума, который освещает/освящает мир, светит людям и на войне. В самом деле, нет никаких оснований предпочитать частное состояние войны всеобщему состоянию мира и жертвовать человеколюбием, безопасностью и благополучием ради продолжения войны, скрывающей в себе неверные ростки опасности, зла и ночи.

Первая мировая война - первое крупное вооруженное столкновение XX века - была ознаменована не только утратой частного характера, отличавшего войны предыдущих столетий, но и стиранием грани между войной и миром. Вместе с тем очевидно, что расширение частичного состояния войны в системе буржуазных ценностей никак не могло привести к отрицанию всеобщего состояния мира.

Очевидно и то, что причины  утраты мира, сопровождающиеся кризисом юридических и моральных норм, лежат в совершенно иной плоскости. А именно, при сохранении норм международного права, на которое ссылаются воюющие  нации, утрачивается «ясное и отчетливое»  понимание сущности мира как всеобщего, т. е. общезначимого, состояния. Мир  становится легким занавесом, который  грозит сорваться при первом же сильном  порыве ветра.

 Тем не менее и  к Первой мировой войне долгое  время применяли критерии XIX столетия -- столетия, в которое европейский  буржуа сумел в последний раз  запечатлеть свое рационалистическое  представление о мире как безопасности  в пышных фасадах акционерных  обществ, банков и жилых домов  эпохи грюндерства. Мировую войну  продолжали рассматривать sub specie мира, дня и жизни, исключая  ее темную, ночную сторону. 

6.2 Преодоление  рациональной установки в понимании  природы войны

Чешский философ Ян Паточка  относится к числу тех, кто  попытался разъяснить природу войн XX века, начало которым было положено в 1914#1918 годах. В книге «Эссе еретика» он замечает: «Мысль, что сама война  может что-то объяснить, что в  ней самой содержится возможность  осмыслить многое, чужда всем философам  истории». Истолковывая мировую войну  через открытие феномена ночи, Паточка  опирается на «Летопись военного времени» Тейяра де Шардена. «Величайший, глубочайший опыт фронта и пребывания на линии огня заключается именно в том, что он заставил увидеть ночь и уже не позволяет забыть о ней».

 С дневной точки  зрения жизнь -- это высшая ценность, которая правит человеком через  требование избегать опасности  смерти. Но на фронте жизнь  уступает место жертве, в которой  обнаруживается свобода от всех  интересов мира, жизни и дня,  ибо «от тех, кто приносится  в жертву, требуется лишь выдержка  перед лицом смерти». Оттого-то  самое глубокое открытие фронта, -- повторяет Паточка вслед за  Шарденом, -- состоит в переживании  «обрыва жизни в ночь, борьбу  и смерть, осознание, что их  нельзя списать со счетов жизни,  хотя с точки зрения дня  они кажутся просто небытием». 

Эти важные мысли отсылают нас к другому философу и писателю XX века, Эрнсту Юнгеру, творчество которого позволило Паточке взглянуть  на Первую мировую войну как на «решающее событие в истории XX века», определившее характер столетия. То, что война понимается как нечто  грандиозное, всеохватное, хоть и осуществляемое через людей, но превосходящее их космическое событие, безусловно, объединяет Шардена и Юнгера. Более того, у обоих мыслителей ключевую роль играет опыт ночи, опасности, жертвы и  абсолютной свободы. Существенное отличие  юнгеровского анализа войны, однако, состоит в том, что он претендует на определение метафизического  характера мировой войны, который  есть не что иное, как тотальная мобилизация, выступающая в форме технической революции.

«Мировая война -- событие, превосходящее по размаху Французскую  революцию», -- провозглашает Эрнст  Юнгер в своем знаменитом эссе 1930 года «Тотальная мобилизация». Переживание  войны и фронтовой опыт (Кriegserlebnis, Fronterlebnis) занимают, пожалуй, центральное  место в мироощущении поколения, к которому принадлежал Юнгер, прошедший  всю войну и награжденный осенью 1918 года высшим прусским военным орденом  «Pour le mérite». Первая мировая война  воспринимается как событие, радикально определившее исторические черты новой  эпохи, ознаменовавшее поворот, смену  эпох. В событии войны Юнгер  открывает огромный революционный потенциал. А именно, благодаря осмыслению войны как космического феномена жизни, примиряющего и объединяющего в себе дневную и ночную стороны, он фиксирует переход войны из частичного состояния в состояние тотальное. Такое понимание войны как тотальности позволяет Юнгеру увидеть в технической революции современности скрытый «военный потенциал», potentiel de guerre. Более того, в той мере, в какой техника обнажает свой военный характер, она выдает связь с жизнью, является «инструментом жизни». Превосходный физиогномист эпохи, Юнгер фиксирует рождение «новой действительности» современного мира из «стальных гроз» Первой мировой войны, которая представляет собой планетарный технический процесс. Военный потенциал техники, считает Юнгер, впервые заявил о себе в крупных технических сражениях Первой мировой войны, последовавших за битвой на Сомме 1916 года: «В смертельно искрящихся зеркалах сражения военной техники мы узрели крушение безнадежно потерянной эпохи».

Прежде чем превратиться в «безличную волну уничтожения», potentiel de guerre должен был сформироваться в ходе работы. А если в современном  техническом мире война непосредственно  связана с «рабочим тактом гигантского  производства», т. е. зависит от степени  вооружения, то ее исход определяется уже не в битвах армий всеобщей воинской повинности, а в битве  армий работы. Это означает, что  более невозможно различить «работу  в целях мира» и «работу  в целях войны» -- иными словами, стирается грань между войной и миром. Тотальность, присущая новому типу войн XX века, не оставляет места подлинному миру. Поскольку отношение к технике является общим знаменателем для воина и рабочего, то функция современного воина получает рабочее определение, а функция современного рабочего -- определение военное. Солдат становится рабочим в гигантском техническом аппарате, а рабочий -- солдатом, от деятельности которого зависит результат войны.

В эссе начала 30-х годов  «Тотальная мобилизация» (1930) и «Рабочий» (1932) Юнгер приходит к определению  техники как «тотальной мобилизации». «Тотальная мобилизация» есть не что  иное, как метафизический характер современности, охватывающий все жизненные  отношения и без остатка подчиняющий  их единственной цели -- вооружению. «Картина войны как некоего вооруженного действа… вливается в более обширную картину грандиозного процесса работы. Наряду с армиями, бьющимися на полях  сражений, возникают новые армии  в сфере транспорта, продовольственного снабжения, индустрии вооружений -- в сфере работы как таковой… В  этом абсолютном использовании потенциальной  энергии, превращающем воюющие индустриальные державы в некие вулканические  кузницы, быть может, всего очевиднее  угадывается начало эпохи работы -- оно делает мировую войну историческим событием, по значению превосходящим  Французскую революцию. Для развертывания  энергий такого масштаба уже недостаточно вооружиться одним лишь мечом -- вооружение должно проникнуть до мозга костей, до тончайших жизненных нервов. Эту  задачу принимает на себя тотальная  мобилизация, акт, посредством которого широко разветвленная и сплетенная из многочисленных артерий сеть современной  жизни одним движением рубильника подключается к обильному потоку военной энергии».

Один из важнейших моментов юнгеровского диагноза современности  заключается в узнавании того, что «в эпоху масс и машин» образ  войны изначально «вписан в мирное положение вещей». Отсюда следует, что  огромный революционный потенциал  «тотальной мобилизации», понимаемой в «Рабочем» как функция метаисторической фигуры «гештальта рабочего», способен питать военный процесс и после  фактического окончания войны. Отталкиваясь от этого диагноза, мы можем трактовать войну как a priori любого экономического, политического, социального или  культурного процесса -- в той  мере, в какой требования «тотальной мобилизации» актуальны для государств, юридически пребывающих в состоянии  мира.

6.3 Не-мирный характер  мира

Описание (диагноз) технической  современности в «Тотальной мобилизации» и «Рабочем» имело большое  значение для философа Мартина Хайдеггера, который в 30-е годы размышлял об «истории бытия» и необходимости  преодоления нигилизма. Для него «Рабочий» Юнгера «имеет вес, потому что он иначе, чем Шпенглер, делает то, чего до сих пор не смогла сделать  вся литература о Ницше, а именно: дает опыт сущего и того, каково оно, в свете ницшевского наброска сущего как воли к власти...». «В свете» опыта технической действительности, или, говоря вместе с Юнгером, «тотального  характера работы», Хайдеггер пытается толковать и «тотальность» «мировых войн» как следствие «бытийной  оставленности сущего». В трактате «Преодоление метафизики» (1939) показывается, как человек втягивается в  процесс «технического обеспечения» и сам превращается в «ценнейший материал для производства», позволяя своей воле полностью раствориться в этом процессе и становясь «объектом» бытийной оставленности. Согласно Хайдеггеру, мировые войны -- это «миро-войны» (Welt-Kriege), «предварительная форма устранения различия между войной и миром», каковое неизбежно, поскольку «мир»  стал не-миром вследствие оставленности  сущего истиной бытия. Иными словами, в эпоху, когда правит воля к власти, мир перестает быть миром. «Война стала разновидностью того истребления сущего, которое продолжается при мире... Война переходит не в мир прежнего рода, но в состояние, когда военное уже не воспринимается как военное, а мирное становится бессмысленным и бессодержательным».

Говоря об a priori войны или, вслед за Хайдеггером, о не-мирном (военном) характере мира, мы, конечно, подразумеваем не только гражданский  порядок, который выстраивается  в силовом поле между полюсами двух мировых войн, но и его превращения -- десятилетия планетарного противостояния двух «лагерей» и провозглашенную  в начале 90-х годов эпоху глобализации (мондиализации). Иными словами, понятие a priori войны означает экономические, политические и социальные требования, которые вытекают для Европы и  России из тотальности мировых и  гражданских войн.

Информация о работе Философия войны