Философия всеединства Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Владимир Сергеевич Соловьев1 (1853–1900) – русский философ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева, первым в России создал обширную и самостоятельную философскую систему, которая основана на идеях христианской веры и немецкого диалектического идеализма. Основные философские работы Соловьева:
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900);
«Оправдание добра» (1897);
«Смысл любви» (1894);
«Духовные основы жизни» (1882—1884);

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3стр.
1.Становление творчества Владимира Соловьева………………….……………….........5стр.
2. Социальные и идейно-теоретические истоки……………………………………...…...9стр.
3. Учение о всеединстве………………... ………….……………………………………..12стр.
4. Этическое учение Соловьева…………………………………………………………..20стр.
Заключение...........................................................................................................................25стр.
Список используемой литературы…………………...................

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (3).docx

— 251.96 Кб (Скачать файл)

Защищая права небольших народов на свою государственность, Соловьев и не вспомнил о правах огромнейшего народа, который создал государство, вошедшее в историю под именем Россия.

Не зря крупный государственный деятель Победоносцев в письме к Александру III писал, что «совершенно обезумевший» Соловьев своими идеями только способствует ослаблению и развалу Российского государства. Александр III, полностью соглашаясь с Победоносцевым, считал философа «чистейшим психопатом»15.

Но к счастью для России идеи Соловьева при его жизни о будущем России не пользовались огромной популярностью и не нашли широкой поддержки. С одной стороны, ему противостояло консервативное крыло русской общественной мысли, а именно таких мыслителей, как Леонтьев, Страхов, Данилевский, а, с другой, его идеи были неприемлемы и радикалам, которые, хоть и являлись сторонниками интернационализма, но не собирались строить весь этот интернационал под руководством католической церкви.

В своих философско-исторических воззрениях именно Соловьев довольно наглядно показал то, что Победоносцев назвал «болезнью нашего времени» – изобретение отвлеченных схем, далеких от жизни реальной, и желание, опираясь на них, переделать жизнь.

В концепции каждого мыслителя нужно суметь увидеть и сильные, и слабые стороны, которые связаны тесным образом. Последователи Соловьева смогли выделить позитивное ядро в его наследии и создать на нем отдельное философское направление.

За 2 года до смерти, Соловьев резко меняет взгляды на будущее всего человечества, отказываясь от идеала богочеловечества. Он приходит к убеждению в бесполезности всех надежд на беспрерывный прогресс общества, на совершенствование любого человека и всего человечества в целом. Нет стадии богочеловечества, следовательно, нет и перемен в глубинных свойствах универсума (совокупности и общности), а так же нет и победы над временем. Философ отказывается от боготворческой утопии и возвращается к традиционной христианской эсхатологии (к конечному знанию): новое царство всеобщего блаженства создастся только лишь за пределами земной истории человечества16. Оптимизм покидает философа и сменяется мрачными размышлениями, вызванными событиями в России и Европе в конце XIX в. Соловьев предстает перед всеми пророком, который предсказывает грядущие войны, утверждение тоталитаризма и безраздельной власти диктатора, воцарение антихриста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этическое учение Соловьева

       Нравственное  совершенствование человека и  общества Соловьев связывает  с рассмотрением социальных проблем. Он опирается на то, что наличие добра в мире как идеальной сущности является общепризнанным, добро есть норма и должное17. Значение активности индивидуально-социального объекта, - отмечает Соловьев, - именно в творческом осознании добра, которое обращено во всем.

       Нравственным  смыслом человека по Соловьеву является служение чистому, исчерпывающему добру, так как лишь добро стремится к полнейшему совершенству, которое включает в себя и добро, и благо, и блаженство. Соловьев говорил о совершенствовании человека, отмечая то, что каждый человек должен осознать свое несовершенство, а именно нравственное. Затем он должен принять ту мысль, что абсолютное добро существует. А в конце концов человек должен почувствовать собственное стремление прикоснуться к идеалу добра, получить беспрерывное желание к совершенствованию. Но при одном условии, что это «долженствование» выкорчевывает всякие принуждения. Любой представитель человечества сам вступает на путь служения добру, который основан на внутренних потребностях и на сознательном убеждении. Человек должен свободно раскрыть различные возможности собственных сил. Любое насилие над человеком исключается, не оправдывая себя даже наивысшими целями, насилие просто напросто недопустимо. Духовная свобода, свобода воличеловеческой души стремятся к добру и исполняют всеобщее дело как свое собственное, свобода лежит у самого основания любых благ на земле, утверждает философ.

       Соловьев считал, что процессу совершенствования людей присуща поддержка Бога, а также природные предпосылки нравственности самого человека. Эти предпосылки включают в себя следующие первичные атрибуты человеческой природы: стыд, жалость и благоговение. Сам человек стыдится собственной животности. В нем просыпается чувство жалости к любым живым существам, он обнаруживает в себе солидарность с ними как непременное условие общественной жизни. Это чувство благоговения отражает необычное отношение человека к высшим началам и представляет собой «индивидуально-психический корень религии». Именно эти чувства - стыд, жалость и благоговение – отражают необычное отношение человека к низшим существам, к равным себе и к существам выше себя. В основе этих чувств лежит страсть к цельности человеческого бытия.

       Человек не  игнорирует негативные проявления  бытия, но он и не может абсолютизировать их, он обязан фокусироваться в настоящем на реальных зачатках и задатках того, что может максимально способствовать сохранению, развитию и победе добрых начал. Этим человечество может идти к большему и большему сближению идеала и действительности. По Соловьеву все это включает в себя достойная жизнь человека.

       Стремления и  желания помогают человеку совершенствоваться, но помощь также оказывает состояние общественной среды в данный момент истории, именно состояние общественной среды органически объединено с совершенствованием общества. Соловьев, как и другие философы XIX в., пытался прийти к истинным формам «собирательной», совместной, солидарной жизни людей18, он хотел определить земные средства для достижения этой идеи. Вообще, солидарность по Соловьеву не что иное как всеобщий шаг мирового развития человечества, но она сама нуждается в совершенствовании, потому что нередко сама не одухотворена высокими нравственными нормами. В этом случае человеческое общество должно жить,  развиваться, а также обязательно непрерывно совершенствоваться. Общественный прогресс является показателем развития общества, он должен быть направлен на достижение идеально-совершенной цели. Социальные противоречия и установление «христианского мира», а также всеобщая справедливость установятся только лишь при нравственном совершенствовании общества. По структуре общество должно жить естественной жизнью, обеспечивая себе материальное благосостояние и твердо опираясь на землю. Реальные средства совершенствования общества обуславливают его нормальное развитие, именно данную возможность предоставляет искусственная жизнь общества, а именно цивилизация19. Для цивилизации характерно движение вперед и развитие сил общества. Целью и направленностью развития цивилизованной жизни, смыслом общественного прогресса предстает духовная жизнь, которая представляет собой формирование высших идеалов и духовных благ, а все люди живут и действуют ради них.

       Общественным развитием, утверждает Соловьев, управляют "три коренные силы"20. Первая - центростремительная сила, стремящаяся подчинить человечество одному верховному началу, устранить все многообразие общественных форм и подавить свободу личности. Второй силой является центробежная сила. Именно центробежная сила определяет значение общих единых начал, а также утверждает множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи, "всеобщий эгоизм и анархию". Самая главное значение присуще третьей силе, которая дает положительное содержание, и первой, и второй силам, освобождает их от исключительности. Эта сила способна примирить единство наивысшего начала и свободную множественность частных форм и элементов, она также способствует формированию целостного общечеловеческого организма и дает ему жизнь внутри самого себя. Именно такой последней силой становится откровение высшего божественного мира. Следовательно,только она обязана обеспечить общественное развитие его же безусловным содержанием и целью.

       Общество воплощает  в себе высшую цель и основывается  на принципах справедливости, значит  идеалом такого общества, по Соловьеву,  может стать лишь свободная  теократия. В таком обществе, где нравственная власть находится в руках церкви и ее верховного представителя первосвященника, сила отводится царю, право живого совета с Богом – именно пророкам. Добровольное подчинение государства власти церкви является характерной особенностью этого социального порядка. Возможность существования истинной теократии основана именно на принципе свободы, на добровольном единстве духовных и светских сил.

       Надежды Соловьева  были основаны на том, что именно Россия заложит основы свободной теократии. Ведь эта страна является носителем божественной силы и подлинного православия21. Историческая миссия России заключается именно в посредничестве между человечеством и высшим божественным миром, в церковном примирении Востока и Запада.

Русский народ имеет некую высшую силу, которую ему предназначено провести в человечество.Призвание (призвание религиозное в высшем смысле этого слова) России в ходе мировой истории определяет значимость ее скорых задач.

       Нужно отметить, что под конец жизни философ уделял огромное внимание именно проблемам взаимоотношения личности и общества, человека и общества и подчеркивал их органическое единство. По Соловьеву, любая личность не взирая на свой общественный статус наделена безусловным правом на достойное существование и свободное развитие своих положительных сил. Следуя за Кантом, русский философ требует того, чтобы личность перестала быть средством для достижения блага другого лица или общества. Наоборот, она обязана стать целью. Ведь любое лицо представляет собой что - то индивидуальное и незаменимое. Помимо этого Соловьев не запирает себя в рамки формальных, абстрактных рассуждений, касающихся этой темы. Соловьев утверждает, что суверенное достоинство человека  проявляется во всем многообразии жизни людей в мировом процессе восхождения к Истине, Добру, Красоте.

       Соловьев также ставит перед обществом нравственное требование. Он наставляет, что единственной нравственной нормой общества (если норма соблюдается, то значит она внутренняя) является свободное согласие всех членов общества. В обществе должен устояться принцип достоинства человека или безусловное значение любого члена общества. Философ выделяет то, что степень подчинения отдельного лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру. Без выполнения данного требования общественная среда не может иметь никаких прав на единичного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Для христиан центральное историческое событие - это пришествие Христа, Сына Божьего, Богочеловека. Поэтому русский философ с этим связывал то, что в мировой истории начался новый качественно новый этап.

       Философ считал, что духовное содержание Востока должно соединиться с логическим наполнением Западного. Такова была его философия, поэтому он считал, что задачу, которую данная философия объединения ставит перед собой следующая:  осуществить универсальный синтез научного знания, философии, а также религии. Знание может иметь объективное значение, свою логическую необходимость и связь только в том случае, если Бог сочтет нужным сделать мир завершенной органической системой. Между Богом и миром существует особая связь изнутри, она выявляется в каждом положительном проявлении существования. Единый познавательный процесс нашей реальности по своей сути во всех случаях наведет на религиозное и христианское мировоззрение, а оно в свою очередь опирается на учение о богочеловечестве (божество и человек), которые вместе воплощены во Христе. Именно историей данного воплощения «естественно завершается личным соединением живого Бога со всем существом человека - с разумной душой и материальным телом»22.

       По Соловьеву весь мир включает в себя элемент Бога, идею всеединства в потенции как идеи. Но он также состоит из небожественного, а естественного, материального элемента, благодаря которому частное не может быть всеединым. Именно частное стремится к всеединству, как мы уже знаем, а затем поэтапно достигает этой цели, в конце концов соединяясь с Богом. Всеединство - это процесс развития мира. Мир множественности и частности не может принять и отрицает всеединство. Существование божественного принципа как идеи потенциально допустимо в слепом, бессознательном желании любого представителя человечества. Изначально такой элемент станет ограничителем разделения и распыления в качестве формы наружного закона, который восстановит единство, именно для самой полноты жизни. Но потом на стадии развития, которая будет в разы выше предыдущей, из-за того, что сознание вырастет и изменится, именно единство извне превратится во всеединство внутри самого человека. Основой всеединства предстанут именно этические принципы и ни что иное.

       Все то, что  нам досталось от Соловьева  можно трактовать следующим образом:  философ яро сражался за все духовное, что присутствует в человеке, отстаивал высшие идеалы личности и всего общества, по крупицам, используя весь свой творческий потенциал и объединяя духовные ценности отечественной и мировой культур. Соловьев создал учение об эволюции и о «душе» исторического процесса. Философ рассматривал исторический процесс через призму совершенствования общества и отдельного человека.

       Христианство  для Соловьева было религией  жизни, а также являлось  окончательной  полнотой духовного и земного бытия. Русская философская мысль была выведена Соловьевым на мировой уровень общечеловеческих проблем.

       Нужно подвести  итоги всей деятельности Владимира  Соловьева. Для себя мы поняли, что этот человек провел широкомасштабную работу по отношению к философскому знанию. Он создал русскую философию, стал ее отцом. Быть может именно в вопросах, касающихся истории, церкви и общества, Соловьев зачастую колебался, возможно, даже заблуждался и обманывал сам себя. Да даже если и допустить все это, но разве существуют на свете непогрешимые люди, которые никогда не ошибаются? Ведь именно Соловьев был честным, ярким, пламенным, неутомимым искателем правды на земле, и он был уверен в том, что именно эта правда когда-нибудь сойдет на землю.

 

 

Библиографические ссылки:

  1. Альбов Н.М. Право и свобода – СПб, 2000 – 150 - 176 с.
  2. Бердяев Н. А. Истина и откровение -СПб,1996 – 20 - 45 с.
  3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф., Человек и общество, Обществознание – М, 2008 -17 глава
  4. Бэйли Э. От интеллекта к интуиции - М., 2003, 44 с.
  5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX веков – Л., 1989 – 73 – 74 с.
  6. Газета «НОВЫЙ ВЗГЛЯД» Апофеоз своеволия – 2000
  7. Гессе Г. Паломничество в страну Востока – М., 2004 – 13 – 51 с.
  8. Демин В. Тайны вселенной - М., издательство «Вече», 1997 – 238 с.
  9. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках – М., 1999 – 1 глава
  10. Кураев А.Католичество и православие, интервью – 07.10.2010

http://prav-sky.ru/index.php/katolichestvo-kuraev.html

  1. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева – М., издательство          «Захаров», 2007 – 36 с.
  2. Мединский В. Р.Мифы о России. О русском пьянстве, лени и жестокости – М., 2010 – 84-100 с.
  3. Несмелов В.И. Христианское учение о спасении как о богочеловеческом деле Христа — Сына Божия, 6 часть
  4. Соловьев В.В. Национальный вопрос в России – М., 2006 - 1 издание, 1 - 6 с.
  5. Соловьев В.В. Оправдание добра – Новосибирск, 1957, - 89 с.
  6. Соловьев В.В. Россия и Вселенская церковь – М., 2004 – 1 книга, 2 глава
  7. Соловьев В.В. Три силы – Новосибирск, 1995, 98 – 121 с.
  8. Тойнби А. Постижение истории – М., издательство«Прогресс», 1991 - 736 с.
  9. Филарет Мысли о вере и церкви, СПб, 1940, 78 - 120 с.
  10. Хохель С.О. Ступени сознания – Ростов – на – Дону, издательство «Ардис», 2011 – 243 с.

Информация о работе Философия всеединства Соловьева