Философия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы:
1) Выяснить природу философских проблем
2) Определить язык и стиль философского мышления
3) Рассмотреть гуманистическое значение философии

Содержание

Введение 3
1. Природа философских проблем 5
2. Язык и стиль философского мышления 9
3. Гуманистическое значение философии 14
Заключение 18
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_философия.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

 

Гуманизм  апеллирует, т.е. обращается к природе  человека, прежде всего к таким  его естественным качествам, как разум и свобода, и их детищу – здравому смыслу. Можно сказать, что гуманизм – это философия разума, свободы и здравого смысла. Но это значит, что он по существу не предлагает никакой собственной философии или особой метафизической системы, ограничиваясь минимальным: признанием и осмыслением того, что присуще каждому и чего отрицать невозможно. Именно, – выделенные выше качества. Как таковые они одинаковы для всех. Можно отрицать разумность поступка того или иного индивида, но не его разум как таковой; можно спорить о свободе или несвободе человеческой воли, но факт, что человек ставит перед собою цели, а не действует автоматически, неоспорим; можно сколько угодно вдаваться в тонкости того, что мы понимаем под здравым смыслом, но то, что должны существовать категории и представления общезначимые, очевидно. И разум, и свобода, и здравый смысл одни на всех; случись человеку общаться с инопланетными существами, он и в них предположил бы, и не ошибся, те же разум, свободу и здравый смысл. Потенциально они распределены между всеми и в этом смысле даны каждому от рождения в принципе в равной мере.

Гуманизм  – это одно из мировоззрений, опирающееся  на реальную и потенциальную человечность (гуманность) человека и вместе с  тем это одна из форм антропоцентризма. Его отличает от философии личностный и практический характер, его проблемное поле не универсально, кроме того, он не включает в себя вопросы, не имеющие  прямого отношения к человеку и человеческим отношениям.

Гуманизм  как идея, отказываясь от всяких претензий на общеобязательность, подчеркивает наличие суверенных областей существования  человека, на которые не может покушаться никто и ничто. Это область  нашего внутреннего мира с нашим я в его центре, область нашей свободы, убеждений и верований. Дело лишь за тем, чтобы каждый научился признавать заповедность этой сферы и в каждом другом.

Гуманизм  – это свободомыслие, свобода  совести, свобода убеждений.

Таким образом, гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других, в том числе и веротерпимость. Психологически он учит терпеть чужую свободу мыслить и верить. В моральном и юридическом смысле он учит нас признавать ее.

Человеческое  согласие, за которое ратует гуманизм, – это согласие в разуме и свободе  преследовать каждому из нас разные цели, как в дружной семье, состоящей  из членов разных политических партий или имеющих разные системы верований. Сам человек остается важнее идей, которые он высказывает и защищает, и общностей, членом которых он является. Приоритет базовых ценностей  – жизни и добрососедства, – вытекающий из определения гуманизма как утверждения прав и достоинств человеческого естества, есть самое глубокое выражение терпимости.

Терпимости  заслуживает все, кроме того, что  объявляет терпимости бой: насилие, фанатизм, зло в любых их проявлениях. В противовес известной формуле нетерпимости, гуманисты могли бы сказать: не с нами только тот, кто против нас. [Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002, с. 48]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

 

Проблемы философии  невозможно решить. Их можно только обсуждать  и обсуждать.

Философия как наука охватывает собой широкий круг вопросов относительно существования человека, его окружения и его смысла бытия. Если говорить об уникальности этих проблем, то ни одна другая наука не занимается изучением столь глубоких вопросов существования человека. И в то же время, изучаемы проблемы философии являются достаточно универсальными, и в той или другой степени рассматриваются отдельными науками. Отсюда и значение философского мышления – именно оно – стремление познать неизведанное - является двигателем развития всей науки, в том числе и прикладных ее областей.

Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик проблемы в современных  условиях и прогностически осмысливает будущее.

Философия языка — одно из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный.  

Гуманистическая  философия -  умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ. Человечность — безотчетный, непосредственный, стихийный гуманизм. Гуманизм — осознанная, осмысленная человечность. 

С точки зрения гуманизма человек  для человека — высшая ценность. Эта ценность приоритетна по отношению  ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.   

Гуманист осмысляет свое я в  масштабах всего человечества.  

Гуманизм признает многообразие и  единство человечества как равноценные  данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток  уменьшить это многообразие путем  насилия или принуждения. Признавая  же единство человечества, гуманизм выступает  против попыток разорвать это  единство, изолировать какую-то часть  людей от остального человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Борн М. "Моя жизнь и взгляды". М, 1973. С. 37 - 38.
  2. Введение в философию./Фролов И. -М., 1989, с. 65
  3. Ойзерман Т. М. "Проблемы историко-философской науки". М., 1982. С. 169
  4. Вернадский В. И. "Очерки и речи". Вып. II. Пг., 1922. С. 57
  5. Борис Васильевич Марков Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации

СПб.: Наука, 2011. —556с

  1. Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002, с. 648
  2. Толстая Е.А. Истоки гуманистической философии ХХ века // Армагеддон. – М., 2001; Романенко В. Г. Феноменологический анализ доктрины гуманизма. – Культура и образование. (3-й выпуск). – Уфа, 2000; Ярочкин Б.А. Гуманизм как философский принцип // Методологические проблемы философского знания. – Харьков,

Информация о работе Философия в системе культуры