Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:55, реферат
Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение
есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей
действительности, совокупность философских, экономических, социально-
политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское
мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на
окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в
целом.
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Культура как философская категория
1.1 Феномен культуры……………………………………………………………...4
1.2 Философские категории………………………………………………………..6
3. Глава 2. Философия в системе культуры
2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии……………...8
2.2 Философия в современной культуре…………………………………………..11
4. Заключение…………………………………………………………………………..13
5. Список литературы………………………………………………………………….14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»
Кафедра «Философия»
РЕФЕРАТ
по курсу «История философии»
на тему:
«Философия в системе культуры»
Выполнил: студент гр. бо 2-511-1
факультета МиМ Стерхова А.Д.
«___»________2015 г. _____________
Проверил: к. филол. наук, доцент,
доцент кафедры «Философия»
Некипелова И.М.
Оценка: _________________________
«___»________2015 г. _____________
Ижевск, 2015
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Глава 1. Культура как философская категория
1.1 Феномен культуры…………………………………………………………
1.2 Философские категории………………………………………………………
3. Глава 2. Философия в системе культуры
2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии……………...8
2.2 Философия в современной культуре…………………………………………..11
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………
Введение
Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение
есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей
действительности, совокупность философских, экономических, социально-
политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское
мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на
окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в
целом.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической
практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи
(Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой, и методологической основой
всякой деятельности.
Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и
орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения
человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития
личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей,
созидания общества социальной справедливости.[5]
Глава 1. Культура как философская категория
1.1 Феномен культуры
«Культура» (лат. cultura - возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание),
исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей,
а также в создании ими материальных и
духовных ценностей.
Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком значении - сфера духовной жизни людей.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и права и др.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Такое понятия «культура» и глубина содержания вызвали множество научных определений. Широта охватываемых культурой явлений влияет на закрепление за этим понятием многих смысловых оттенков, что в свою очередь способствует вариативному его толкованию, пониманию и использованию различными дисциплинами.
Философско-антропологическая направленность в определениях понятие культуры не случайна. Ведь собственно человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, по которой культура рассматривается «как любовь к человеку, как синтез действенного блага, очаг просвещения и красоты».
Связь человека и культуры не может быть безосновательной. Основой этой связи является природа, в широком понимании этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в его существенных и исторических проявлениях следует выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизнедеятельности.
Понятие «природа» - одно из самых широких. Прежде всего, природа занимает все то, что возникло и существует по себе, независимо от воли и желания человека. Как результат обобщения, понятие «природа» охватывает все сущее, весь мир в многообразии его форм, и близкий к понятию материи, универсума, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной действительности в ее бытии без человека. Действительность, где появляется человек как природный, но вместе с тем и социально-культурный фактор, характеризуется понятием «природа», которое подразумевает всю совокупность естественных условий существования человека. И уже как такая «природа» фиксирует определенную черту жизнедеятельности человека, отличие внешних объективных обстоятельств человеческого бытия от внутренних особенностей самой человеческой жизнедеятельности.
Понятие «культура», как уже упоминалось, латинского происхождения и первоначально употреблялось для определения процесса обработки почвы.
Даже в этом узком смысле подчеркивается наличие изменений в природном объекте, в зависимости от действий человека в отличие от изменений под действием естественных причин. Понятие «культура» в этом смысле занимает все то, обработанное, преобразованное человеком (обществом), что несет в себе человеческое начало.
Следовательно, такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие: под культурой следует понимать то, что создано человеком, то есть - искусственное; под естественной - все натуральное, что существует, по не зависящим от человека законам мироздания.
В то же время культура является средством сочетания человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека и природы, тем качественнее ее жизнь с точки зрения культурного развития.
Феномен культуры свидетельствует, что в самых общих чертах культура представляет собой материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и общества. Универсальное (общечеловеческое) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, находясь в диалектической взаимосвязи с ними. [3]
1.2 Философские категории
Философские категории характеризуются
сочетанием в себе универсальности и мировоззренческой
значимости. Универсальность заключается
в отражении таких свойств, которые определяют
сущность отношений человека и мира, мировоззренческое
значение - философские категории пользуются
осмыслению и формулировке решения основного
вопроса мировоззрения (отношений между
человеком и миром).
Многозначимость понятий «культура», на первый взгляд, препятствует ее определению как философской категории. Но, попробовав целостно рассмотреть феномен культуры с философской точки зрения можно несколько обобщить определение культуры.
Если рассматривать культуру не просто приложением к жизни расходящихся явлений, а как систему, органическое целое, подобно учение Эрнеста Кассиера, по которым язык, миф, наука и искусство являются специфическими «символическими формами»; философия культуры тождественна философии символических форм, культуроведение же толкует эти символы, по которым ширина понимание понятия «культура» несколько сузится.
Интересной является культурологическая концепция Макса Вебера, где понятие культуры рассматривается как ценностное; исторический процесс представлен как надстройка типов культур, имеющих свою собственную сущность, формы, ритм развития.
Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (формируются искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, которые содержатся в структуре духа человека.
Как видим, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура без человека просто не возможна. Несмотря на разноаспектность определения культуры с философской точки зрения (природосоответствие, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность) можно выделить объединяющую их особенность. Через перечисленные аспекты культура освещается как выражение сущности человека в отношении ее к окружающему миру.
Таким образом, культура является миром человека, в котором окружающая действительность очеловечивается, чтобы быть понятнее, а внутренний мир человека трансформируется в природу.
Как философская категория «культура» является универсальной по той причине, что в понятии культуры как деятельной сферы отношений человека и мира отражается содержание основного вопроса философии, а также через культуру человек имеет возможность осмыслить и решить его. [1]
Глава 2. Философия в системе культуры
2.1 Значение культуры в решении
основного вопроса философии
Изучая такие далекие от повседневно-практической
жизни вещи, философия на первый взгляд,
кажется не нужной в повседневной жизни.
Ведь, в основном, бытует мнение, что для
обеспечения условий нормальной жизни
нужно, прежде всего, удовлетворение базовых
потребностей в пище, жилище, безопасности,
общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей,
человек имеет и ряд других - потребности
в самоутверждении, творчества, в реализации
своего потенциала.
Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.
Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.
Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.
Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.
Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.
Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.
Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.
Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным.
Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.
Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.
Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.