Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:55, реферат
Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение
есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей
действительности, совокупность философских, экономических, социально-
политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское
мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на
окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в
целом.
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Культура как философская категория
1.1 Феномен культуры……………………………………………………………...4
1.2 Философские категории………………………………………………………..6
3. Глава 2. Философия в системе культуры
2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии……………...8
2.2 Философия в современной культуре…………………………………………..11
4. Заключение…………………………………………………………………………..13
5. Список литературы………………………………………………………………….14
Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.
Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине.
В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова. [2]
2.2 Философия в современной
Философия сегодня чаще проявляет прямой практический смысл. Цивилизация вступает в переломный момент. Старые формы культуры требуют изменения. Необходимы новые способы понимания мира и человека в новой системе ценностей. На многие вопросы, которые возникли сегодня, человечество пока не может дать ответа. В наше время можно говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии (как и всегда в прошлом, философия приобретала особое значение именно в переломные моменты развития культуры). Иногда говорят, что наше время «лишилось каких-либо утопий». На самом деле человек всегда будет стремиться к совершенствованию, улучшению того, что есть, к проектированию будущего и формулировке идеалов. Идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческой телесности, которые сегодня обсуждаются, между прочим, и являются такими идеалами (можно даже сказать, современными утопиями).
Другой вопрос, насколько они хороши. Но в любом случае понятно, что и их формулировки, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Сегодня в философии остро встала задача не только выявить основания различных форм деятельности и формулирование способов их возможных изменений, но и сохранить и спасти те ценности, без которых, ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, лица, рациональности). В современном потоке разнообразных изменений возникла угроза существованию самого человека.
Философия сегодня более специализируется. Современный философ не может быть хорошим знатоком и логики, и этики, и политической философии, как бывало в прошлом. Он не может строить всеобъемлющих систем, как это делали Аристотель или Г. Гегель. Он осознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, ибо связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется, сегодня быстрее, чем раньше. Философ хорошо понимает, что предложенные им концепции имеют гипотетический характер и даже если они будут приняты и повлияют на те, или иные формы деятельности, в будущем, наверное, будут скорректированы и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позиции постороннего наблюдателя, который извне только рефлектирует над основаниями разных типов деятельности.
Ибо теперь ясно, что философская рефлексия вовлекается в деятельность, меняет ее и при этом сама меняется. Философ осознает себя активным участником процесса культуротворчества в его различных формах, участником внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на поиск «вечных истин», зато умножается ее постоянное развитие вместе с непрерывным обновлением человека и культуры. Поэтому «конец философии» невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать окончательного решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении различных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала острее, чем раньше.[4]
Заключение
Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а) подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает мироотношение. Из этого следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью.
Теоретический фрагмент философии - осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальность в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху в целях его преобразования (приумножения, преодоления) - ответственен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждения людей. В этом рефлексивном плане складывается картона мира: онтологическое допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценность, приоритеты, жизненные установки, идеалы; целеполагание, целесообразность и т.д.
Практической фрагмент философии - деятельностная проекция картины мира - определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность или предрасположенность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом практикологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное): целеобразованое, волевые, веровательные интенции, программы самореализации, гражданское позиции, реальный смысл о предназначение жизни, и т.д. [6]
Список использованных источников
1. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., Проспект, 2008. - 348 с.
2. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с.
3. История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л.Т. Левчук. - Киев: Лыбидь, 2009. - 368 с.
3. Кармин А.С. Философия: учеб. для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2009. - 457 с.
4. Кохановский В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 269 с.
5. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с.
6. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной., 2009. - 362 с.