Философия в системе научного познания. Философия и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы состоит в том, что философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является великим подспорьем в деятельности по управлению государством.
Цель исследования в области “философии права” заключается в том, чтобы установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с философами древности, а так же совместно с формированием государства, права и общественных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1.
Сущность философии права………………….………………………………….……5

Глава 2.
Предмет философии права…………………………………………………………….8

Глава 3.
Философия права во взглядах ученых древности…………………………………..11

Заключение…………………………..…………………………………………...........13

Список используемой литературы ……………...……………………………..…….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

Философия

 

 

 

На тему: «Философия в системе научного познания.

Философия и право»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Топорикова А.К.

Студентка 1 курса

Группы 4/2108

Спец. ЭиУп Гор. Хоз.

Срок об. 3г. 10мес.

 

Проверила

Геращенко Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборг

2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………..3

 

Глава 1.

Сущность философии права………………….………………………………….……5

 

Глава 2.

Предмет философии права…………………………………………………………….8

 

Глава 3.

Философия права во взглядах ученых древности…………………………………..11

 

Заключение…………………………..…………………………………………...........13

 

Список используемой литературы ……………...……………………………..…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема “Философия права” столь обширна, что в реферате изложить весь опыт и исследования философов мира практически невозможно и приходится лишь кратко затрагивать сущность и вопросы правой философии.

Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин “философия права” возник сравнительно поздно, в конце XVIII века. Первоначально термин “философия права” появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения “философии позитивного права”. Широкое распространение данный термин получил с гегелевской “Философией права” (1820 г.) немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление».

Данная тема настолько мало изучена, что, переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной пробле, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.

Актуальность избранной темы состоит в том, что философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является великим подспорьем в деятельности по управлению государством.

Цель исследования в области “философии права” заключается в том, чтобы установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с философами древности, а так же совместно с формированием государства, права и общественных отношений.

При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владислава Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов, как древности, так и нашего времени.

 

 

 

 

 

 


Глава 1.

Сущность философии права

 

В современной мировой науке существует несколько определений философии права, которые, порой различны между собой. Данные определения будут рассмотрены нами далее в работе.

Первоначально термин “философия права” появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения “философии позитивного права”, которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

Широкое распространение данный термин получил с гегелевской “Философией права” (1820 г.) немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление».

Интерес философии к праву и философия права как особенная философская наука в системе философских наук продиктованы, прежде всего, внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность: предметная, познавательная и другая действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. В философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу за редким исключением в историко-философском плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.

При этом нельзя забывать, что формирование и развитие философии права не просто продукт неких умозрительных операций за письменным столом по соединению фрагментов философии и правоведения. Это – обусловленная самой логикой жизни и рассматриваемых областей знаний интеграция философских идей и данных правоведения.

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различия права и закона. Ведутся дискуссии о различии права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, философского права и позитивного права. Термин “позитивное право” возник в средневековой юриспруденции и обозначал отрицание необходимости и возможности философии права.

И философские учения непосредственно, и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается, и по сей день тесно связанным с философской мыслью.

Что касается же о развитости философии права, ее реальное место и значение в системе философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций.

В философской литературе философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории государства и права в качестве ее составной части, постепенно формируется в качестве самостоятельной юридической дисциплины наряду с теорией государства и права, социологией права историей правовых и политических учений и другими предметами.

Что касается вопроса о предмете философии права, то он является дискуссионным не только в мировой философии, но и в отечественной марксистской философии. Но, несмотря на все противоречия, сегодня с уверенностью можно сказать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и философии.

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.  В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности.

Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2.

Предмет философии права

 

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его предмета и места в мире, его ценности и значения, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Как известно, правовая тематика, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное право. При этом для традиционных юридических дисциплин: от теории государства и права до отраслевых наук официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть философия и право в данное время и в данном месте. Важность и необходимость как официально-властного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции и философии, разработка вопросов законодательства и правоотношений, юридической техники и другое очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

В принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром философии и права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума - обыденного, теоретического, философского.

Такое испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность, хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, решено, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума - истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права такие как: законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и другие, все официальные установления, наделенные законной силой, то есть обобщенно говоря, - закон.

Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям философского разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае - о философии права.

Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения философии права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.

Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных частных случаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений.

Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием "философия права" и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины .

Информация о работе Философия в системе научного познания. Философия и право