Философия даосизма и её современное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Что такое даосизм.............................................................................................. 5
2. Даосизм: история возникновения и развития................................................. 6
3. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр............................. 9
4. Значение даосизма для современной философии и культуры Китая ….... 11
Заключение............................................................................................................ 14
Список использованной литературы................................................................. 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия сдать.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Даосизм оказывал сильное  и постоянное влияние на литературу, искусство и другие аспекты китайской  культуры, на развитие традиционных форм научного знания в средневековом  Китае. В частности, занятия даосской алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии. Воздействие даосизма сказалось на традиционной медицине в сфере как теории (учение о подобии человеческого тела и Вселенной, взгляды на функционирование и строение организма), так и практики (иглотерапия, фармакология). Вместе с тем элементы научного знания были тесно связаны с религиозно-мистической доктриной и вне ее не привлекали интереса его адептов.

3 Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр

Влияние даосизма на китайскую прозу ощутимо уже в эпоху раннего средневековья (III - VI в.н.э.). Именно тогда увидели свет первые сборники "чжитуай слошо" (рассказы о духах.), построенные на даосско-религиозных мифах. Первыми их составителями были придворные маги и жрецы. Наряду с шаманством, колдовством, магией в них дана даосская концепция мира (с определенным местом человека в ней), обязательно присутствует главный положительный герой - даосский праведник, носитель подлинного знания. Авторы сборников о потустороннем мире стремились внушить читателю определенные представления в свете собственных философских концепций. Даос-герой, живет в некотором универсуме, состоящем из пяти стихий и двух начал - инь и янь. В сборниках даны столь излюбленные даосами «рецепты» самовоспитания: не употреблять в пищу определенных злаков, есть сосновые шишки, и тогда можно будет дожить до 300 лет и т. д. В сборниках встречаются и реаль­ные люди: Го Пу (276-324), поэт, ученый, предсказатель, Гуань Лу (208-255), физиогном, Хуа Го (X), медик, но главное место принадлежит праведнику даосу.

 

 Сверхъестественные возможности  и способности даосов описаны Го Сянем в произведении "Жизнеописание Лю Аня": "К князю явились восемь старцев - князь захотел их испытать и велел показать свое умение". А далее Го Сян рассказывает о чудесных способностях старцев: "Хотя познания наши ничтожны, мы кое в чем искусны. Если первый из нас сядет - поднимется ветер и пойдет дождь, а встанет - налетят облака и туман, проведя по земле черту, превратит ее в реку или ручей, а щепоть земли - в гору или холм. Второй умеет в прах развеять высокую гору, опутать веревкой барса и тигра, вызывать дракона и повелевать морскими чудовищами, а черти и духи будут у него на посылках. Третий, если сядет, то жив, а встанет - мертв, ибо нет для него различий между бытием и небытием. Он умеет раздвоиться и сделать невидимыми все шесть отрядов княжеского войска, ибо знает, как в светлый день напустить мглу. Четвертый умеет плыть в выси небесной на облаке, пересечь море, ступая по волнам, втянув в себя воздух, выдохнуть ураган на тысячу ли. Пятый из нас в огне не горит и в воде не тонет, неуязвим для меча и стрелы, в стужу не мерзнет, в зной не исходит потом. Еще один из нас знает, как принять все тысячи тысяч обличий, каковые только и можно измыслить; умеет оборотиться во всякого зверя, птицу, травинку, и дерево, умеет еще останавливать потоки и сдвигать с места горы, дворец превращать в убогую хижину, а вместо хижины поставить дворец. А последний из нас знает, как, выпарив на огне глину, получать золото, воду обратить в камень, олово в серебро, может заставить летать по воздуху тяжелую ртуть, может на облаке или драконе подняться выше третьей небесной сферы великой чистоты. Для вас, князь, мы можем показать все, чего бы вы ни пожелали" [6, с.96]. В прозе III-VI в. даосы выражали идею протеста против насилия, являлись личностями, воплотившими идеи знания и нравственного совершенства. Нравственная доктрина даосизма чужда стремлению к власти, богатству, торжеству насилия, власти над людьми. Даос достигает совершенства для себя, не распространяя его на других и не открывая другим своих тайн.1 Как личность автономная, неуправляемая, даос всегда вызывает опасение у правителей. Так князь Лю Ань захотел узнать секрет даоса, а не добившись своего, убил его. Но поскольку даос бессмертен, он явился к князю и отомстил за себя. В произведениях III-VI в. редко идея даосизма выступает как четкий вывод. Чаще всего он сплавлен с народным фольклором. Фольклорно-мифологические и даосские идеи в литературе стали единицами повествования, создав "сюжетные основы" - некоторые относительно устойчивые формы, вошедшие затем в сюжетный фонд повествовательной прозы. Эти "сюжетные основы" стали жанровыми канонами китайской новеллы. Например, мотив "пустого гроба" для обретающих бессмертие и перемещающихся на небеса. В гробу в таком случае остаются лишь вещи покойника. Мотив "пустого гроба" прочно вошел в китайскую литературу, став основой сюжета о явлении небожителя в облике человека в мир людей и его ухода на небеса через погребение. В дальнейшем образ даоса в китайской литературе раскрывался по-разному: и как маг, колдун с греховными помыслами, и как волшебник, творящий чудеса - в зависимости от того, какие преобладали воззрения у китайцев во время правления той или иной династии.

Говоря о культуре Китая, нельзя не сказать о живописи, о  поразительном понимании и чувствовании природы, о китайской эстетике. Существовали особые сочинения о том, как писать пейзаж той или иной горы, какой  смысл нужно вкладывать в пейзажи. Настоящий мастер должен находиться в тихой обители, в долине чистой и светлой, подобно его духу, ибо  природа врачует душу. Он должен быть странником, но путь его странствий и поиски новых мест не должны происходить  во внешнем мире. "Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает" ("Дао-дэ цзын", 48 жан). Таким образом, пейзажная живопись призвана стать местом странствия человеческого духа, сменив всякую тягу человека к перемене мест и поискам новых впечатлений. Влияние идей даосизма прослеживается у таких знаменитых мастеров классического китайского пейзажа, как Ли Чэна (X в.), Го Сина (X в.), Ми Фу (XII в.), Ни Цзяна (XIV в.). Впоследствии художники отказались от явных аллегорий и частого изображения бессмертных, природа же предстает все более преображенной и одухотворенной.

4 Значение даосизма  для современной философии и  культуры Китая

В ХVI-ХVП в. Китай вышел из эпохи позднего средневековья, состоялся пересмотр традиционных ценностей и взглядов. Все большую популярность приобретали идеи всепроникающего единства мира, развивались астрономия, естественные науки, медицина и фармакология. Даосизм в эту пору приобретает особый статус. Даосы занимают высокие государственные посты, активно участвуют в дворцовых интригах и заговорах, строятся новые даосские храмы. Конфуцианской концепции неизменности, константности ("и в самом малом изменить нельзя") не соответствующей духу времени, на смену приходит даосская идея универсальной изменчивости, непрерывного изменения, становления, естественным потоком чего захвачен и сам человек. Концепция изменчивости сдвинула с мертвой точки ортодоксальное пренебрежение к демократическим жанрам литературы и способствовала бурному развитию городской повести, романа, драмы. Главным становится не рассудочное, а эмоциональное восприятие мира, в частности, в новом театральном жанре куньцюй. Автор знаменитой "Пионовой беседки" говорит устами своего героя: "Любовь - это когда живой умирает, а мертвый воскресает. Если же живой не может от любви умереть, а мертвый - воскреснуть, то все это еще не достойно называться любовью". Только эмоции делают человека человеком, способствуют достижению социального идеала. Представление об усовершенствовании общества через естественное проявление чувств уходит корнями в древнюю идею о всеобщем равенстве вещей в естественности. Путь к соци­альному идеалу лежит через пробуждение и становление личности. Разлад личности и судьбы, человека и окружающего мира, проблемы жизни и смерти, женское равноправие и брак по любви - вот круг вопросов, которые рассматривал театр Китая. В целом театр строился по законам жизни, а жизнь - по законам театра. Но даосские идеи приходили в театр в несколько "сниженном виде", ибо театр, рассчитанный на массового зрителя, должен был приспособиться к уровню его восприятия.1

Древние трактаты содержат как разработку основных философских  концепций (Дао, дэ), которые позже приняли конфуцианцы, проблемы натурфилософии и онтогенеза, так и просто красивые лирические стихи, басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между собственно философией и собственной культурой в сознании китайца. Это некоторое особое миропонимание, даже молчание наполнено тайным смыслом, символикой, труднодоступной для непосвященного европейца. Конфуцианство более четко определено, чем даосизм, содержит определенные требования, регламенты относительно поведения человека. Некоторые философы поэтому старались связать воедино эти два мировоззрения, говоря, что конфуцианство создано для чиновников государственной службы, эти взгляды нужно разделять на работе, а созерцанием природы, дыхательными упражнениями, психической саморегуляцией можно заняться на досуге. Конфуцианцы, как и даосы, видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм, либо конфуцианство. Эти две тенденции существуют и сейчас. Существуют школы даосизма, увлечение проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космосе, астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других странах. Помимо оккультных наук, идеи даосизма в решающей степени определяют китайскую эстетику, прозу и поэзию, театр, живопись, то есть современную китайскую культуру.

Даосизм никогда не противопоставлял результаты мистического опыта традиционной науке. Необходимо отметить уникальный опыт, накопленный даосизмом в  познании природы и человека. В  своей основе он содержит обширный пласт рациональных знаний, проверенных  тысячелетиями. Однако до сих пор  эти знания остаются не востребованными  в полной мере. Задача современных  ученых — сделать их достоянием мировой культуры. Даосизм тесно связан с теоретической физикой, математикой, космологией и другими современными науками. Влияние его прослеживается практически во всех сферах интеллектуальной деятельности китайского общества, вплоть до военной стратегии. Современные военные теоретики Китая все чаще обращают внимание на традиционные даосские установки: «Не воюя — побеждать», «Слабостью и мягкостью одолевать силу и твердость». Сохраняют актуальность «Шесть секретных учений Тай-гуна» (Тай-гун лю тао) и другие древние военные каноны, основанные на даосских принципах. До сих пор ими во многом руководствуются не только в военном деле, но и в дипломатии, и в бизнесе. Способствуя бурному экономическому росту последнего десятилетия, даосские идеи благотворно влияют на производственную деятельность страны. Даосские принципы управления государством эффективно применяются в организации деятельности современных предприятий . В сельском хозяйстве все большее значение приобретают «естественное» земледелие и животноводство, основанные на поддержании экологического равновесия и отказе от техногенного природопользования. Традиционная форма мышления продолжает функционировать во всей своей полноте именно в рамках института современного даосизма, как в своеобразной «экологической» нише китайской теории познания и всей традиции в целом. В то же время в сознании китайцев даосизм, уделяя основное внимание мистическому постижению мира, тесно связан с традиционной наукой и философией Китая. Уделяя большое внимание связи даосизма с традиционной теорией познания, было бы неверно ограничиться этим. Не меньшее, а в некоторых случаях и большее для современного общества значение имеет влияние даосизма на психологию китайцев. Так, по нашему мнению, одним из множества факторов, способствующих бурному развитию частного предпринимательства в КНР, можно считать популярность в народе культа Бога Богатства — Цайшэна. В офисах многих частных компаний, в магазинах, ресторанах и т.п. есть его изображения. Большинство предпринимателей, независимо от отношения к религии, поклоняются В заключение отметим, что знание исторического наследия даосизма позволяет адекватно воспринимать культурные ценности и традиции Китая, особенности экономической, политической и общественной жизни КНР, без чего невозможно подлинное взаимопонимание, установление надежных контактов и сотрудничество КНР с другими странами, в т. ч. с Россией.

 

Заключение

Даосизм, зародившись на заре цивилизации, тысячелетиями был  непосредственным участником становления  и развития народов и государственности  Срединной империи, во многом определившим духовные особенности, культуру и традиции ханьского этноса. Являясь одной из важных социальных констант, он продолжает оказывать значительное влияние на жизнь современного китайского общества.

Минувшее столетие — время  бурных перемен, затронувших практически  все стороны общественной жизни  Китая. В определенный период традиционная идеология и религиозные институты  стали объектом не только пренебрежения, но и неприятия со стороны государственного руководства, что особенно резко  проявилось в годы «культурной революции». Казалось бы, в такой ситуации само существование системы традиционных ценностей и религий, в т. ч. даосизма, окажется под вопросом. Однако события последних десятилетий убедительно свидетельствуют об удивительной жизнеспособности даосизма. Укоренившись в сознании китайцев, он не только во многом восстановил утраченные позиции, но и продолжает развиваться. В этом процессе даосская традиция претерпевает глубокие многосторонние изменения, приобретает новые черты и формы. Нынешняя политика руководства Китая способствует укреплению социальной значимости даосизма.

Изучение современного состояния  даосизма в КНР еще раз подтвердило, что как социальный институт он является органичной частью китайского общества, а даосская культура представляет собой один из основных источников общекитайской традиции. Даосизм остается важным фактором, воздействующим на жизнь современного Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не зная и не учитывая его роли и влияния на китайское общество, невозможно серьезно говорить о диалоге культур Запада и Востока.

В последние годы у нас  в стране, как в научной среде, так и среди общественности, отмечается рост интереса к даосизму. Однако изучение его в России, несмотря на значительные успехи, в целом отстает от исследований в других областях синологии и  религиоведения, а проблема изучения функционирования даосизма в новых  условиях признается  актуальной но малоизученной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

 2.Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С./ М. , "Наука", 1982

 3.Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б.— М.: Саттва, 1993

 4.Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.: 1993.

 5.Даосская йога (китайская даосская алхимия). Лапин А. Э.— М.: Саттва, 1993

6. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. http://www.mystic-chel.ru/

 8.Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994

9. Мистерия Дао. Маслов А. А.— М.: Сфера, 1996

10. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.— М.: ИНСАН, РМФК, 1992

 

 


Информация о работе Философия даосизма и её современное значение