Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:56, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
1.2 Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения
1.3 Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике
Заключение
Список литературы
(2)
Если они существуют
Хотя
главным пунктом разногласий
между реализмом, концептуализмом
и номинализмом был вопрос об онтологическом
статусе универсалий: обладают они
реальным существованием или нет, —
фактически предметом обсуждения были
все основные проблемы философии. Иначе
не могло и быть; ведь нельзя ответить
на вопрос о статусе универсалий,
не уяснив, что собой представляет
реальность. И наоборот: поскольку
бытие для средневековых
Реализм
исходит из следующей очевидной
предпосылки. Всякое знание формулируется
в общих терминах, относящихся
ко многим вещам. Суждения типа "Сократ
— человек" или "лошадь — животное",
сформулированные с помощью общих
понятий человек и животное, будут
соответствовать реальности только
в том случае, если в Сократе
есть свойство человечности, а в
лошади — животности. Если же в реальности
нет ничего кроме единичных вещей,
то все суждения оказываются ложными,
вводящими в заблуждение, поскольку
в них утверждается наличие в
вещах общих свойств или
Но
обоснование позиции реализма требует
преодоления ряда трудностей. Некоторые
из них уже отмечались. Например,
если универсалии постулируются
в качестве исходных элементов онтологии,
то почему мир состоит из единичных
вещей? И каким образом универсалии
могут быть причинами существования
индивидуальных субстанций (проблема
индивидуализации)? Или, как род или
вид превращаются в признаки единичной
вещи? Появляется и затруднение теоретико-
Проблема возникла при обсуждении атрибутов бестелесных субстанций, таких, как человеческая душа. Всеми признавалось различие между двумя способностями души — интеллектом и волей. Но как понимать это различие?
Реальным различием в схоластике называлось различие вещей в отличие от чисто мысленного различия, производимого умом.
Утверждение
о реальном различии интеллекта и
воли означало бы признание, что душа
не есть единая бестелесная субстанция,
но состоит из двух отдельных субстанций:
интеллекта и воли. Это противоречило
бы одной из главных теологических
посылок — положению о единстве
человеческой души. Если же отрицать реальное
различие интеллекта и воли, то за этими
понятиями не будет ничего стоять
в реальности: душа тогда должна
рассматриваться как
Номинализм отвергает сам тезис. Он отрицает, что мир состоит из "атомов смысла" (аналогов общих понятий), выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего, кроме индивидов. Многие философы, в том числе Дунс Скот, признавали, что реально существуют только индивиды; но они признавали также, что в конкретных вещах есть аспекты, оправдывающие применение общих понятий: то, что называется видом вещи, ее формой или природой, неотделимо от вещи, является предпосылкой существования индивидуальных вещей. Номинализм считает невозможным "построить" индивидуальную субстанцию из "смысловых атомов".
Оккам, самый выдающийся представитель номинализма XIV в., отрицает существование универсалий или природ в Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидов оказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющих существования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, что истинным бытием обладают "смысловые атомы", схоластическая философия порождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид — иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.
В
номинализме Оккама отрицается основная
предпосылка схоластической философии
— убеждение в рациональности
мира, наличие некоего рода изначальной
гармонии слова и бытия. Бытийные
и концептуальные структуры отныне
противопоставляются друг другу: бытием
обладает только единичное, рационально
невыразимое "это", смысловые же
определенности, фиксируемые общими
понятиями, не имеют места вне
ума. Поскольку бытие больше не связано
со смысловым значением слов, схоластическое
исследование бытия, основанное на анализе
слов и их значений, становится беспредметным.
Появление доктрины Оккама знаменовало
конец средневековой
Заключение
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична : все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.
В этот период, благодаря философам, сформировалась христианская религия - её догматы, были приведены в определенную систему вероучения и мировоззрения церкви, появились такие христианские концепции религиозного вероучения как креационизм, иммортализм, экклесиология, христология и прочие. Так же были истолкованы и теоретически оправданы все элементы церковного христианского мировоззрения. В период патристики (II-VI вв.) закладываются основы христианской философии; ведется полемика с языческой философией и всевозможными ересями, в период схоластики (VII-XIV вв.) церковь укрепила свои позиции и христианство заняло исключительное место в жизни феодального общества. Формирование догматов было, в основном, закончено, и усилия схоластов были направлены на прояснение и систематизацию неизменных положений веры. Развитие схоластики шло, в основном, в рамках формально-логического упорядочивания положений веры в схемах аристотелевой логики.
Таким образом, исключая любое новаторство, придерживаясь традиций, полагаясь на авторитеты, философия была обращена к прошлому, к мнению, "чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее", и все же, благодаря реалистам и номеналистам, из спорам, которые выводили оппонентов за рамки теологии, обсуждались и общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки, развивалось логическое мышление и, конечно-же, философия.
Список литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004.