Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:46, контрольная работа
Краткое описание
Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Содержание
1. Понятие мировоззрения и его связь с философией 2. Специфика философского мировоззрения. 3. a) Функции философии: Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Прогностическая Социокультурная Интеграционная Интерпретационная Коммуникативная Критическая Эвристическая Гуманистическая Логическая Онтологическая б) Методы философии : Диалектика Метафизика 4. Философия как наука и роль ее роль в современном мире. 5. Сравнительный образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях ( мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации. 6. Список использованной литературы
Общество
- это не нивелировка личностей, но именно
связь различий. Личность находит в обществе
не простое повторение своих жизненных
задач, а восполнение своих сил в стремлении
к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя
полюсами, - стремлением к индивидуальному
самоутверждению и тяготением к безусловному
и сверхиндивидуальному. Из понятия личности
вытекают не только ее притязания, но и
ее обязанности, и прежде всего ее обязанность
солидарности и единства с другими. П.
И. Новгородцев указывает: "Безусловный
принцип личности с необходимостью приводит
к идее всечеловеческой, вселенской солидарности...
Общественный идеал можно определить
как принцип свободного универсализма"
(там же. С. 111).
В этой формулировке
общественного идеала содержится гораздо
более смысла, чем в иных конкретных планах.
"Здесь нет картины законченного счастья,
нет осуществленной гармонии душ, но зато
даны вечные предуказания, намечающие
путь для бесконечных стремлений. Это
- идеал не только демократический, но
и вселенский, идеал общечеловеческого
объединения и всемирного равенства и
гражданства" (там же. С. 131).
Рассмотрение
взглядов П.И. Новгородцева на проблему
общественного идеала позволяет нам достаточно
четко уяснить себе то значение, какое
имеет философия для индивида и общества
в своем социально-аксиологическом аспекте.
С конструктивно-ценностными
задачами философии переплетаются и составляют
единство задачи по интерпретации социальной
действительности и по критике ее структур,
состояний, тех или иных социальных действий.
Интерпретация и критика связаны с ориентацией
на ценности, общественные идеалы, с оценкой
социальной действительности под соответствующим
углом зрения. Философ постоянно сталкивается
с расхождением социальной действительности
с идеалами. Размышления над социальной
действительностью, ее сопоставление
с общественным идеалом приводят к критике
этой действительности. В критике выражается
неудовлетворенность субъекта объектом,
желание его изменить. Философия критична
по своему существу. "Рожденная противоречиями
действительности, стремясь теоретическим
путем вскрыть, разрешить эти противоречия,
философия всегда несет в себе критический
заряд... Даже тогда, когда философ (Спиноза,
Гегель) говорит
о разумности мира и призывает
к примирению с действительностью,
даже тогда, когда он, как, например,
Шопенгауэр или буддисты, стремится
уйти от земных тревог и проповедует
нирвану, он непременно, исходя из своего
понимания истины и пути к ней, начинает
с критики - с опровержения иных, на его
взгляд, неверных представлений, господствующих
среди людей и приобретающих силу предрассудка...
Основой и
сущностью критической работы философа
является обнаружение и раскрытие противоречий,
несоответствия между принятой системой
понятий и ценностей и тем содержанием,
которое в них вносится новым этапом развития
мировой истории...
Критикуя
идеи старого мира, философ критикует
- вольно или невольно - сам этот мир"
(Яковлев В. П. "К специфике философии"
// "Известия Северо-Кавказского научного
центра высшей школы. Общественные науки".
Ростов-на-Дону, 1976. № 1. С. 12 - 13).
Одной из функций
философии является культурно-воспитательная
функция.
Знание философии,
в том числе требований к познанию, способствует
формированию у человека важных качеств
культурной личности: ориентации на истину,
правду, доброту. Философия способна оградить
человека от поверхностных и узких рамок
обыденного типа мышления; она динамизирует
теоретические и эмпирические понятия
частных наук с целью максимально адекватного
отражения противоречивой, изменяющейся
сущности явлений.
Одним из показателей
высокой культуры мышления является способность
субъекта не обходить познавательные
противоречия, тем более не пасовать перед
ними, а стремиться их разрешить, преодолеть,
актуализируя имеющуюся частнонаучную
информацию, философские категории и проявляя
при этом самостоятельность, нестандартность
подхода. Диалектически развитое мышление,
не допуская формальнологических противоречий,
всегда стремится к решению реальных противоречий
объекта и на таком пути выявляет свой
творческий, антидогматический характер.
В этой связи
интересны соображения, изложенные Э.
В. Ильенковым в работе "Об идолах и
идеалах". Воспитание догматика, отмечает
он, состоит в том, что человека приучают
смотреть на окружающий мир как на резервуар
примеров, иллюстрирующих справедливость
той или иной абстрактно-общей истины,
тщательно оберегают от соприкосновения
с фактами, говорящими в пользу противоположного
взгляда. Обратная сторона догматизма
- скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно
провоцирующие позиции, две мертвые и
нежизнеспособные половинки, на которые
неверным воспитанием разрезается живой
человеческий ум. Отношение к противоречию
является точным критерием культуры ума.
Для подлинно культурного в логическом
отношении ума появление противоречия
- сигнал появления проблемы, неразрешимой
с помощью строго заштампованных интеллектуальных
действий, сигнал для включения мышления
- самостоятельного рассмотрения вещи,
в понимании которой возникла антиномия.
И ум с самого начала надо воспитывать
так, чтобы противоречие служило для него
не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной
работе, к самостоятельному рассмотрению
самой вещи, а не только того, что о ней
сказали другие люди. Учить диалектике
- значит учить умению строго фиксировать
противоречие, а затем находить ему разрешение
на пути конкретного рассмотрения вещи,
действительности, а не путем формально-словесных
манипуляций, замазывающих противоречия,
вместо того чтобы их решать. Диалектике
надо учить. Показывая, как целесообразно
строить педагогический процесс в школе,
чтобы ученики овладевали диалектикой,
Э. В. Ильенков справедливо считает, что
диалектика вовсе не таинственное искусство,
свойственное лишь зрелым и избранным
умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать
с детства (см.: "Об идолах и
идеалах". М., 1968. С. 153 -
211).
Формирование
философского мышления есть одновременно
формирование таких ценных качеств культурной
личности, как самокритичность, критичность,
сомнение.
Выработка сомнения не есть,
однако, развитие скепсиса (и в данном
смысле -
скептицизма). Сомнение
является одним из активных средств
научного поиска.
Сомнение,
критичность и самокритичность не являются
антиподом веры или твердости убеждений
в правильности чьей-то (или своей) позиции.
Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое
и гносеологическое, основание для последовательного
саморазвития сомнения в научную уверенность,
для гармоничного сочетания его с верой
в преодоление ошибок, заблуждений, в получение
более полных, глубоких, объективных истин.
Философия
дает людям общий язык, вырабатывает у
них единые, общезначимые представления
о главных ценностях жизни. Она выступает
одним из важных факторов, содействующих
устранению "барьеров коммуникации",
порождаемых узостью специализации.
Наряду
с уже рассмотренными функциями философия
имеет еще объяснительно-информационную
функцию. Одна из главных задач философии
- разработка мировоззрения, соответствующего
современному уровню науки, исторической
практике и интеллектуальным требованиям
человека. В этой функции модифицировано
основное назначение специализированного
знания: адекватно отражать свой объект,
выявлять его существенные элементы, структурные
связи, закономерности; накапливать и
углублять знания, служить источником
достоверной информации. Подобно науке,
философия есть сложная динамическая
информационная система, созданная для
сбора,
анализа и переработки
информации с целью получения
новой информации. Такая информация
концентрируется в философских
понятиях (категориях), общих принципах
и законах, образующих целостную
систему. Внутри этой системы выделяются
разделы:
философская онтология
(учение о бытии как таковом), теория
познания, диалектика как всеобщий метод,
социальная философия, общая этика, теоретическая
эстетика, философские проблемы частных
наук, философия религии, история философии,
"философия философии" (теория философского
знания). В нашем учебном пособии содержится
информация по важнейшим проблемам лишь
четырех философских дисциплин.
Таковы основные
мировоззренческие функции философии:
гуманистическая, социально-аксиологическая,
культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.
Философия выявляет наиболее
общие идеи, представления; формы
опыта, на которых базируется та или
иная конкретная культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом.
Специфика философии
проявляется в ее функциях. Основными
функциями философии являются:
Мировоззренческая - главная
функция философии, так как она
совпадает с ее основным содержанием;
заключается в формировании, систематизации,
обосновании мировоззренческого знания
той или иной эпохи, того или иного
периода; в возможности через
философское образование формировать
мировоззрение людей.
Гносеологическая (теоретико-познавательная)
функция включает в себя изучение
закономерностей и возможностей познания,
отношения знания к объективной реальности,
исследование ступени и формы процесса
познания, условия и критерии его достоверности
и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать
основные подходы и принципы нравственной,
эстетической, научной, социополитической
ориентации.
Методологическая функция
выступает как общее учение о
методе и вырабатывает совокупность
наиболее общих методов познания и освоения
мира человеком.
Прогностическая функция
философии состоит в том, что
она обращена не только к прошлому
и настоящему, но и к будущему.
Философия осмысливает стратегические
направления развития человечества,
его исторические перспективы и его
культуру.
Социокультурная функция
призвана объяснить общество, причины
его возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы, движущие
силы, а также она анализирует, критикует
и оценивает состояние культуры и прогнозирует
перспективы ее развития в будущем. Философия
определяет главные тенденции, общий характер
и основные направления развития культуры,
общества и человека.
Интеграционная функция
состоит в том, что с помощью
философии осуществляется органическое
соединение всех компонентов содержания
человеческой культуры - онтологического,
гносеологического, логического, этического,
эстетического, аксиологического, жизненно-практического.
Именно с помощью философии человек вырабатывает
всеобщие принципы понимания и объяснения
природы человека и мира в целом, создает
предельно обобщенные идеи и представления
о бытии. Философия объединяет всю духовную
культуру в некое целостное единство в
рамках данной исторической эпохи.
Интерпретационная функция
философии состоит в том, что
она служит исходной интеллектуальной
базой для понимания природы еще не познанных
явлений внешнего мира, общества и мышления.
Всякий раз. когда человек сталкивается
с новым явлением - таинственным, загадочным,
парадоксальным, он обращается к философии
и именно в ней ищет рациональное истолкование
еще не познанных предметов и процессов.
Философия выступает как бы последней
инстанцией интеллекта человека, именно
в философии человек получает отправные
основания для Духовного постижения непознанного
во всем сущем.
Коммуникативная функция
проявляется в том, что через
философское размышление происходит
связь времен, культурное развитие человечества
осуществляется как диалог.
Критическая функция
философии состоит в том, что
она критически осмысливает существующую
культуру и то состояние, в котором находится
общество и личность. Философия помогает
осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений,
предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия
чутко улавливает отживающие формы жизни,
готовит общественное сознание к необходимости
перемен, пытается ответить на коренные
вопросы бытия.
Эвристическая функция
философии состоит в том, что
она ориентирует человеческую мысль
на открытие новых истин, побуждает к познанию,
к формированию оригинальных истолкований
познаваемых явлений.
Гуманистическая функция
философии актуализируется в
«смутные времена», то есть в переломные
моменты истории, ибо она постоянно
обращается к человечному в человеку,
с особенной остротой поднимая проблемы
гуманизма в периоды политической реакции,
войн, значительных социальных конфликтов.
Именно этим объясняется трагичность
судеб многих философов и то, что такое
мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер,
Ф. Достоевский и целый ряд других, стали
символами гуманизма в истории мировой
культуры.
Логическая функция.
Содержанием ее является анализ понятий,
суждений, теорий с точки зрения
их соответствия законам логики.
Онтологическая функция
является учением о бытии, его
формах и способах.
Все функции философии
диалектически взаимосвязаны. Каждая
из них предполагает остальные так
или иначе включает их. Так с социальной
функцией тесно связана гуманитарная
функция философии. Философия должна играть
адаптационную и жизнеутверждающую роль
для каждого человека, способствовать
формированию гуманистических ценностей
и идеалов, утверждению позитивного смысла
и цели жизни. Социально-гуманитарные
функции призваны осуществлять функцию
интеллектуальной терапии, которая особенно
важна в периоды нестабильного состояния
общества, когда прежние кумиры и идеалы
исчезают, а новые не успевают сформироваться
и завоевать авторитет; когда человеческое
состояние находится на грани бытия и
небытия, и каждый должен сделать свой
нелегкий выбор.
Методы философии:
Философский метод
– это система наиболее общих
принципов и приемов теоретического
и практического освоения мира,
а также способ построения
и обоснования самого философского
знания. Задает общие принципы, ориентиры
познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской
метод – факел, освещающий путь») Философский
метод выступает, как диалектический и
метафизический.