Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:46, контрольная работа
Краткое описание
Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Содержание
1. Понятие мировоззрения и его связь с философией 2. Специфика философского мировоззрения. 3. a) Функции философии: Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Прогностическая Социокультурная Интеграционная Интерпретационная Коммуникативная Критическая Эвристическая Гуманистическая Логическая Онтологическая б) Методы философии : Диалектика Метафизика 4. Философия как наука и роль ее роль в современном мире. 5. Сравнительный образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях ( мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации. 6. Список использованной литературы
На основе принципов
рационального миропонимания философская
мысль группирует житейские, практические
наблюдения различных явлений, формулирует
общие предположения об их природе и возможных
способах познания. Используя опыт понимания,
накопленный в иных областях познания,
практики (перенос опыта), она создает
философские "эскизы" тех или иных
природных или общественных реалий, подготавливая
их последующую конкретно-научную проработку.
При этом осуществляется умозрительное
продумывание принципиально допустимого,
логически, теоретически возможного. Познавательная
сила таких "эскизов" тем больше,
чем более зрелым является философское
понимание. В результате "выбраковки"
вариантов, малоправдоподобных или вовсе
противоречащих опыту рационального познания,
возможны отбор (селекция), обоснование
наиболее разумных допущений.
Функция "интеллектуальной
разведки" служит и заполнению познавательных
пробелов, возникающих постоянно
в связи с неполнотой, разной степенью
изученности тех или иных явлений,
наличием "белых пятен" в познавательной
картине мира. Конечно, в конкретно-научном
плане эти пробелы предстоит заполнить
специалистам-ученым, но первоначальное
их осмысление осуществляется в той или
иной общей системе миропонимания. Философия
заполняет их силой логического мышления.
Схему опыта должна сначала набросать
мысль, пояснял Кант.
Уж так устроен
человек, что его не удовлетворяют
плохо связанные между собой
фрагменты знаний; у него сильна
потребность в целостном, неразорванном
понимании мира как связного и единого.
Отдельное, конкретное уясняется гораздо
лучше, когда осознано его место в целостной
картине. Для частных наук, занятых каждая
своей областью исследования с присущими
ей методами, это невыполнимая задача.
Философия же вносит весомый вклад в ее
решение, способствуя правильной постановке
проблем.
Интеграция, универсальный
синтез знаний сопряжены также с
разрешением характерных трудностей,
противоречий, возникающих на границах
различных областей, уровней, разделов
науки при их "стыковке", согласовании.
Речь идет о всевозможных парадоксах,
апориях (логических затруднениях), антиномиях
(противоречиях в логически доказуемых
положениях), познавательных дилеммах,
кризисных ситуациях в науке, в осмыслении
и преодолении которых философской мысли
принадлежит весьма существенная роль.
В конечном счете такие затруднения связаны
с проблемами соотнесения мысли (языка)
и реальности, то есть принадлежат к извечно
философской проблематике.
Кроме задач, родственных
науке, философия выполняет и
особые, лишь ей присущие функции: уяснение
самых общих оснований культуры
вообще и науки в частности. Достаточно
широко, глубинно и масштабно сама
наука себя не уясняет, не обосновывает.
Специалисты, изучающие
всевозможные конкретные явления, нуждаются
в общих, целостных представлениях
о мире, о принципах его "устройства",
общих закономерностях и т.д. Однако
сами они таких представлений
не вырабатывают. В конкретных науках
используется универсальный мыслительный
инструментарий (категории, принципы,
различные методы познания). Но ученые
специально не занимаются разработкой,
систематизацией, осмыслением познавательных
приемов, средств. Общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основания
науки изучаются, отрабатываются в сфере
философии.
Наконец, наука не обосновывает
сама себя и в ценностном отношении.
Зададимся вопросом, можно ли отнести
науку к положительным, полезным или же
отрицательным, вредным для людей явлениям?
Однозначный ответ дать трудно, ибо наука
- что нож, который в руках хирурга-целителя
творит добро, а в руках убийцы - страшное
зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь
в ценностном обосновании, она не может
служить универсальным духовным ориентиром
человеческой истории. Задача уяснения
ценностных оснований науки и общественно-исторической
жизни людей вообще решается в широком
контексте истории, культуры в целом и
носит философский характер. Помимо науки
важнейшее прямое действие на философию
оказывают политические, юридические,
моральные и другие представления. В свою
очередь философия призвана осмысливать
весь сложный комплекс общественно-исторического
бытия людей или культуры.
Сравнительный образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях ( мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации :
им нужно выбрать одну из альтернатив
– разбогатеть, обманом заставив
работать на себя других людей, или не
разбогатеть, но трудиться на равнее со
всеми. Как они могли бы рассуждать ? Что
думали о последствиях своего выбора?
Список использованной литературы
1. П.В. Алексеев, А.В.
Панин. Философия: Учебник. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.