Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, реферат
Философия жизни — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.
Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и явилась реакцией на рационализм эпохи Просвещения. «Крестным отцом» этого течения считается Артур Шопенгауэр, чья философия причудливо совмещала в себе кантианские и буддийские мотивы. Если мир феноменов— это представления, то единственной известной нам вещью в себе является мировая воля.
Введение 3
Философия жизни Ф. Ницше 5
Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни 9
Заключение 16
Список литературы 17
Если первый тип культуры, воплотившийся в спекулятивной философии, христианстве с его аскетической моралью, губит индивидуальность и искажает мир, то дионисийская культура строится на мистическом «схватывании» целостности и гармонии Вселенной и предполагает культурное бытие сверхличности.
По-настоящему полная жизнь ассоциируется у Ницше с дионисийством. Озноб опьянения развязал человеку творческие силы. Человек перестал быть художником, и впервые становится произведением искусства: сам Дионис ваяет из человека «Человека».
Но постепенно «дух Диониса», стал вытесняться культом Аполлона, а великая трагедия с полнотой жизни уступила со временем место мещанской комедии. Вместо священного экстаза душой человека завладел холодный расчет; вместо героических поступков, совершавшихся инстинктивно "по велению сердца", общество получило трезвые сократовские размышления без геройства и без поступков. Время Аполлона - это время конкретных культурных ценностей, которые преобразуют мир по некоторым заданным эпохой алгоритмам.
Действительность, в которой протекает жизнь человека, есть исступляющая борьба. Эта действительность невероятно далека от той, которую описывал Гегель,- как проявление мировой идеи, реализующей себя во все большую разумность и гармоничность. Ницше соглашается с Шопенгауэром, что действительность - неразумна, а жизнь современного ему человека - бессмысленна. Человек, убегая от неразумности и бессмысленности жизни, от ее трагедийной полноты, всегда стремится к иллюзии, к логической схематизации жизни, к каким-либо формам ее упорядочения и преобразования. Человек всегда стремится упростить жизнь, чтобы как-то понять ее и выкрутится в ней и выжить. Но порядок жизни - это искусственный порядок, это порядок силлогизмов, который разрушает живую нить жизни, уничтожает ее «инстинктивную мудрость», делая жизнь ущербной.
Сила Аполлона - в силе преобразования жизненной полноты в иллюзию жизни. Аполлон помогает привнести порядок в буйство (хаос) чувств, незамысловато раскрывает «меру всех вещей», перерождает «естественную чрезмерность радости, страдания и познания» в «призрачные звуки» своей арфы. В этом состоит красота Аполлона, которую Ницше чувствовал как «запах разложения». Источником разложения является разумность, опасная сила которой подрывает основы жизни, и начала которой Ницше связывал с именем «типичного декадента» Сократа. (Ницше интерпретировал термин «декадент» как «симптом упадка жизни»).
Культура - область и результат деятельности элитарного человека, наделенного волей к жизни и свободного предустановленной морали. Сверхчеловек - абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает. Его деятельность не нуждается в «нити Ариадны», так как всякие стереотипы и клише чужды ему. Он сам творит эти клише для иных — для ведомых "лабиринтных" людей.
Сверхчеловек сознательно
Создавать ценности должен сам человек,
чтобы дать смысл земле и истории.
На человеке будущего, освобожденном
от иллюзий прошлого и ясно, холодно
и светло смотрящем в глаза
Вселенной, лежит огромная ответственность.
Эта ответственность состоит, прежде
всего, в том, чтобы преодолеть негативные
последствия развития культуры Западной
Европы, критическому анализу которой
Ницше уделяет особое внимание. С
его точки зрения, европейскую
цивилизацию можно назвать
Ницше считает, что он призван возвестить наступление трагической эпохи - эпохи человеческой власти, власти не в современном ее политическом понимании, а в антропологическом, как власти над разумом, над жизнью, над человеческим родом в целом. Ницше полагает, что уже через сотню лет его «партия жизни», партия сверхлюдей возьмет в свои руки выполнение грандиознейшей задачи облагораживания человечества, включая беспощадное истребление всего, что вырождается и паразитирует, вновь сделает избыток жизни на земле. Избыток жизни - это мечта Ницше, которую он отразил в «Новых просторах»:
«Беспечально вдаль по водам и пучинам бытия
Заскользит под небосводом генуэзская ладья.
Будет плаванье такое восхитительно, как стих.
Но чудовище покоя омерзительней других!»
Философия жизни имела большое
значение для развития персонализма,
экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя
период наибольшего интереса к себе
в первой четверти XX века, философия
жизни переживает сегодня свое возрождение,
своеобразный ренессанс. В последние
десятилетия XX в. ежегодно издается около
20 монографий по проблематике философии
жизни, выходит огромное количество
статей, проводятся десятки международных
научных конференций. Можно сказать,
что проблемы, поднятые философией
жизни, и решения, ею предложенные, актуальны
до сих пор и требуют
В противоположность всей европейской традиции Ницше не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно, поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета.
Рассмотрев в данной работе концепцию
философию жизни Фридриха Ницше,
можно сделать следующие
- Для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий человек»;
- Становление жизни - это борьба
воль, равно претендующих на
- Развитие культуры - результат
адаптации человеческого
- Сверхчеловек у Ницше
- Новая раса «людей-детей» - сверхлюдей разрешит противоречия современного социокультурного развития, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности.