Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 01:01, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение концепции философии жизни Фридриха Ницше.
В связи с поставленной целью выделяем следующие задачи:
- изучение ведущих начал концепции философии жизни;
- выявление основных воззрений Фридриха Ницше по концепции философии жизни;
- показ концепции философии жизни в ее связи с концепциями о сверхчеловеке и концепции о науке.
Введение……………………………………………………………..............стр.3
1.Философия жизни Ф. Ницше……………………………………………стр.4
2.Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории…………….стр.8
Заключение………………………………………………………………..стр.16
Список литературы………………………………………………………стр.17
Негосударственное образовательное частное учреждение
Высшего профессионального образования
“Санкт - Петербургский институт управления и права”
Новгородский
филиал
Факультет
международного менеджмента и туризма
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
на тему:
Философия жизни Ф. Ницше
Выполнила студентка:
Барыгина О.Н
Группа
03012
Проверил преподаватель:
Егорова
М.А.
Великий Новгород
2010
Содержание
Введение………………………………………………………… 1.Философия жизни Ф. Ницше……………………………………………стр.4 2.Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории…………….стр.8 Заключение…………………………………………………… Список
литературы…………………………………………………… |
Введение
Ницше умер в 1900 году. Его смерть после долгих лет психической болезни, его жизнь и творчество, так тесно связанные между собой, сегодня видятся неким символом у порога ХХ века. Символом, вобравшим в себя, обозначившим все взлеты, ожидания, надежды, эйфорию и одновременно ужасы и катастрофы нашего завершающегося столетия, в котором у человека уже нет выбора, потому что утрачены прежние нравственные ориентации и четкие правила той игры, что зовется жизнью.
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора «Заратустры» только то, что им выгодно. Сам же Ницше не поддается этим операциям по вычленению чего-то кому-то удобного и полезного. Он, как и при жизни, по-прежнему остается фигурой одинокой и в высшей степени трагической, мыслителем, чье дело не может быть продолжено, тем более приспособлено к чьим-то практическим нуждам. Наверное, не случайно он называл себя последним философом.
Целью данной работы является рассмотрение концепции философии жизни Фридриха Ницше.
В связи с поставленной целью выделяем следующие задачи:
- изучение ведущих начал концепции философии жизни;
- выявление основных воззрений Фридриха Ницше по концепции философии жизни;
-
показ концепции философии жизни в ее
связи с концепциями о сверхчеловеке и
концепции о науке.
1
Философия жизни Ф. Ницше
Философия жизни, родоначальником которой является Фридрих Ницше (1844--1900), сформировалась во второй половине ХІХ века в Германии и Франции. Идей Ницше несут на себе печать, с одной стороны, западноевропейской рационалистической классики, с другой, в духе своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше, крупнейшего «философского безумца» в смысле Кьеркегора, на творчество которого не в последнюю очередь наложили отпечатки проблемы личного характера и неизлечимые болезни1.
Начальный толчок развитию философии жизни дало осмысление идеи А. Шопенгауэра, изложенных в его знаменитом сочинении «Мир как воля и представление». В данной работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма Представления А. Шопенгауэра о воле как основе мира, о мире как представлении, о жизненной силе как детерминанте человеческого бытия оказали существенное влияние на становление философии жизни. Можно оказать, что для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий человек».
В рамках данного направления была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентации. Такая установка определила круг проблем, наиболее значимых для философии жизни вопросы антропологии, культурологии философское осмысление жизни в творчества. Ведущими категориями данного направления являются «жизнь» и «воля», которые, фактически, заменяют собой категорию бытия. Жизнь трактуется как первичная реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий. При этом в данном философском направлении категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф. Ницше), жизненного порыва (А. Бергсон), до ее понимания как потока переживаний (Г. Зиммель).
Философия жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии, исходя из примата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как нет ни одной, безусловно, ценной истины, так нет и ни одной, безусловно, истинной ценности. Истина -- лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей. При таком понимании гносеология и онтология обретали смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание -- как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.
Жизнь в данном философском направлении трактуется как единственная цель воли. При этом идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, отвергается, заменяясь идеей воли к власти, понимаемой, в том числе и как методологический принцип истолкования процессов становления жизни2.
Специфика жизни, как бесконечно становящегося, исключает возможность ее адекватного познания. Отсюда антисциентизм представителей философии жизни: научное знание трактуется ими только как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное. Схватить суть жизни можно не при помощи логических рассуждений - понятий, категорий, рассудочной деятельности, а благодаря интуиции, символизации, иррациональным прозрениям. Познать жизнь - значит, не объяснить ее, а понять, почувствовать, погрузившись в ее становление и изменение. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни. Культура же, связанная с рациональным оформлением жизненной стихии, требует, прежде всего, словесной фиксации, и, следовательно, должна стать предметом критической философской рефлексии, в первую очередь. Такая ориентация ставила в центр интересов данного направления вопросы культурного бытования языка, мифа, символа, что с особой силой проявилось в творчестве Ф. Ницше.
Понимая мир как абсолютное и бесконечное становление, представители философии жизни определяли его как бессубстанциональное ничто, хаос, в котором отсутствуют порядок, единство, логика, целесообразность.
Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво.
Становление жизни - это борьба воль, равно претендующих на господство. Во всех проявлениях жизни можно найти волю к власти, которая и определяет эволюцию мира. Генезис воли к власти непознаваем, сама она необъяснима. Воля к власти выступает как дифференцированное единство, как совокупность волевых центров - динамических образований, характер взаимодействия которых друг другом определяет жизнь во всей ее полноте. Взаимодействие «волевых центров» обусловливается их энергетическим потенциалом, силой действия, которое они производят, и мерой сопротивления со стороны других взаимодействующих центров. Процесс становления стремится не к устойчивости, а к постоянному росту каждый «волевой центр» пытается распространить свою силу и энергию на все окружающее пространство. Побеждает сильнейший, подчиняя себе менее динамичные центры на основе принципа сродства и образуя систему сил. К таким системам относятся человек, человечество. Вселенная. Пространство, заполняющееся системами сил, ограничено, но время их существования -- вечно. Это ведет к тому, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем. Поэтому при всем разнообразии жизни ее отдельные элементы, «картины» будут воспроизводиться бесконечно. Данная трактовка процесса становления получила название «вечного возвращения».
Разработка идеи вечного возвращения, которая встречалась уже у Пифагора, стоиков, Эпикура, Лукреция и многих других более поздних мыслителей, была вызвана в философии жизни необходимостью этического обоснования закономерности принятия и приятия жизни, как заданного человеком самому себе идеала. Противоречие между устремленностью жизни, как становящегося вперед и вечным возвращением, снимается благодаря концепции сверхчеловека, в котором актуализируется высшее воплощение золи к власти как воли к свободе. Сверхчеловек своей волей творит себе законы жизни и добровольно подчиняется им. Поэтому вечное возвращение - это приятие человеком жизни в вечности, в полноте осуществления воли к власти.
Проявлением убежденности в том, что жизнь не может быть отражена адекватно при помощи понятийного мышления, становится попытка представителей философии жизни найти новый стиль философствования, в котором мысль фиксировалась бы с моментальностью возникающих жизненных впечатлений: афористически-метафорический. Вчувствование в историко-культурные контексты требует интуиции, которая дает непосредственное знание о развитии культурных организмов, возрастные изменения которых и составляют содержание исторического процесса. Редукционизм философии жизни дал возможность рассматривать культурные организмы по аналогии с организмами биологическими, проходящими в своем развитии ряд обязательных этапов: зарождение, юность, зрелость, упадок. Согласно философии жизни в мире культуры господствует случайность, рок, здесь нет причинности и объективных закономерностей.
Философия
жизни была попыткой найти интегральные
основания для поливариантной творческой
реализации человечества, проявляющейся
в разных формах существования, в разных
типах культурной самобытности. Исконное
противоречие между рефлексией и интуицией
в познании и отражении мира, между рассудочно-расчленяющим
и интуитивно-целостным его постижением,
воплощаемое в создаваемой данной культурой
картине мира, отразилось и в понимании
феномена самой культуры. Культура трактовалась
либо как сфера, враждебная жизни как таковой,
либо как сама жизнь.
2 Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни
Являясь родоначальником "философии жизни", выразившим "трагедию культуры" на переломном этапе конца XIX -- начале XX вв., Ницше попытался осмыслить кризисные явления современной ему эпохи, опираясь на o6щефилософский и конкретно-исторический анализ. В результате он дал развернутую критику основ западноевропейской цивилизации (античная культура и христианство), рассмотрел проблемы и проявления кризисов буржуазной культуры и разработал типологические основания для анализа общекультурного процесса. Сложность и противоречивость немецкого мыслителя в полной мере отразились на его философий, изложенной в афористичной форме в многочисленных сочинениях и эссе: "Антихристианин", «Так говорил Заратустра», "По ту сторону добра и зла", «Воля к власти» и др. Его современник Г. Файхингер писал о Ницше: «С одной стороны, учение Ницше разрушительно и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный динамит. Но с другой стороны, оно... может вывести нас из "догматической дремоты" и принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и моральные блага и ценности». Философские взгляды Ницше базируются на имморализме, на сильной антирелигиозной, антихристианской тенденции, на интуитивизме, антидемократизме, индивидуализме, волюнтаризме.
Современную ему культуру немецкий философ критикует за пессимизм, нигилизм, распространение социалистических идей (т. к. они подчиняют индивида общему, государству), господство массовости, феминизм, религиозность3.
Развитие культуры - результат адаптации человеческого существа к условиям своего существования. Человек, являясь изначально "слабым животным", вынужден использовать в этом процессе не волю, а интеллект и фантазию. Рациональность, заложенная в основе культуры и проявляющая себя, прежде всего в символотворении, несет гибель основанной на этом культуре. Культура создавалась посредством языка, логических законов. Язык же не может выразить богатство мира, лучше всего фиксируемого в дологическом переживании. Язык, система значений и символов оторваны от реальных объектов, в то время как истинное схватывание сущностей не требует рефлексии, не нуждается в символической деятельности интеллекта.
Символы и язык конституируют иную реальность, чем она есть на самом деле. Они приводят к созданию сферы тождественных смыслов, фиксированных значений, повторяющихся регулянтов. Этот мир разума ведет к формированию поведенческих стереотипов, годных лишь для массы -- «слишком многих», как называет нетворческое большинство Ницше. Язык и связанный с ним интеллект создают условия, гасящие инстинктивную волю к жизни, что приводит к деградации человеческой личности. Иное дело -- чувственно-образное отражение действительности, фиксированное в искусстве. Это - «страна» фантазии, интуиции, целого схватывания действительности.
Человеческая культура пытается примирить два способа видения и объяснения мира, два стиля жизни. Поэтому культура всегда антиномична, это попытка обуздания хаоса, попытка его оформления, упорядочивания. Ницше полагал, что могут существовать два типа культурной ориентации, два типа культуры4. Первый связан с оформленностью, дискурсивностью, рационализмом, сознательным противостоянием миру. Это «аполлонийская культура». Ее Бог -- Слово, ее цель -- упорядоченность мира ценой его упрощения, схематизации, в конечном счете, -- отрицания Предельное развитие аполлонийского начала ведет к стереотипизации культуры, к утере самосознания как ценности к манипулированию лишенными воли индивидуумами, к культу посредственностей, что со всей силой очевидности проявляется в западноевропейской культуре.
Второй тип связан с творческим отношением к миру, с проявлением всех возможных человеческих свойств, что требует оптимального развития индивидуальности, основанной на волевом начале, на личностных качествах, непосредственно влияющих на динамику культуры. В основе этого типа культуры лежит трагическое отношение к миру, эмоционально-чувственное «схватывание действительности». Второй тип культуры Ницше называет «дионисийским».