Философия здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:31, реферат

Краткое описание

Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Из истории философии здоровья…………………….……….5
Глава 2. Философия здоровья в современное время………….……..15
Заключение…………………………………………………….………...18
Список использованной литературы………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Философия здоровья.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

      Спартиаты  как господствующий класс, опасаясь  восстаний рабов и ведя многочисленные  войны, создали суровую систему  воспитания и оздоровления тела  человека. Философия здоровья здесь  была направлена лишь на совершенствование  физического тела, как инструмента  борьбы с врагами, а духовному  здоровью отводилось недостаточно  внимания.

       Иным было обучение здоровью в Афинах. В V - IV вв. до новой эры. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В древней Греции постепенно происходило зарождение философского осмысления здоровья человека. В литературе древних философов и ученых - Платона, Аристотеля и других - высказано немало суждений и ценных мыслей об умении сохранять здоровье как составной части общего воспитания и образования.

      В эпоху разложения древнегреческого общества обнаруживается новая сторона философии человека. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально-терапевтическая функция философии. Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить душу человека.

 На первый план выступают  проблемы человека, связанные с  социальным и нравственным укладом,  утратой экзистенциальных ценностей  и смысла жизни людей. Эпикур  стоит на позициях методологического  и социально-этического индивидуализма. Исходный пункт рассмотрения  общества - это индивид. 

      Существовали  принципиальные отличия в философских подходах к проблемам здоровья между древними востоком и западом. В античной медицине эмпиризм был одной из важнейших методических установок. Однако он вырос не просто из народной медицины и питался не только любовью к проверенным средствам. Это была именно сознательная, методическая установка, возникшая в спорах с философами и софистами. За пределами Греции, в медицине народов Древнего Востока мы видим отнюдь не царство чистой эмпирии. Наоборот, медицина находилась там под сильнейшим влиянием магии, так что в некоторых культурах функции лекаря и колдуна выполнял один и то же человек. Что же касается естествознания, то его на Востоке попросту не было.  

      В Греции религиозно-магическая медицина существовала обособленно от обычной деятельности светских врачей. Храмовая медицина практиковалась жрецами Асклепия, бога-врачевателя и покровителя врачей. Больные, приходившие в такой храм, после соответствующих церемоний проводили ночь в его пределах, и Асклепий, явившись к ним во сне, либо сразу же излечивал их, либо подсказывал необходимый метод лечения. Судя по многочисленным изображениям вылеченных органов, которые оставляли в храме пациенты Асклепия, храмовая медицина пользовалась немалой популярностью, но едва ли она могла составить серьезную конкуренцию светской медицине, она занималась только «лечением» болезни.

       В заключении  хочется отметить так же как древневосточная философия здоровья человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философия является началом и источником западноевропейской философской традиции рационального взгляда на здоровье. 

     Видным представителем  средневековой христианской философии  является Августин Блаженный.  У него человек - это противоположность  души и тела, которые являются  независимыми. Однако именно душа  делает человека человеком. В  отличие от Августина Фома  Аквинский представляет единство  души и тела, но именно душа  является «двигателем» тела и  определяет сущность человека. Душа - нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело. Тело в западной средневековой философии не есть само по себе начало зла, но именно в эти времена появляется аскетизм, особенно характерный для монашества. Этот аскетизм имеет своей целью не отказ от плоти как таковой (не случайно в средние века самоубийство считалось смертным грехом), а воспитание плоти с целью подчинить ее высшему - духовному началу. Августин называет болезнью, неподчинение души самой себе.

     В средние  века человек больше не чувствует  себя органической частью космоса  - он как бы вырван из космической,  природной жизни и поставлен  над нею. По замыслу, он выше  космоса и должен быть господином  природы, но в силу своего  грехопадения он не властен  даже над собой и полностью  зависит от божественного милосердия [10 ].

     Идеал возрожденческого  человека - разносторонность. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он как бы за это время вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем - открывшемся ему в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. 

Для эпохи Возрождения  характерен культ красоты. Природа  видится как некое живое целое, пронизанное магическими силами. Вся природа по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы, и соли; ртуть соответствует духу; сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять. Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV - XVI веков и отличалось стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил [10] .

        Разработка совокупности знаний о духовной стороне человека в дальнейшем стала фундаментом философии здорового человека. В XVI веке укоренился термин «Антропология», его стали использовать для обозначения системы знаний о физическом строении человеческого тела. Французские материалисты под антропологией понимали все знания о духовной и материальной стороне человека.

      Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в философии нового времени.

И.Кант, исследуя деятельность природы в адрес человека, отнес к физиологической антропологии все, что сделала природа с человеком, что дала ему, особо выделив антропологию прагматическую (т.е. то, что делает или может делать человек себя сам из себя). Именно с Канта, антропология выделилась как частная наука, опосредствующая «переход от морфологии и физиологии человека к его психике и социальному статусу». Нормальный человек, по Канту, «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Основное отличие человека от других существ - самосознание. Для Канта «работа - лучший способ наслаждаться жизнью». Человек прожил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью [ 16 ]. 

Антропологическая направленность философии Канта способствовала осмыслению отношений «Человек - Мир» и получила свое дальнейшее развитие в осмыслении философии человека у Л.Фейербаха, который сформулировал антропологический принцип. Параллельно с Фейербахом и, вслед за ним, антропологический принцип уточнялся Артуром Шопенгауэром и обрел емкую формулу: «Мир - это микроантропос». Антропологические аспекты предстают в идеализме «философии жизни» в 70-е годы ХIХ века (Ф.Ницше, В. Дильтен, Г. Зиммель и др.) Обращение к антропологии характерно и для творчества Г.Риккерта, утверждавшего ценность жизни человека и назначение философии как идеологии «жизневоззрения», ибо антропологические и аксеологические проблемы - концентрация живой жизни человека [10]. 

    Историческое  наследие философской антропологии  должно стать платформой для  формирования философии здоровья. Именно антропологический принцип  познания своего здоровья обусловливает:  познание окружающего мира через  познание человека, его систему  отношений с собой, обществом,  Природой; изучение общественного  сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия здоровья в современное время

      Для выполнения  исторической миссии на Земле  и в Космосе, человек должен  быть здоровым. Современному человеку  в техногенно измененной окружающей среде, насыщенной увеличивающимся множеством небезразличных для организма факторов, физической, химической и биологической природы, огромным объемом психоэмоциональных воздействий сохранить здоровье непросто.

     На человека постоянно воздействуют три потока информации: сенсорный, воспринимаемый органами чувств через первую сигнальную систему, вербальный (устное или письменное слово) - через вторую сигнальную систему, и структурный (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха), поступающий через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Проблема структурной информации применительно к некоторым аспектам фармакологии и науки о питании начала разрабатываться сравнительно недавно [ 6, 8 ].

     Объем каждого  вида информации может быть  оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной или вредной. Организм имеет определенную пропускную способность восприятия информации и ограниченные резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений количества и качества информации.

    Все три потока  информации соединяются на химическом  уровне [ 8 ]. Физико-химические факторы среды, действующие на органы чувств, вызывают в конечном счете биологические перестройки организма. У человека важнейшим информационным комплексом является вторая сигнальная система, преобразующая семантику речевых (письменных) сообщений в соответствующую реакцию организма также через химических «посредников».

    Известно, что  общей неспецифической реакцией  организма является стрессовая. Определенный уровень стресса, как считал Г.Селье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессорных воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройствам (дистресс) [ 3 ].

   Стрессовую реакцию  организма можно рассматривать  как некоторый химический ответ  на информационный дисбаланс  среды.

      Биологически  активные вещества пищи и лекарств  рассматриваются как информационные  структуры, для анализа которых  используются подходы, разработанные  в современной теории информации  и теории систем.

     Информационные  представления в фармакологии. Теоретическая  фармакология в широком смысле  изучает общие закономерности  взаимодействия организма с химическими  факторами среды. Если учесть, что нарушение постоянства внутренней  среды приводит к повреждению и гибели организма [ 6 ], то становится понятной регуляторная функция потока биологически активных веществ поступающих в организм с пищей и лекарствами.  

   Для лечения серьезных  заболеваний и реанимации медицина  использует преимущественно индивидуальные (синтетические и природные) соединения  быстрого и сильного действия, которые в подавляющем большинстве  случаев непригодны для длительного  лечения хронических больных,  профилактики и ряда других  целей. Они оказываются более  токсичными, являются причиной аллергизации и других лекарственных болезней.

    В современном  мире во многих странах Востока  сохраняется восточная медицина, принципы и структура лекарственной  терапии которой прямо противоположны  таковым научной медицины. Весьма  существенно, что восточная медицина  не пользуется индивидуальными  веществами, не упрощает химического  состава природных лекарств, а,  наоборот, усложняет его, вводя  в рецепт ряд компонентов однонаправленного действия. Сложный рецепт, являющийся основой основ восточной медицины, представляет собой сгусток структурной информации.      Информационные аспекты науки о питании. Химические элементы пищи - нити, связывающие человека с природой, они более существенные компоненты среды, чем физические воздействия [ 4 ].

     Но в этот  веками поступающий в нас поток  информации человек внес свои  коррективы. Большинство предыдущих  поколений людей потребляли исключительно  натуральную пищу, сохраняющую нетронутыми присущие каждому продукту природные комплексы биологически активных веществ.  

          Наши предки не имели сомнительной  привилегии использовать химически  чистые вещества. А в предыдущем  столетии в рационе людей появились  химически чистые продукты: рафинированный  сахар, масса лекарственных препаратов  и др. И эта опасная тенденция  увеличивается. Согласно прогнозам  при росте населения на планете  растительная пища будет потребляться  во много раз меньше, чем различные  химические продукты.

      Сложность  и ценность вносимой в организм  информации имеет очень большое  значение для процессов питания  и фармакологического действия.

Биологически значимый сигнал всегда сопряжен с веществом (полем) и соответствующей формой энергии. Для вещества и энергии есть единицы  измерения. Но для питания и лечебно-профилактических целей важны качественный состав пищи и её структура, что не отражается ни массой, ни калорийностью. Масса, объем и калорийность - показатели экстенсивные; структурная информация - интенсивный показатель. Энергия и структурная информация одинаково важны для организма. В соответствии с принципом ополнительности Н.Бора эти две противоположности не противоречивы, а дополнительны. В этом философское единство противоположностей энергетико-структурного дуализма связей организма со средой, которые являются важнейшим фактором, определяющим здоровье человека [ 6 ].

Информация о работе Философия здоровья