Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:17, реферат
Фейербах: «Гегель есть Фихте, опосредованный Шеллингом». Гегель – вершина нем. классич. ф-фии. Создатель универсальной системы диалектического идеализма, впервые сформулировал 3 закона диалектики. Натурфилософ, объективный идеалист, диалектик идеалистический.
Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.
Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Фейербах: «Гегель
есть Фихте, опосредованный Шеллингом».
Гегель – вершина нем. классич. ф-фии.
Создатель универсальной
Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.
Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.
Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода
количественных отношений в
2. Закон направления
развития (отрицание отрицания). Голое
отрицание - нечто идущее после
данного объекта, полностью
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Гегель деперсонифицировал мышление , сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).
Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех частей:
1. Логика. Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление, – и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным.
Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.
Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития.
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
2. Философия природы. Смысл и значениеприродного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. и обществ. сознание, всемирную историю и государство.
Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов.
В учении об объективном
духе рассматривает социально-
В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии а.и. обретает абсолютную форму – понятие.
Философия истории
История – сфера закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Тем не менее возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует неличная закономерность.
История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в «»гражданском» обществе. «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». Поскольку реализация свободы заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы». Древние восточные народы знали, чтосвободным является лишь один-единственный человек, греки и римляне полагали, что – определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.
Когда «дух эпохи» поймет сам себя, то форма исторически завершится. Понимание значит преодоление до сих пор существующей формы духа и тем самым исходной точки нового «духа эпоха». «ДЭ» - «единая определенная сущность, единый определенный характер, который проникает через все стороны жизни». Развитие мирового духа может обойтись без практического участия людей. Чел активность – единственное адекватное средство, посредством которого история реализует свою внутреннюю наиболее желаемую цель. Исторический прогресс невозможнее без упорного труда и борьбы. Однако сам дух не может ни работать, ни воевать и поэтому позволяет действовать за себя человеку.
Объективацией свободы в истории является государство. Оно – «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…». Тем самым образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали гос-ва, не принадлежать истории.
Свобода реализуется постепенно, в следовании исторических эпох, каждую из которых представляет «народных дух», т.е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера наиважнейшим в истор смысле.
1.Ниже всех – Древний Китай, Индия и Персия. Эти общества не способны прийти к полному осознанию самих себя, своей свободы. Индии вид является безвольным органом гос власти, там нет места для развития его индивидуальности.
2.Греческий мир. Античный
полис – единство индивида
и общины. Здесь уже не существует
слепой подчиненности индивида
общности. Индивид внутренне
3.Германский мир,
Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен, истинен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат.
Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Рассмотрим три закона
так называемой объективной диалектики.
С ними знакомы многие наши соотечественники,
изучавшие некогда или
Согласно закону единства и борьбы противоположностей, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. На наш взгляд, рассматриваемый закон является весьма неуклюжей попыткой свести многообразие отношений, которые описываются той или иной наукой, к одному универсальному закону. Рассмотрим, например, данные физики. Физика имеет дело с большим многообразием частиц. Это частицы разные, но их невозможно втиснуть в узкое ложе постулируемых противоположностей. Часто утверждается, что частицы с отрицательным электрозарядом являются противоположностями по отношению к частицам с положительным зарядом. Допустим, но как в таком случае быть с частицами нейтрального электрозаряда? Не ясно. Не удалось физикам обнаружить и какие-либо противоречия. Частицы взаимодействуют между собой, только и всего. Нет никаких оснований для того, чтобы классифицировать взаимодействие частиц как диалектические противоречия.
Рассмотрим закон
Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление превращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), затем происходит возврат к исходному явлению, но на более высоком уровне (на стебле появляется не одно, а несколько зерен). Рассматриваемый закон, видимо, характерен для процессов с циклическим характером развития. Однако развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современное общество вернется, в том числе и на так называемой более высокой основе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствующих наук, которые прекрасно обходятся без таких довольно непроясненных понятий, как «превращение в свою противоположность» и «отрицание отрицания».
Наш анализ трех законов объективной диалектики показывает, что тому, кто выступает от имени философии, следует быть очень осторожным в обобщении научных данных. Всякое их игнорирование, сколько бы их автор не восхвалял философию, вредит последней. В союзе философии с другими науками нет первичного и вторичного, здесь торжествует сотрудничество, разумеется, высокоинтеллектуальное.
Основные выводы
• Мир не единообразен, а многообразен. Каждая наука имеет дело с определенным видом бытия. Следовательно, число видов бытия в точности равно числу наук.
• Виды бытия образуют сложную иерархию.
• Интерпретируемые на основе теории единичные явления изменчивы, но также и тождественны друг другу, что находит свое выражение в концептах понятий (в естествознании) и ценностей (в гуманитаристике).
• Связь понятий или ценностей образует закон.
• Развитие — это преобразование качества.
• Современная философия и науки свидетельствуют в пользу не индетерминизма, а детерминизма, согласно которому любое явление причинно обусловлено.
• Согласно современным воззрениям, все закономерности имеют статистический, многозначный характер. Динамические (однозначные) закономерности являются предельным случаем статистических закономерностей.
• После общей характеристики
бытия разумно приступить к конкретному
анализу тех проблем, которые
возникают в связи с
Трансцендентное
и трансцендентальное. Несмотря на внешнее
сходство, эти понятия не являются синонимами.
Оба происходят от латинского глагола transcendere, «превосходить, выходить за пределы».
Термин «трансцендентное» используется
в философии и богословии для указания на нечто,
совершенно не доступное человеческому
пониманию и пребывающее вне опытного восприятия. Иммануил Кант прим