Философия и глобальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели

Содержание

Введение
1. Глобальные проблемы – философский аспект
2. Система «человек-природа-цивилизация»
3. Современное состояние взаимоотношений «человек-природа-цивилизация»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Диалектика техники заключается в следующем: с одной стороны, она доказывает превосходство человека над природой, она основана на способности человека видеть вещи не такими, каковы они в их природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. Но с другой стороны столь же ясно, что техника способствует быстрейшему, как экстенсивному, так и интенсивному удовлетворению потребностей, причем в первую очередь потребностей природных. Зависимость человека от цивилизации предстает также в виде проблем продовольствия, сырья, энергии и других так называемых глобальных проблем. Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения. Неоправданное смещение философских акцентов в системе "Человек - Природа" приводит к тому, что, калеча природу, окружающую среду, человек калечит и свою собственную человеческую природу.

Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования природной Среды, изменения отдельных элементов природного окружения без учета системной организации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своей совокупности понижают качество природной среды, вызывают необходимость все большей затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации.

Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество - лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И если мы не поймем, что человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, что человек, по сути дела, такая же естественная сила, как ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всей опасности наших нескончаемых усилий вывести Землю из равновесия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный вывод на основе анализа вышеизложенного материала заключается в том, что преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из потенций современного этапа этих взаимоотношений, возможностей науки, техники, культуры в широком смысле этого слова.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле, экологически оправданные решения являются в то же время и социально- позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

В философском отношении будущее – это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее. Тем, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.

Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно- философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.1992,с.3.
  2. Лабиринты одиночества. М., 1980.
  3. Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М., 1980.
  4. Подзигун И. М. Философия и глобальные проблемы. – Философские  исследования 2001. N 2.
  5. Сорокин П.А. Моя философия интегрализм.//Социс, 1992, № 10.
  6. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. - М.,1989,с.315

Информация о работе Философия и глобальные проблемы