Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:48, контрольная работа
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, «любовь к мудрости», рус. «любомудрие») — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения; одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания; форма общественного сознания.
Общепринятого определения философии, как и общепринятого представления о предмете философии, не существует
Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой и особый регион, и особый тип философствования. Она не должна пониматься только в качестве "философского элемента" религиозного мировоззрения (а в каждой достаточно развитой религиозной системе можно выделить философский "элемент" - то, что часто называют "религиозной философией"); её следует понимать прежде всего как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.
Это обращение может быть двояким. Религия для философии выступает
а) либо как предмет отношения,
б) либо как предмет исследования.
Отсюда и сам термин "философия религии" может пониматься либо в широком (первом из указанных), либо в узком (втором) смысле.
Философия, имеющая и выражающая то или иное отношение к религии, есть философия религии в широком смысле слова; она представляет собой совокупность явных и неявных философских установок по отношению к религии; это общая позиция, занятая философией в отношении религии, сумма (но не система) философских высказываний о религии3. Определённая позиция по отношению к религии обнаруживается практически в любой философской доктрине. Философия как таковая всегда проявляла и проявляет интерес к религии; более того, представляется, что философия вообще не может не быть в одном из своих аспектов именно философией религии: философия неизбежно содержит в себе отношение к религии. Для такого положения дел (то есть для того факта, что философия всегда так или иначе относит себя к религии) существенными являются два условия.
Первое условие может быть названо "генетическим". Известно, что на начальном этапе своего становления философская мысль ещё не вполне отделена от мифологии и религии, она функционирует в ситуации недостаточной разделённости мифа и логоса. Философия в этот период несёт отпечаток генетической связи с религией. Это выражается хотя бы в том, что её темами и вопросами становятся предметы прежнего мифологического переживания, содержание религиозной мудрости и компоненты культовой практики. Философии неоткуда было появиться, кроме как из религиозно-мифологической культуры, поэтому обособление философии от религии и явилось первым выражением отношения философии к религии. Философия осуществила перенос актов переживания мира из области телесных действий и душевной спонтанности в область сознания, рациональной рефлексии. Обособляясь от религии, философия осмысляет и обозначает этот свой суверенитет, определяя себя и свою самостоятельность, прежде всего, естественно, в отношении религии. Итак, генетическая связь философии с религией, теоретическая преемственность и затем постоянное сосуществование этих форм духовной жизни в границах общечеловеческой культуры, - это первое условие исконного внимания философии к религии (то есть, иначе говоря, первое условие существования философии религии в широком смысле).
Второе условие можно обозначить как "формальное". Осознав себя самостоятельной областью духовной деятельности, философия выдвигает свои притязания на оправдание и санкцию для всякого явления реальности, становится мерой всех вещей; "вследствие способности к сознательному размышлению, к рефлексии, - пишет Владимир Соловьёв, - человек подвергает суждению и оценке все фактические данные своей внутренней и внешней жизни"5. То или иное явление может теперь считаться действительным только в том случае, если эту его действительность подтвердит философия (иными словами, философствующий человеческий разум). Европейская философия утверждает себя как высшее познавательное усилие6, контролирующее все иные усилия человека. Итак, поскольку в сферу внимания и интереса философии попадает вся реальность без исключения, то предметом такого критического внимания с необходимостью становится и религия.
Таким образом, философия вообще всегда является и (в том числе и) философией религии, однако, как видим, лишь в довольно общем смысле, только в связи со своей "природой", чуть ли не принудительно. Философия есть специфическое отношение ко всему сущему, значит - и к религии, следовательно, философия так или иначе с необходимостью является философией религии. Такое рассуждение даёт представление лишь о философии религии в широком смысле слова. Конституирование собственно философии религии требует перехода от указанного широкого и неопределённого понимания данной дисциплины к её пониманию в более узком и специфическом смысле, как действительно особого и отдельного типа философствования, обладающего и своим предметом, и своими принципами и методами. Иначе говоря, необходим логический и методологический переход от философии религии в широком смысле (отношение и высказывание) к философии религии в узком смысле (исследование, концепция, теория).
Философия религии в узком (собственном) смысле слова - это особое философское рассуждение, выделенное из философии вообще и обладающее значительной степенью явной (сознательной и преднамеренной) автономности. Это достаточно обособившаяся философская дисциплина ("отрасль") со своим набором тем и проблем. Это философствование, имеющее своим предметом религию, причём обращение философии к религии имеет здесь характер не отношения, а исследования; тут налицо не просто речь о религии, но целенаправленное сосредоточение на ней.
Разумеется, философия религии в узком смысле не исключает существования философии религии в широком смысле. Философия религии в узком смысле может существовать как специфическая тема или специальный раздел универсальных философских систем (например, у Гегеля), то есть как "региональная" философия7. С другой стороны, философская система в целом, особенно в главных своих постулатах, может оказаться "составной частью" философии религии в узком смысле - как её мировоззренческая или методологическая преамбула. Общемировоззренческое, общефилософское отношение к религии может выражаться, использоваться, применяться и подтверждаться в конкретном философском исследовании религии. Итак, всякая философия уже в силу своей "природы" есть философия религии в широком смысле (как контекст); философия религии в узком смысле предстаёт тогда как отчётливая тематизация указанного контекста.
В дальнейшем речь будет идти о философии религии в собственном (узком) смысле слова. Так понимаемая философия религии представляет собой и самостоятельный раздел, и особый тип философствования, то есть она выделена из философии в целом одновременно и "количественно", и "качественно". Количественная определённость философии религии задаётся тем предметом, к которому она обращена в своём познавательном усилии. Этот предмет - религия. Сама религия в качестве предмета философского исследования может рассматриваться неоднозначно. Во-первых, это религия вообще, религия как таковая, религия в своей сущности - то есть в отвлечённом, абстрактном, метафизическом смысле. Во-вторых, это конкретная религия (религиозная система, религиозная традиция), то есть религия вообще, взятая в своём конкретном воплощении, в своём частном варианте. По степени выражения сущности религии вообще в каждой конкретной религиозной форме (то есть по степени полноты эмпирической конкретизации метафизической сущности) эти варианты могут быть логически систематизированы. Кстати, определение предмета философии религии до сих пор предстаёт как одна из её главных проблем.
Качественная определённость философии религии задаётся её методами и принципами. Способы построения и применения философской теории религии (то есть её методология), как правило, определяются общим характером той философской системы, на базе которой такая теория возникает и строится. При этом важно не только качественно обосновать философию религии, но и обеспечить адекватность философского познания религии. Если при этом истинность (адекватность) познания определяется как формально-теоретическая непротиворечивость, то адекватной должна считаться такая философско-религиозная теория (концепция), которая, будучи создана на основе конкретной философской системы, не противоречит этой системе (не выпадает из контекста). Однако в таком случае мы можем получить знание в большей мере об этой конкретной философской системе и о её отношении к религии, чем о самой религии как таковой. Как видим, правильно и непротиворечиво построенная философия религии, формально претендуя на статус философии религии именно в узком смысле, оказывается, тем не менее, лишь вариантом философии религии в широком смысле, то есть в данном случае не столько исследует религию, сколько использует её, дабы выразить своё к ней отношение. При этом, естественно, лишь выражается и подтверждается точка зрения на предмет; сам же предмет исследования выступает только как повод для выражения исходных установок исследователя по отношению к указанному предмету; таким образом, в результате описывается не столько сам предмет как он есть, сколько отношение к нему.
Информация о работе Философия и ее функции. Философия как измерение человеческого бытия