Философия и её место в культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы подчеркивается тем, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

Философия и её место в культуре человечества…………………………………………...4

Основные понятия……………………………………………………………………………….4
Причины возникновения и истоки философии………………………………………...4
Мировоззрение и его исторические типы……………………………………………...6
Философия как теоретическое мировоззрение……………………………………….10



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………………….……….15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и её место в культуре человечества.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

        Известный английский этнограф Б.Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной  форме -  это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное  творчество,  а  практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа  не  состоит  в том, чтобы дать человеку какое-то знание  или  объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период  господства мифологического мышления еще не возникла  потребность в получении специальных знаний.

        Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки  знаний,  религиозных  верований, нравственная, эстетическая  и эмоциональная оценка  ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то  слово  «познание»  здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения,  чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях  «сердце  дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

        Для  первобытного  человека  как  было  невозможно  зафиксировать   свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него  знание  не  существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира.  В  первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с  тем,  что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с  ней  как ее неотделимая частица.

        Основным принципом решения мировоззренческих  вопросов в  мифологии  был генетический.  Объяснения  по   поводу   первоначала   мира,   происхождения природных и общественных явлений  сводились  к  рассказу  о  том,  кто  кого породил.

        Миф обычно совмещает в себе  два аспекта  —  диахронический  (рассказ  о прошлом)  и  синхронический  (объяснение  настоящего  и   будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим,  и  это  обеспечивало духовную  связь  поколений.  Содержание  мифа  представлялось   первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

        На ранней стадии человеческой  истории мифология  не  была  единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А  каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в  чем  состоит  их  специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

        Близким к мифологическому, хотя  и отличным от него,  стало   религиозное мировоззрение, развившееся   из   недр   еще    не    расчлененного,    не дифференцированного  общественного  сознания.  Как  и   мифология,   религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако  в  отличие  от  мифа,  религия  не «смешивает»  земное  и  сакральное,  а  глубочайшим  и  необратимым  образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила –  Бог

– стоит над  природой и вне природы. Бытие  Бога  переживается  человеком  как

откровение. Как  откровение, человеку дано знать, что  душа  его  бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

        Религия,  религиозное  сознание,  религиозное  отношение  к   миру   не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и  другие образования  культуры,  развивались,  приобретали  многообразные  формы   на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но  всех  их  объединяло  то, что в центре  любого религиозного  мировоззрения   стоит   поиск   высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий  к  ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю  область,  не  в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его  помыслы оцениваются,  одобряются  или  порицаются  по  этому  высшему,   абсолютному критерию. [6]

        Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в  мифах   представления тесно переплетались  с  обрядами,  служили  предметом  веры.  В  первобытном обществе мифология находилась в тесном  взаимодействии  с  религией.  Однако было бы  неправильным  однозначно  утверждать,  что  они  были  нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как  самостоятельная,  относительно независимая  форма  общественного  сознания.  Но  на  самых  ранних  стадиях развития  общества  мифология  и  религия   составляли   единое   целое.   С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих  конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя  сказать,  что  одни  мифы  являются «религиозными», а другие —  «мифологическими».  Однако  религия  имеет  свою специфику. И эта специфика заключается не в особого  типа  мировоззренческих конструкциях (например, таких, в  которых  преобладает  разделение  мира  на естественный  и  сверхъестественный)  и  не  в  особом  отношении   к   этим

мировоззренческим конструкциям (отношение  веры).  Разделение  мира  на  два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии  развития,  а  отношение веры также неотъемлемая часть мифологического  сознания.  Специфика  религии обусловливается тем,  что  основным  элементом  религии  является  культовая система, т. е. система  обрядовых  действий,  направленных  на  установление определенных  отношений  со  сверхъестественным.  И   поэтому   всякий   миф становится религиозным в  той  мере,  в  какой  он  включается  в  культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

        Мировоззренческие   конструкции,   включаясь   в   культовую   систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.  Мировоззренческие  конструкции  становятся  основой формальной регуляции и  регламентации,  упорядочения  и  сохранения  нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности  религия  культивирует  человеческие чувства  любви,  доброты,  терпимости,   сострадания,   милосердия, долга, справедливости  и  т.  д.,  придавая  им  особую   ценность,   связывая   их присутствие со священным, сверхъестественным.

        Основная  функция  религии   состоит  в  том,  чтобы   помочь   человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные  аспекты  его бытия и  возвысить  человека  до  чего-то  абсолютного,  вечного.  Выражаясь философским   языком,    религия    призвана    «укоренить»   человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере  это  проявляется  в  придании и нормах,  ценностях  и  идеалах  характера абсолютного,   неизменного,   не зависящего от конъюнктуры пространственно временных координат  человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл  и знание,  а  значит,  и  устойчивость  человеческому  бытию,   помогает  ему преодолевать житейские трудности.

        На  протяжении  всей  истории   существования   человечества   философия складывается как устойчивая форма  общественного  сознания,  рассматривающая

мировоззренческие вопросы.

    Итак, в основе исторического развития мировоззрения или его исторических типах лежат мифология и религия, также как и в основе развития философии, это объясняется тем что, философия и есть мировоззрение, они тесно взаимосвязаны ведь философия составляет теоретическую основу мировоззрения, но об этом подробнее рассказывается в следующем пункте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Философия как теоретическое  мировоззрение.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. [5]

    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим  или материалистическим, религиозным  или атеистическим.

    Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.

    Соотношение философии и мировоззрения можно  охарактеризовать и так: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия  как едино-цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и  убеждений, и выражается через образ  жизни человека и общества.

    Итоговое  определение соотношения философии  и мировоззрения можно сформулировать так: философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

    О ценностных ориентациях  и вере. Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно разную для нас меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.

    Наша  душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться  к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем  переживании. Каждый человек обладает уникальным индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного  рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется  и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к  искусству, религии, к выбору философских  пристрастий и прежде всего нравственных ориентации. Так, для глубоко верующего  человека определяющей силой в его  духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

    Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой  случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными ориентирами. Жизнь общества в немалой степени  зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью  на шкале всей иерархии ценностей.

    Проблема  ценностей в составе мировоззрения  теснейшим образом связана с  такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной "теплым дыханием чувств", — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

    Вера  являет собой феномен, обладающий силой  неустранимости и огромной жизненной  значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности  требует от человека веры: разум  знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней  что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры это сверхсознателъное чувство, ощущение, своего рода внутреннее "ясновидения", в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист.

    Нельзя  отождествлять веру вообще с религиозной  верой. Любой атеист тоже преисполнен  веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть "движущаяся материя, данная нам в ощущениях". Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее — коммунизм. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в "гениального вождя и учителя всех народов". Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, притом неистово-злая: это религия идолопоклонства.

Информация о работе Философия и её место в культуре человечества