Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:43, контрольная работа
Актуальность темы подчеркивается тем, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Философия и её место в культуре человечества…………………………………………...4
Основные понятия……………………………………………………………………………….4
Причины возникновения и истоки философии………………………………………...4
Мировоззрение и его исторические типы……………………………………………...6
Философия как теоретическое мировоззрение……………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………………….……….15
В
самом же нормальном понятии собственно
религиозной веры заключается то,
что она, как говорит Г. Гегель,
есть не просто знание о Боге, о нашем
отношении и отношении мира к
нему, а также о нетленности
нашей души; это знание есть не просто
историческое или рассудочное знание:
в нем заинтересовано сердце, оно
имеет влияние на наши чувства
и на определение нашей воли. Так
происходит отчасти в силу того,
что благодаря вере наши обязанности
и законы приобретают большую
силу, будучи представлены нам как
законы Бога, отчасти в силу того,
что представление о
Говоря
о религии как форме
Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Каждый из нас испытывает потребность в идеалах: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.
Многие великие умы задумывались над тем, что такое "идеал". И.С. Тургенев восклицал: "Жалок тот, кто живет без идеала!" Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.
Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хотя бы и вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.
Социальный идеал — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.
Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения — это установившаяся система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, будучи ярко окрашенными нашими чувствами. В убеждении рассудок срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. Система убеждений — это и есть мировоззрение. В сфере убеждений невозможна сделка — двух различных безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:
"Чрезвычайно
важную промежуточную ступень
между верою и знанием
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли, в конечном счете затмевающие его собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости "оплачены" кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.
Убеждения
зарождаются и развиваются в
ходе нашего становления, в общении
с природой, в приобщении к сокровищам
культуры. И по нашей воле (как
бы она ни была сильна) изменить их нельзя:
это нечто укорененное в
Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. А по словам Льва Шестова, история перерождения убеждений - это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. [15]
Таковы
составляющие мировоззрения, теоретическим
стержнем которого является система
философских знаний. Для того чтобы
осмыслить эту систему, разумеется
в самых общих чертах, мы должны
познакомиться с историей
философии. Ее история - это прежде всего
ее создатели - крупные философы всех времен
и народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким
образом, философия формируется
как особая форма духовного производства,
духовной мыслительной деятельности,
целью которой, с одной стороны,
является преодоление религиозно-
Мировоззренческая
деятельность возникает одновременно
с самим человеческим обществом,
социальной формой движущейся материи.
В первом приближении к
Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая является не только теоретической, но и практической его задачей. Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное (идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.
Итак,
в основе исторического развития
мировоззрения или его
Соотношение
философии и мировоззрения
В
итоги можно отметить что, философия
отражает мировоззренческие ориентиры
того региона мира, в духовном климате
которого она формировалась. Поэтому
интерес всех занимающихся философией
людей прикован к проблемам Бог
– человек – мир – общество,
но акценты расставлены в этой связке
по-разному и ценностная иерархия данных
феноменов различна в философии Запада,
Востока и России. А это обусловливает
как специфичность постановки проблем,
так и несхожесть ответов на одни и те
же вопросы.
Список
литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия.
Конспект лекций_Алексеев В.О_
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2005. — с. 672.
4. Философия:
Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
8. Вунт, В. Введение в философию: пер. с нем. / под ред. В.А. Субботина. – М.: , 1998.
9. Канке, В.
Философия. Исторический и
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
11. .Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
12. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
13. www.lants.tellur.ru
14. www.historicus.ru
15. www. Wikipedia.ru
Информация о работе Философия и её место в культуре человечества