Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:46, курс лекций
1. Предмет философии
2. Философия как разновидность мировоззрения.
3. Методы философии
4. Функции философии
Тема: Сознание.
1.Основные подходы к проблеме сознания философии.
2.Религиозно-идеалистическая
картина мира Тейяра де
3.Теория отражения.
4.Сознание и язык.
5.Структура сознания.
6.Сознание и бессознательное.
1.Свойство отражения
имеет всеобщих характер
1) Физикализм- сознание как самостоятельной субстанции не существует. Оно порождение материи и объяснимое точки зрения естественных наук.
2) Солипсизм- сознание индивида, единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом располагается объективный идеализм и умеренный материализм. Кроме философских концепций подчеркиваются: космическая, божественное происхождение или же сознание — исключительно человеческое свойство.
2.1881- 1953 Шарден.
Субстанцией всего мироздания является Бог, весь мир есть божественная среда.
В результате постоянного
изменения в действительности количественные
изменения перешли в
3.В современной
российской философии
Основными понятиями теории отражения являются:
1) Отражение.
2) Раздражимость.
3) Чувствительность.
4) Психическое.
5) Сознательная форма отражения.
Сознание человека отражается от сознания высших животных:
1.Большей глубиной.
2.Большей способностью к труду.
3.Способностью к абстракции.
4.Возможность передачи сознания в устной и письменной форме.
Сознанию присуще
следующие особенности:
1.Идеальность.
2.Интенциональность — направленность
на предмет
3. Идеаторность — способность творить
и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная
работа выходящая за рамки простого отражения.
Тема: Законы и принципы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположности
2. Закон перехода количественных и качественных
изменений
3. Закон отрицания отрицания
4. Категории диалектики
5. Принципы диалектики
6. Альтернативы диалектики
Главная проблема
диалектики – что такое развитие.
Законы диалектики в отличие от законов
частных наук отличаются своей
всеобщностью и универсальностью. Суть
этого закона заключается в том,
что всё сущее состоит из противоположных начал, которые будучи
едиными по своей природе находятся в
борьбе и противоречат друг другу. Соединение
противоположных начал является внутренним
источником для любого изменения и развития.
Выделяют различные виды борьбы противоположностей
внутри цельного явления.
1) Борьба приносящая выгоду обеим сторонам
2) Борьба, где одна сторона регулярно одерживает
верх над другой, но побеждённая сторона
сохраняется и является раздражителем
для побеждающей.
Антагонизм
Антагонистическая борьба, где одна сторона
может выжить за счёт полного уничтожения
другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
1) содействие
2) солидарность
3) нейтралитет
4) мутуализм – полная взаимосвязь
2. Сущность этого закона состоит в
том, что изменение качества данной вещи,
т.е переход от старого качества к новому
совершается тогда, когда накопление количественных
изменений достигает определённой границы.
Содержание этого закона раскрывается
в системе взаимосвязанных категорий:
1) качество
2) количественное
3) мера
4) скачок – отражает сложный процесс перехода
от старого качества к новому, когда количественные
изменения выходят за границы меры.
Скачки бывают:
1) резкие одномоментные
2) медленные эволюционные
3. Суть этого закона заключается в том,
что новое всегда отрицает старое и занимает
его место, но постепенно уже само превращается
из нового в старое и отрицается всё более
новым.
Для отрицания характерно:
1) преодоление
2) сохранение
3) подъем на новую более высокую ступень
4. Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
Категория общая
- фиксирует наличие во множестве
отдельных предметов неких
Категория единичная - фиксирует неповторимые свойства конкретного явления, предмета.
Категория причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие) предшествуя ему. Следствие является результатом причины.
Категория необходимость – фиксирует то, что является не обходимым и что причиной своего существования имеет в себе и обусловлено внутренней природы своего существования.
Категория случайность – отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении.
Категория возможность
– это потенциально-
Категория сущность
– фиксирует совокупность внутренних
и необходимых сторон и связи
вещи законов ёе функционирования.
Категория явления является внешнее
проявление сущности, объёктов определённых
внешних обстоятельств.
5. Основными принципами
диалектики являются:
1)Принцип всеобщей связи
2)Принцип развития
3)Принцип системности
4)Принцип причинности
5)Принцип историзма
Все общая связь означает целостность окружающего мира, его внутренние единство, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, процессов.
Связи могут быть: внешние и внутренние; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.
Принцип историзма
подразумевает два аспекта
1.Вечность и неуничтожимость мира
2.Его существование и развитие, которое длится всегда.
6. К альтернатива диалектики относятся : метафизика, эклектика, софистика, догматизм ( догматика).
Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания на создание искусственных и интеллектуальных инструкций.
Софистика - выведение ложного по сути, но правильного по форме умозаключения.
Догматизм – это восприятие каких-либо положений изначально как без доказательно, но абсолютно истины.
Природа человека и смысл его существования.
1.Человек как объект философского осмысления.
2.Человек, индивид, личность.
3.Типология личности: социальный,
цивилизационный, религиозный
4.Свобода ответственность
и нравственные основы
5.Ценности и ценностные ориентации.
6.Философия о смысле жизни.
7.Философия о смерти и бессмертии.
1. Концепции человека:
1) объективистская – рассматривает человека
как существо, зависимое от объективных
сфер природы, космоса или Бога.
2) субъективистская концепция исходит
из того, что бытие мира и человека познаётся
из самого человека ( из субъективного
Я)
3) философская антропология ( М. Шеллер,
Г . Плеснер, А. Гелен) – сущностью человека
является его дуализм жизни и дух.
Важнейшими компонентами человеческого
духа являются :
1) Способность к
2) Эмоционально – чувственное отношение
к миру( любовь)
Главный принцип существования человека – это процесс преодоления физических ограничений своего тела.
Плесснер считает, что человек отличается от животных эксцентрической позицией: способен отделять свое Я от своего физического существования, т.е способен себя осознавать как личность.
Законы антропологической жизни человека: 1. Человек должен сам себе сделать тем что он есть. 2. Человек обладает дистанцией по отношению к миру (эмоциональное отношение реализуется через смех и плачь) 3. Неукоренености человека в бытии.
2. Человек индивид и личность.
Индивид – это конкретный человек, как представитель и носитель человеческого рода. Единичность, отдельность, генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и др.
Индивидуальность – есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.
Личность – это совокупность духовных свойств человека его внутреннее духовное содержание. Путь индивида к личности лежит через социализацию.