Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 09:49, контрольная работа
В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции, и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях Запада разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Контроль качества и управление качеством по Джозефу Джурану. ......4
2. Концепция Джозефа Джурана………………………………………………7
3.Философия Джозефа Джурана…………………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список использованных источников………………………………………....20
Концепции Джозефа Джурана в модели TQM
Таблица 1
Ключевые факторы |
Основные характеристики |
Концепции |
А. Общий характер |
Формулировка качества |
Качество – соответствие назначению или применению |
Направленность качества |
Качество определяется потребителем | |
Основная сущность |
Основное внимание – персоналу | |
Доминирующий фактор |
Соответствие цели | |
Масштаб использования |
Всесторонняя программа для полного жизненного цикла продукции | |
Сфера применения |
Производственная сфера и сфера обслуживания | |
Б. Внешняя направленность |
На удовлетворение требований потребителя |
Интегральная оценка качества |
На расширение рынка |
Не существует особенностей товара | |
На взаимодействие продавца / покупателя |
Идея многочисленных поставщиков и потребителей, работающих без понукания | |
В. Организующая |
Общее представление |
Отводится менеджменту |
Роль высшего менеджмента |
Образовательная, поддерживающая роль, исключающая пустые призывы и лозунги | |
Стиль руководства |
Участие, предоставление возможности | |
Культура организации |
Интегрированная с общей производственной деятельностью организации | |
Г. Организационные |
Ответственность высшего руководства |
Жизненно необходима |
Вовлечение служащих |
Жизненно необходимо | |
Обучение и повышение квалификации персонала |
Жизненно важно | |
Инвестиции в социальную сферу |
Являются частью программ улучшения | |
Д. Средства и техника |
Затраты на качество (оцененные) |
Цель – достижение оптимального по затратам качества |
Программы обучения |
Применение командной работы над крупными проектами; ежегодные программы обучения | |
Участие и обратная связь (например, степень взаимопомощи, кружки качества) |
Акцент на участие и командную работу | |
Статистические методы |
Некоторые методы обязательны для применения; интегрированной системы нет | |
Системы признания / наград |
Акцент на признание заслуг | |
Роль процедур проверки |
Оценка, проводимая отделами контроля (инспекции) | |
Е. Направление изменений |
Скорость изменений |
Постепенное изменение |
Сущность изменений |
Шаг за шагом, использование в первую очередь для крупных проектов |
Важно отметить, что TQM – это, прежде
всего философия, способ отношения
к работе. И внедрение его надо
начинать с обучения и воспитания
сотрудников. Культура качества – это
результат продолжительных
Для достижения качества Джуран предлагает стратегический и структурный подход (т.е., проект за проектом). Разработанные им концепции для подкрепления своей философии включают (1) Спиральный прогресс качества, (2) Последовательность прорыва, (3) Подход <проект за проектом>, (4) Трилогию Джурана, и (5) Принцип Жизненного меньшинства и тривиального большинства.
Спиральный прогресс качества.
Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (рисунок 1) – вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
Джуран подчеркивает, что любая
организация производит и сбывает
свою продукцию через ряд
На каждое специализированное подразделение в составе спирали [например, клиентская служба, маркетинговый отдел, отдел закупок] возлагается ответственность за выполнение приданных ему специальной функции. Кроме того, на каждый специализированный департамент налагается определенная доля ответственности за выполнение определенных функций в масштабе всей компании, таких как межличностные отношения, финансы и качество (Джуран и Грина, 1988, стр. 2.4).
Качество является результатом взаимодействия всех департаментов в составе спирали. Джуран говорит о функции качества для описания деятельности, через которую департаменты вокруг спирали могут добиться качества.
Проекта по улучшению качества выполняются в масштабе всей организации. Такая концепция включает:
1. Определение деятельности, которая может отвечать целям компании быть пригодной к применению.
2. Придание деятельности
различным подразделениям и
3. Обеспечение средств и возможностей, необходимых для осуществления такой деятельности.
4. Проведение работ
в составе определенных
5. Обеспечение правильного выполнения этих работ.
6. Координация деятельности в подразделениях.
Последовательность прорыва.
Философия Джурана нацелена на улучшение и новации через прорыв. Он определяет прорыв как динамическое, решительное движение в направлении нового, более высокого уровня производительности (Джуран, 1964). Его последовательность прорыва вовлекает в себя деятельность, которая, в случае ее правильного выполнения, приведет к улучшению качества и в конечном итоге приведет к беспрецедентной производительности, которая поможет организации запустить производство инновационных продуктов. Прорывы могут вести к: (1) достижению лидерства в области качества, (2) решению большого числа текущих проблем, и (3) улучшению публичного имиджа организации.
Существуют барьеры, влияющие на благоприятные возможности для осуществления прорыва. Как и во всяком другом изменении, прорыву могут противодействовать менеджеры, кто традиционно ориентируется на контроль. Через контроль менеджеры поддерживают текущий уровень производительности или предотвращают неблагоприятные изменения. Контролирующая деятельность, такая как решение проблем, имеет краткосрочный фокус; она необходима для того, чтобы держаться за достигнутое, но она не приведет к улучшению или новации. Прорывная деятельность необходима для достижения более высокого уровня производительности и новации, а также для повышения удовлетворенности клиента.
По Джурану, прорыв и контроль являются частью продолжающегося цикла подъемов и ровных показателей; он считает, что вся управленческая деятельность направлена на прорыв или контроль (Джуран,1964). По Джурану, все прорывы происходят по одинаковой последовательности:
1. Выработка политики.
2. Определение целей прорыва.
3. Прорыв в отношениях.
4. Использование принципа Парето.
5. Организация прорыва в знаниях.
6. Создание рычага управления.
7. Создание диагностического средства.
8. Диагностика.
9. Прорыв в области культурного образца.
10. Переход на новый уровень.
Концепция продвижения от проекта к проекту
Методология улучшения качества, как она описана Джураном, требует внедрения от одного проекта к другому. Формируются два типа команд, рычаг управления и диагностический прибор, для работы с целью анализа проблем. Формируется комитет менеджеров с целью ходатайства о номинации проекта со стороны всех служащих, для отбора проектов года и для назначения групп с целью обращения к каждой из них. Обычно большое число проектных групп должно формироваться в зависимости от количества отобранных проектов. Его концепция требует, чтобы члены группы развивали навыки лидерства в группе и группового участия, а также приобретали знания в отношении средств решения проблемы. Кроме того, все работники должны участвовать в процессе улучшения и иметь навыки, необходимые для улучшений.
Основная цель этих групп заключается в решении проблем, но Джуран делает различие между обозначением проблем и нахождением их причин и их устранением. Процесс анализа проблемы он называет путешествием от симптома к причине. Исследование симптома должно стать отправной точкой группы действия. Симптом является свидетельством того, что что-то не так. После обнаружения симптома цель группы заключается в том, чтобы найти решение. Тем не менее, членам понадобится вначале обнаружить причину.
Джуран разработал два путешествия для описания того, как группы взаимодействуют друг с другом в этом процессе - путешествие от симптома к причине, которое он назвал диагностическим путешествием, и путешествие от причины к решению, названное лечебным путешествием (Джуран и Грина, 1988). Оба путешествия отличаются по своей цели и требуют групп людей с различных уровней и подразделений (например, руководители первого ряда, клиентская служба) в составе организации с различными навыками.
Результаты работы группы
документируются и
Трилогия Джурана.
Трилогия Джурана дает систематический подход к воплощению методологии Джурана в области управления качеством. Однако, основным для осуществления является активное лидерство, начинающееся наверху.
Эта трилогия гласит, что управление в интересах качества состоит из трех взаимосвязанных процессов: процессов, ориентированных на качество, качества планирования, контроля качества и улучшения качества (Джуран, 1986). Планирование качества вовлекает разработку процесса, который позволит достичь поставленных целей. Люди, работающие в фазе планирования, отвечают за определение того, кто является их клиентом, определение потребностей и ожиданий клиента. Контроль качества заботится о сохранении достигнутого и о том, чтобы отходы не увеличивались. Процесс контроля направлен на спорадические всплески вариантности; если необходимо, тот люди, работающие в этом процессе, создают группы для определения причин любой ненормальной вариантности этого процесса.
Те, кто занимается процессом улучшения качества, озабочены снижением издержек на плохое качество в существующих процессах, но более важно то, что они отвечают за применение уроков, усвоенных при поиске новаторских путей для достижения лучших уровней производительности. В этом отношении концепция Джурана направлена на непрерывное улучшение.
Каждый процесс в трилогии (планирование, контроль и улучшение) является универсальным (присущ для организаций, нацеленных на качество). Соответствующая деятельность включает определение клиентов, установление средств измерения и диагностирование причин. Джуран сравнивает деятельность трилогии с деятельностью финансовых операторов. Деньги являются языком управления и, согласно его воззрениям, планирование качества аналогично составлению бюджета, контроль качества аналогичен контролю стоимости, а улучшение качества - сокращению издержек.
Жизненное меньшинство и тривиальное большинство
Поскольку Джуран подчеркивает приоритет проблем, подлежащих решению, диаграмма Парето является для него особенно полезной. Диаграмма основана на принципе, разработанном в 1897 году итальянским экономистом Вильфредом Парето. Парето провел исследования распределения богатства. Он обнаружил, что огромная часть богатства в его обществе находится в руках численно очень небольшой группы населения. В целом принцип Парето гласит, что небольшое число факторов регулирует самый большой процент целого.
Джуран применил эту
концепцию к промышленному миру
для классификации проблем
Джуран определяет качество как пригодность к использованию. Он подчеркивает баланс между свойствами продукции и продукцией, свободной от дефектов. Как использовано Джураном, словом продукция называется результат какого-либо процесса, и оно включает в себя товары и услуги (Джуран и Грина, 1988).
По своим свойствам он не имеет в виду предметы роскоши (например, окно с сервоприводом стекла в автомобиле), а технологические свойства продукции (например, потребление топлива автомобилем), предназначенной для удовлетворения потребности клиента. Сервисные организации также имеют свой свойства, такие как скорость поставки или расширенный набор услуг.
Второй элемент в определении Джураном качества заключается в продукции, свободной от дефектов (например, ошибки в счетах, фабричные отходы, поздняя поставка). По Джурану, эти недостатки доставляют неприятности клиентам и, следовательно, они становятся неудовлетворенными.
Определение Джураном понятия <качество> отражает его твердую направленность на то, чтобы удовлетворить ожидания клиента. Любой, кто соприкасается с продукцией, по Джурану, рассматривается в качестве клиента. Эта группа включает в себя тех, кто сталкивается с продукцией на стадиях ее разработки, внутренние клиенты, и тех, кто оперирует с готовой продукцией, внешние клиенты.
Философия непрерывного улучшения качества включает два подхода: