Философия и методология экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать философию и методологию экономических наук.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
Изучит экономическую науку как объект методологической рефлексии;
Выделить функции современной экономической науки .
Экономическая наука как объект методологической рефлексии

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1. Экономическая наука как объект методологической рефлексии….…..5
2. Эволюция метода экономической науки ……………………….……..11
3. Функции современной экономической методологии ………………...16
Заключение…...…………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………..……23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия_ГОТОВЫЙ.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

Развитие эволюционной экономики  привлекло внимание к вопросу  о применимости в экономической  науке синергетических представлений, особенно  к возможностям и перспективам экономической интерпретации нового математического аппарата, развитого  в этой области.

Профессионально-этическая  функция. При общей дискуссионности  вопросов, связанных с нормативностью методологического знания, есть один пункт, в отношении которого нормативное  начало признается, похоже, экономистами-методологами разных направлений. Этот пункт касается этики дискуссии, или Sprachethik (этот немецкий термин был введен неомарксистскими философами франкфуртской школы). И хотя возможная действенность некоего кодекса научного обсуждения оценивается неодинаково, есть общее понимание его желательности для современной экономической науки. В условиях, когда экономисты разобщены профессионально, идейно, теоретически, методологически, а трудности общения между приверженцами разных научных парадигм имеют достаточно глубокие эпистемологические корни - в этих условиях вопрос о взаимопонимании и профессиональном общении внутри научного сообщества приобретает совершенно новое звучание, вырастая в одну из главных проблем функционирования науки. Соответственно, распространение и культивирование в среде экономистов принципов Sprachethik станет, возможно, одной из приоритетных задач экономической методологии.

Речь идет о простых, но далеко не всегда соблюдаемых на практике, правилах поведения, таких как: не лги; будь внимателен к собеседнику; не высмеивай  оппонента; сотрудничай; не кричи; не мешай  говорить другим; будь открытым к альтернативным взглядам; объясняй свою позицию, когда  тебя об этом просят; не прибегай к насилию  или тайному сговору в помощь своим идеям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня можно констатировать, что после трех десятилетий неуклонного  усиления масштабов и глубины  философско-экономических исследований экономическая методология сложилась  в новую субдисциплину современной экономической науки. В основе этого явления лежат объективные процессы дифференциации и профессионализации экономической науки, тенденции к усложнению и даже фрагментации экономического знания. Возникла реальная потребность в укреплении таких элементов экономического знания и институтов научного сообщества, которые поддерживают механизмы внутринаучной коммуникации, обеспечивают взаимопонимание между экономистами разных специализаций и научных направлений.

Профессионализация экономической  методологии внесла существенные изменения  в характер взаимоотношений между  методологами и специалистами в  конкретных областях экономической  науки. Прежний тип отношений, когда  в роли методологов выступали, как  правило, видные экономисты-исследователи, нередко принимавшие на себя функцию  арбитра в научных спорах, а  сама методология воспринималась как  набор предписаний относительного того, как следует вести научное  исследование – этот тип отношений, по-видимому, уходит в прошлое. Сегодня  экономист-методолог – это, прежде всего специалист, изучающий состояние  и эволюцию системы научных знаний, практику функционирования и тенденции  развития экономической науки как  сложного общественного института. Экономист-методолог не может заменить профессионала в конкретной области  теории или прикладного знания. Но точно так же и специалист-конкретник не может заменить методолога-профессионала в области его компетенции. Методолог призван выявлять узкие места в сложившейся системе научных знаний и механизме воспроизводства научного сообщества; способствовать взаимопониманию и диалогу между учеными в условиях теоретического и методологического плюрализма; содействовать междисциплинарным контактам экономистов; выявлять и поддерживать перспективные научные подходы, в особенности на стыках научных дисциплин и теоретических школ; культивировать этику научного общения; обсуждать общие проблемы состояния и перспектив развития экономической науки в современном и будущем обществе.

 

Список  использованных источников:

  1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. М.: Наука. 2005.
  2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: Журнал «Вопросы экономики». 2004.
  3. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН. 1997.
  4. Отмахов П.А. Современные концепции метода экономической науки // История экономических учений. Под ред. Худокормова  А..Г.  М.: Инфра-М. 2006.
  5. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ. 2004.
  6. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Вып.4.

 


Информация о работе Философия и методология экономической науки