Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:15, контрольная работа
Философия – мировоззренческая форма сознания. Одна-ко не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
Предмет философии не доступен чувственному восприятию и не может быть предъявлен в готовом виде в самом начале изучения этой дисциплины. Представление о предмете философии формируется не иначе, как уже в ходе философского размышления, повторяющего – разумеется, в предельно сжатом виде – важнейшие идеи Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Канта и Гегеля. Причем нельзя не считаться с тем, что философские предпочтения всякого человека во многом зависят от склада его личности: ошибочным и напрасным было бы старание унифицировать их наподобие своего рода философской “таблицы умножения”. Ибо, как справедливо заметил Фихте, «какую кто философию выберет, это зависит от того, какой кто человек, ибо философская система не мёртвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душою человека, обладающего ею».
Введение
1. Мировоззрение и его сущность……………………………………………
1.1 Структура мировоззрения………………………………………………….
2. Мировоззрение, его место и роль в жизни. Исторические типы мировоззрения…………………………………………………………………..
3. Философия и мировоззрения………………………………………………
3.1. Роль философии в формировании мировоззрения……………………....
Заключение…………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………….
Разновидностью мифов в области общественных процессов являлись утопии как представления об идеальном обществе, государстве, социально-политической системе и т. д. На сегодняшний день утопиями являются рассуждения о возможности возвращения к социализму, о построении демократического общества на основе рыночной экономики путем всеобщей приватизации и т. д. В этих утопиях остро ощущается дефицит научного мировоззрения. Реформирование общества, не опирающееся ни на науку, ни на современную философию, лишено стратегической определенности, которая сегодня должна быть связана с мировоззренческими позициями, ориентированными на формирование общества социальной справедливости на трудовой основе и демократическими формами организации во всех сферах общественной жизни.
В современном обществе
существуют различные типы мировоззрения:
материалистическое, идеалистическое,
научное, религиозное, утилитарное, нигилистическое
и др. По своей сущности они подразделяются
на прогрессивные, способствующие созидательному
процессу; повседневно-утилитарные, связанные
с обыденной жизнью; и реакционные, направленные
на разрушение социальных начал. Содержание
мировоззрения определяется практическими
результатами деятельности людей на его
основе. Мировоззрение неразрывно связано
с практикой. Практика формирует мировоззрение,
определяет его содержание в связи с целевыми
установками личности, социальной группы,
класса и т. д. Но, если оно не соответствует
объективным реалиям, то требуется его
корректировка. Формирующейся ныне информационной
цивилизации может соответствовать только
научно-материалистическое мировоззрение,
опирающееся на современную научную картину
мира и учитывающее содержание и направленность
новых социальных процессов. Только оно
способно обеспечить организацию.
3.1. Роль философии в формировании мировоззрения
Философия как
теоретическое мировоззрение
Философские идеи, школы, направления подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают пространственных и временных границ. Много в философии належит (или будет належать) только истории. Среди многих причин философской непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских проблем, подходов к их решению.
Философия исследует мир как целостность, ее задача — дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: который этот мир, который лежит в его основе, конечный он или бесконечный, познанный или непознанный, что такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как он должна жить, действовать? Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия, закономерности развития природы, общества, свойства самого мышлении человека и т.п.
Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда исследует те или другие явления действительности (природы, общества, мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека (субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе все добытые знания она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия изучает субъектно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек? Которое ее место в мире? Как складываются ее взаимоотношения с другими людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов может дать ответ только философия.
Мировоззрение есть система принципов, знаний, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта. Мировоззрение есть формой его общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.
Мировоззрение — интегральное духовное образование, которое побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. В структурном плане принято выделять в нем такие подсистемы или равные, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В свое время немецкий философ К.Ясаперс, посвятил специальное исследование психологии мировоззрений, поскольку мировоззрение не только отдельных индивидов, а и социальных групп и даже эпох в одних случаях тяготеет к гармоничному, оптимистичного, а в других — к угрюмо-пессимистическому, обеспокоено - трагедийному восприятию бытия.
Эмоции, чувство и понимание как компоненты человеческой субъективности по-разному представленные в разных мировоззренческих системах и служат причиной их разнообразия. В мифологии, например, мироощущения преобладает над пониманием, а в философии — наоборот.
По способу своего существования мировоззрение делится: - на групповое и - индивидуальное, хотя вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. За степенью и четкостью самосознания мировоззрение делится на жизненно-практический, т.е здравый смысл, и теоретический, разновидностью которого и есть философия. Здравый смысл засекается в афоризмах жизненной мудрости и в максимах духовной жизни народа, а теоретическое мировоззрение — в логически благоустроенных системах, в основе которых лежит определенный категориальный аппарат и логические процедуры доведений и обоснований.
Убеждение, представление, идеи, чувство, опосредствованные опытом личности, принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение; вера же неотделимая от любви, человек верит и надеется на то, что она считает святым и дорогой. Именно поэтому мировоззрение — не только знания и осознание, это еще и мир идеалов, целей и ожиданий, трансцендентный мир желанного бытия.
Еще раз подчеркнем,
что мировоззрение — не просто
обобщенное представление о мире,
а форма общественного
Мифологической
форме мировоззрения присущие антропоморфизм,
то есть отождествление естественных
сил с человеческими, одухотворение
их. Поэтому осознание факта
Для мифологического
мировоззрения характерным
В-третьих, поскольку мифологическое мировоззрение антропоморфный, то неминуемое формирование анимистической картины бытия, то есть одухотворение всего сущего. Это очеловечения природы есть следствием нерасчлененности бытие на субъект и объект, а нераздельность человека и космоса, человека и природы означает, что в мировоззрении доминирует мироощущение. И иначе не могло и быть, так как родительное общество — это детство человечества, и этой стадии мог отвечать мировоззрение в мифопоэтической форме. Мифологические же персонажи (а в поздних мифах языческих религиях и боги) живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и т.п.). В религии возникает совсем другой, ноуменальный мир, недоступный органам чувств и ума, а потому в объекты сверхъестественного мира надо верить. Вера и выступает главным способом постижения бытия. Религия восстанавливает мир идеальных сущностей, которые в практическом плане ведет к доказательству приоритета духа над телом, необходимости заботы о душе с всеми следствиями для образа жизни верующих, которые отсюда вытекают. Связь с богом через культ и религиозную организацию (церковь) есть критерием наличия религиозного мировоззрения и принадлежности к определенной концессии.
Второй особенностью религиозного мировоззрения есть его практичность, поскольку вера без дел мертвая. А в связи с этим вера в бога и сверхъестественный мир вообще вызовет своеобразный энтузиазм, то есть жизненную энергию, которая предоставляет пониманию этого мира жизненного характера. Религию создает народ, он есть и субъектом и объектом религиозного творчества, которое в истории выступала источником мощных сдвигов в обществе. В религии рядом со мироощущением доброе развитое миропонимание, то есть религиозная идея, которая обосновывается теологами. Но в поэтому и состоит особенность и привлекательность религиозного мировоззрения, которое в нем идея пронизана своеобразно экзальтированным чувством, она переживается и подкармливает веру. Если для мифа главным есть доказательства связи индивида с родом, то для религии — достижение единства с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью. В этом состоит положительное значение религии, так как чем есть жизнь, если нет ничего святого и все поддается нигилистическому возражению, человеку нашего столетия доброе известно.
Вторым истоком философского понимания мира в практической области есть жизненный опыт. Он опосредствует убеждение, представление, идеи, чувство человека, которые принимают участие в формировании жизненной позиции.
Опыт свыше двух с половиной тысяч лет истории философская мысли, как и опыт развития философии в XX столетии, убеждает в том, что в философии определился ряд постоянных, «инвариантных» функций, которые дают ключ к пониманию основных измерений философского познания, или более широкое, — к постижению природы, общества и человека. Самое знание этих функций и измерений дает возможность раскрыть механизм возникновения и решение философских проблем.
К функциям философского познания належат мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, ценностная и праксеологическая. Вопрос о функциях философии тесно связан с вопросом о предмете философии. Что такое предмет философии и чем он отличается от предмета отдельных наук, например, химии, физики, астрономии и т.п.. Предмет любой науки — это и совокупность явлений действительности, которая исследуется этой наукой.
В границах целостной структуры философии основные функции философии взаимосвязанные и взаимно детерминируют одна одну.
Характер миропонимания, в частности понимание природы и сущности человека, определяется разнообразными жизненными позициями, установками, направленностью жизнедеятельности человека. Это может быть фаталистическая установка: природа целиком и однозначно определяет и сущность, и поступки человека, человек обреченная быть марионеткой естественных сил. Это может быть волюнтаристская установка: человек может быть свободным относительно природы, действовать по «закону» произвольно (своей воли). Это может быть и установка Ф.Бекона: природу можно подчинить на основе и соответственно познанных ее законам. Тем не менее безоглядная вера в самодостаточность научных знаний таит значительную угрозу безопасности человечества.
В наше время связь мировоззренческого и онтологичного измерений философии находит свое воплощение в широком использовании философских принципов и идей в разработке как конкретно-научных (физических, химической, биологической и т.п.), так и общенаучной картин мира. Существенной функцией философии есть познавательная. Теория познания, гносеология — раздел философии, в котором исследуются проблемы источника, форм, возможностей, достоверности и истинности познания.
Праксеологичное
измерение философского знания связан
с анализом и обобщением своеобразности
взаимоотношений людей и
Практика в значительной мере нерациональных форм постижения мира в искусстве, в морали, в религии и т.д. постоянная основой выделения в философском знании таких разделов, как эстетика, этика, философия, религия. Своеобразное место сядет в деятельности людей конкретно-историческая жизнь человечества в таких его сообществах, как раса, племя, народ, этнос, нация. Осмысление этой сферы в проблематике философии как теоретического мировоззрения причинила возникновения такой области философских знаний, как философия истории. А практика политической и нормативно-правовой жизни привела к возникновению философии политики и философии права. Осмысление же опыта развития философии привело к возникновению истории философии.
Философское
знание методологическое по
Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательной, а и высоконравственной, эмоционально чуткому, умному существу. В пору обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать допустимые границы инструментального отношения к миру и альтернативные пути прогресса, развития цивилизации. Ныне, на границе тысячелетий, нет ничего актуальнее, чем сохранение жизни на Земле, предотвращение глобальной катастрофе человечества. Современная философия не может абстрагироваться от возможного апокалипсиса, может быть философией жизни, и в этом состоит ее призвание. Хотя связь философии с политикой, даже философское осмысление политики, не дают никаких оснований для того, чтобы смешивать, отождествлять эти качественно разные формы общественного сознания. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования и содержит в себе заряд гуманистического дальнодействия. Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и общественной поступи в будущем. Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самосознание бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ее нельзя.