Философия и мировоззрение, происхождение философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово "философ" впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства.

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Основы философии.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

2. Игровое познание. Содержит сведения, получаемые из содержания игр познавательного, исследовательского, экспериментального или делового характера. Это: кибернетические, математические, физические, экологические, экономические, военные, природно-климатические и прочие модели протекания сложных процессов, вариантов их развития и средств воздействия на них со стороны человека.

3. Мифологическое познание. Содержит реальные сведения о действительности, дополненные вымыслом. Это: географические, исторические, событийные, бытовые, прикладные и прочие знания, включенные в концепции и сюжеты мифов, сказок, былин, эзотерических учений, космогонических теорий, народных верований и т.д.

4. Художественно-образное познание. Содержит сведения о действительности, представленные в виде художественных образов искусства. Это: исторические лица, объекты природы, особенности быта, события, элементы вещественной культуры, специфика мировоззрения людей, их нравы, чувства и т.д. в изобразительном искусстве, сценическом искусстве литературе и т.д.

5. Религиозное познание. Содержит сведения, как о реальной посюсторонней действительности материального бытия человека, так и о предполагаемой потусторонней действительности бытия богов и других нематериальных сущностей. Это: вся совокупность реальных сведений о действительности, понимаемая в качестве результата проявленных причин разумной и целенаправленной деятельности мира истинного, потустороннего, обиталища Бога (многих богов) и других духовных созданий.

6. Философское познание. Содержит сведения о мире как о целом во всей совокупности характеристик его бытия. Это: различные философские концепции и течения, дающие свои теоретические объяснения действительности.

7. Научное познание. Содержит сведения о мире в виде теоретической идеализации его статистически закономерно протекающих процессов. Это: эмпирические данные опытов, наблюдений, экспериментов над объектами природы и их теоретическое осмысление, анализ социальных процессов и т.д. с точки зрения проявления различного рода закономерностей.

 

2.2. Проблема познания философии

 

Проблема  истины в познании. Одна из важнейших проблем в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?»)

В истории философии  были разные ответы на эти вопросы. В древности крайние точки зрения следующие:

а) материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.

б) объективные  идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных  объектов (Платон).

в) софисты считали, что объективной истины нет: «человек – мера всех вещей».        

Затем на понимание  истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.

  • Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.
  • Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).
  • Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.
  • Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию.
  • Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
  • Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
  • Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания, приводящие к успеху.

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.

Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения.  Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.

Таким образом, вопрос об истине является самым сложным  в познании.

Разные философские  учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

Истина и  объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива  и в какой-то мере и условна, так  как носит относительный и субъективный характер.

Специфика научного познания. Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это  вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания.

Спецификой  науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы.

Спецификой  научного знания является то, что наука  существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

  1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)
  2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.
  3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.

Используя эти  приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями  опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи  между явлениями.

Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.

Законы позволяют  объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.

Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

  1. Редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;
  2. Эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;
  3. Рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

Эти принципы делают науку в отличие от религии:

а) наднациональной, космополитичной;

б) она стремится  стать единственной;

в) научные знания надличностны;

г) наука носит  открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д.

В научном познании выделяют эмпирический и теоретический  уровни. Они фиксируют различия в  способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого  материала.

Эмпирический  уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления.

К эмпирическим методам относятся:

  1. Наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;
  2. Измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта;
  3. Моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно.

К теоретическим  методам научного познания относятся:

  1. Индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.);
  2. Дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).

Наряду с  другими методами в науке действует  исторический и логический методы познания.

Исторический  метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение  исторического процесса для раскрытия  его логики.

Логический  метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического  процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез).

Итак, познание — это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали,  здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с ненаукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Спиркин А.Г.  Философия: Учебник для технических  вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 368 с.

2. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное  пособие. – Симферополь: СОНАТ, 1999. – 352 с.

3. Кабанов П.Г.  Философия: Учебное пособие. –  Изд. Том. ун-та, 2003. – 204 с.

4. Философия:  Учебник / Под ред. проф. В.Н.  Лавриненко. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: Юристъ. 2004

5. В. Нюхтилин. Шпаргалки по философии // Куб – электронная библиотека – http://www.koob.ru/nuhtilin/shpargalki_po_filosofii

 

 

 


Информация о работе Философия и мировоззрение, происхождение философии