Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:18, реферат
Главная цель данной работы заключается в том, чтобы определить, что такое наука и философия, выявить связь между научными и философскими открытиями, гипотезами и исследованиями, а так же раскрыть сущность философии как науки.
Основными задачами работы являются:
• Показать связь науки и философии;
• Раскрыть научную сущность философии, и философскую
сущность науки;
• Отразить ту роль, которую сыграли научные достижения в
философском осмыслении мира, человека, цивилизации и
культуры.
Bведение…………………………………………………………………………3
1.Что такое философия и наука…………………………………………...…….4
2.Предмет и методология философии как науки………………………………7
3 .Роль философии и науки в деятельности человека………………………...13
Заключение………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………….18
Содержание
Bвведение………………………………………………………
1.Что такое философия и наука…………………………………………...…….4
2.Предмет и методология философии как науки………………………………7
3 .Роль философии и науки в деятельности человека………………………...13
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Из спокон веков человек стремился расширить свои знания о самом себе и окружающем мире. Со временем человеческое мышление и способности анализировать окружающий его мир достигли таких высот, что в человеческой сфере возникло новое явление, получившее название «наука».
С момента своего возникновения наука играла важнейшую роль во всех сферах деятельности человека. Наблюдая различные явления природы, выясняя связи между ними, познавая закономерности природных процессов, человек сумел применить их себе на пользу. Он заставил ветер вращать крылья ветряных мельниц, а падающую воду – колеса водяных мельниц, давление горячего пара он использовал для приведения в действие машины и механизмы. Сегодня мы не можем представить повседневную жизнь без электричества и автомобиля, телевидения и компьютеров, без тех благ, которые дает нам современная цивилизация, основанная на достижениях науки и культуры. Познание научных достижений, открытие закономерностей развития природы, человека и цивилизации, познание развития мышления человека и многое другое относится к области такой особой науки как философия.
Главная цель данной работы заключается в том, чтобы определить, что такое наука и философия, выявить связь между научными и философскими открытиями, гипотезами и исследованиями, а так же раскрыть сущность философии как науки.
Основными задачами работы являются:
1. Что такое философия и наука
В разные
время наука и философия
Создатель Словаря русского языка С.И. Ожегов давал несколько понятий философии:
“1. Одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления2.
2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки. Философия математики.
3. Отвлеченные, не идущие к делу рассуждения” [2]
В этом же ключе философия понимается в других философских и научных источниках советской эпохи. В настоящее время большинство взглядов на понятие «философия» не отличается от того, которое было сформулировано в советское время. Например, энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия трактует понятие «философия» как форму общественного сознания, мировоззрение, систему идей, взглядов на мир и на место в нем человека»3
В Древней Греции философией считали «любовь к мудрости». Таким образом, в общем виде философия – это наука о бытие человека, законах природы, способах мышления и развитии общества и мира. Но если говорить о философии не как науке, а как форме, то философия – это есть сама мысль. Человек не может жить без того,что бы не думать, не размышлять и не оценивать окружающих его людей и мир, в котором он живет. Все эти размышления рождают мысли, которые сами по себе и есть философия – система взглядов и идей.
И так. Философия – это наука. А что такое наука? Нередко ее определяют как инструмент познания, то есть необходимое условие получения информации об окружающем мире, о человеке, общественных процессах и.т.д. Но, такое объяснение науки сглаживает существенные аспекты понятия и не дает полного раскрытия сущности понятия «наука». В.Н. Комаров, автор книги «Наука и миф» по этому поводу пишет: «Наука – это, прежде всего человеческая деятельность по производству знаний, одна из форм общественного сознания, включающего в себя также мораль, искусство, философию и религию» [1]
На мой взгляд, такая трактовка науки имеет под собой существенный недостаток – сокрытие от понимания сущности науки. По существу наука – это не только производство знаний, но и оценка, полученных знаний их проверка на достоверность и истинность. Вот почему мне более точным представляется трактовка науки, как процесса получения истины. Однако, науку можно трактовать и как процесс движения мысли человека, стремление к открытию нового и следовательно как жизнь мысли. В этом виде наука тесно соприкасается с философией, искусством и даже религией и моралью. Таким образом, наука есть форма жизни мысли человека, который стремится найти истину. Но как считали древние философы и мыслители более поздних эпох, достижение истины в последней инстанции невозможно, так как те знания, которые были истинными вчера, под давлением сегодняшних открытий и достижений науки перестали быть таковыми. Например, геоцентрическая теория устройства вселенной Аристотеля – Птолемея, господствовала в науке более тысячи лет, пока
XV – XVII веках исследования, проведенные Н. Коперником, Дж. Бруно и Г. Галилео не доказали гелиоцентрическую форму вселенной.
Но, не все «старые» истины опровергаются.
Многие из них дополняются новыми открытиями, являясь фундаментом, на котором базируются новые исследования, приводящие к этим открытиям. Если бы их не было, то на чем строились бы строились новые гипотезы, исследовались бы явления и открывались новые горизонты человеческого познания. Но, к сожалению, до сих пор не создано универсальное объяснение понятия «наука». Ведь под наукой можно понимать и сам процесс исследований и открытий, их объяснение проверка и перепроверка (информационная сущность), мыслительную деятельность человека, способствующую познать новое, и даже природные, человеческие, общественные закономерности развития. Все это есть наука. В принципе под наукой понимать познание мира, включая сюда все выше изложенное относительно понятия «наука». Таким образом, наука и философия в определенном смысле это познание мира и человека в этом мире.[3]
Выше мы говорили, что философия – это наука о мире, человеке, методах и способах познания мира, мыслительная способность человека. Здесь нам предстоит нелегкая задача понимания сущности философии как науки и науки с точки зрения философского понимания. Для этого необходимо ответить на вопросы: во-первых: что является предметом, который исследует философия?, во-вторых: какие методы используют философия и наука для познания истины?, и в-третьих: для чего необходимы философское и научное познание, то есть, Что познается? Как познается? Для чего познание?
Мысленно перенесемся
в Древнюю Грецию. Под открытым
небом сидят ученики и
По Платону, философия
представляется процессом познания
идеи вещи, через которое достигается
мудрость. Идеал вещи есть истина, причем
вечная, которая является врожденным
и достигается путем
Вот вкратце идеалистическое учение Платона
об идеях и материи. Идея – это предмет
философии, процесс припоминания идеи
вещи – метод философского и научного
познания.
На другой, противоположной позиции, чем Платон стоял его ученик, энциклопедист Аристотель (384 – 322 гг. до н.э). Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля — не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума.
Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет
соотношение формы и материи. В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, то по Аристотелю «Человек – животное общественное». Таким образом, Аристотель видел цель философии как науки в познании бытия, причинноследственных связей явлений и процессов, путем классификации этих явлений. [1]
По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и других наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философии и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия. Но так как философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление философии частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией.[2]
В XVII –
XIX веках создавались энциклопедич
Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном»владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.
Выше были поставлены вопросы что, как и для чего необходимо философское и научное познание. Теперь сделаем выводы. Что изучает философия: мир, явления и процессы природы, человека, общество, мыслительную деятельность людей, культуру, морально-нравственные нормы, религию и многое другое.
Как изучает философия: ответ на этот вопрос однозначен – через мышление, применяя различные методы познания: дедукцию и индукцию, эмпирический и логический метод и.т.д.
Для чего необходимо философское и научное познание. Для открытия нового, систематизации полученных знаний и для создания условий для новых исследований и открытий.[5]
Наука
и философия играют в жизни человека
огромную роль. Они охватывают все сферы
человечного бытия, его деятельности.
Но, если научные достижения, особенно
таких наук физика, химия, биология, генетика,
астрономия, математика, экономика видны
невооруженным
глазом, то достижения гуманитарных наук
и философии ярко не проявляются. Дело
в том, что естествознание и его открытия
непосредственно направлены на улучшение
жизни человека. Промышленные, технические
и технологические революции стали реальностью
благодаря открытиям, сделанным именно
в естествознании. Оценку же результатам
процессов ускоривших, прогресс человечества
дают, гуманитарные науки (история, обществознание),
без которых невозможно представить объем
изменений, произошедших с цивилизацией
за многие тысячелетия.