Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Прежде всего, хотелось бы объяснится буквально в двух словах, почему именно эта тема выбрана мной для последующих “рассуждений”, если их можно таковыми назвать. Являясь человеком с техническим складом ума, “технарем”, и потому опирающимся (по крайней мере, я стараюсь это делать) на науку в любом виде своей деятельности, я не могу остаться безучастным к некоторым вопросам, связанным с наукой вообще и с прикладной наукой в частности. Сформулированная мной тема для реферата не была предложена в пособии для поступающих в аспирантуру и аспирантов [6], однако некоторые из вопросов, предложенные там в качестве тем рефератов невозможно обойти в данной работе.
стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Наука и ее функции в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1. Наука фундаментальная и прикладная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.2. Наука и технология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
1.3. Наука и развитие человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2. Философия и наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но наряду с осознанием своего могущества, он приходит и к мысли о зыбкости его существования.
В процессе прикладных
исследований людям зачастую
открываются вещи, объяснить которые
с точки зрения теории (на текущий
момент времени) они просто
не в силах. Как видим,
Отсюда возникает вопрос об ответственности за последствия технологического развития общества. Можно конечно говорить, что ответственна за отрицательные последствия сама наука. И такая “гуманистическая” критика науки имеет достаточное распространение. Однако из нее следует также, что и само производство знаний вредно для человека. Бесспорно, она является теоретической базой научно-технических разработок и определяет их возможность (или невозможность), следовательно, наука и должна нести в конечном итоге ответственность за технологические новшества любого характера. Звучит достаточно убедительно, но это только на первый взгляд.
Выбор ключевых направлений развития общества непосредственно затрагивает саму форму организации жизни людей. Соответственно этому коренные вопросы развития общества должны определяться обществом в целом, но определяются интересами всего лишь определенных групп, слоев, политических сил. Более того, все наиболее значимые научно-технические программы (развитие ядерной энергетики, электроники, генной инженерии и т.д.) принимаются на уровне правительства. Следуя этим рассуждениям, напрашивается вывод, что ответственность за технологическое развитие должны нести, прежде всего, политические силы и властвующая элита.
Именно в этом
разделе хотелось бы
Развитие личности
под влиянием компьютеров
К позитивным личностным преобразованиям можно отнести:
- усиление интеллекта
человека за счет вовлечения
его в решение более сложных
задач в условиях
- развитие логического, оперативного мышления;
- развитие прогностического мышления.
Два последних
пункта обусловлены тем, что,
готовя предварительно задачу
для компьютера, пользователь вначале
логически продумывает ее, составляет
ее алгоритм и тем в
К позитивным результатам
можно отнести также развитие
у пользователей адекватной
Успешное применение
компьютеров, получение с их
помощью более продуктивных
Все это приводит
к формированию у некоторых
пользователей позитивных
К негативным личностным преобразованиям относятся:
- снижение интеллектуальных
способностей человека под
- происходящая в результате
объемной и постоянной работы
с компьютером чрезмерная
В связи с этим
формирующиеся черты личности, вначале
позитивные, например, такие, как
точность и аккуратность, могут,
по мере увеличения
Все эти закономерности
преобразования личностных
В историческом
развитии человека компьютер
можно рассматривать как новое
сложное орудие, облегчающее умственную
деятельность человека, которому
передаются исполнительные
В относительно
элементарных видах умственной
деятельности, имеющих преимущественно
шаблонный характер, компьютер может
замещать человека, вытесняя его
из выполнения этих видов
В более сложных,
динамически меняющихся видах
умственной деятельности, характеризующихся
возникновением новых
Передавая интеллектуальные
функции компьютеру, составляя для
него программу, человек на
этапе подготовки работы
На следующем этапе,
при функциональном выполнении
компьютеризированной
Таким образом,
сейчас уже очевидно, что компьютеризация
может привести не только к
позитивным, прогрессивным изменениям
в жизни человека, но и спровоцировать
негативные изменения,
Является очевидным,
что темпы развития
1.3. Наука и развитие человека
Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действиям в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не является чем-то внешним по отношению к сущности человека, скорее она связана с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные системы, определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида основных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и потребность познания. “Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни” [7].
Необходимо отметить, что потребность познания никоим образом не является производной от биологической и социальной потребностей, а, наоборот, ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Если не признать жажду познания в качестве основной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности. Словами Г. Башляра: “…пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти” [1].
Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности, как личности, так и общества. При общей оценке идеального мира - мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего, отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: “Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы науки священны” [3].
Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. “В качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей” [2].
В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства определяет целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.
2. Философия и наука
И вот, наконец,
то, из-за чего собственно и
была выбрана именно эта тема,
а не какая-либо другая: отношение
философии и науки. Да, я думаю,
что не ошибся, поставив философию
на первое место перед наукой,
дальше я попытаюсь объяснить
почему. Если воспринимать эту
фразу как логическую
Таблица 1.
Логические переменные |
Функция логических переменных | |
Философия |
Наука |
|
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
В качестве функции данных логических переменных здесь понимается возможность существования каждой из этих областей человеческого знания, и даже нет, не знания, потому что это было бы слишком узко и однобоко, а человеческой сущности, того, без чего человек не был бы человеком.
Как видим, из различных комбинаций: науки нет без философии, а философии – без науки.
Философия в том
виде, в каком она есть сейчас,
не была бы возможна без
внешних по отношению к
И наоборот, наука
(настоящая наука) без