Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:51, реферат
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда.
Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так
называемого информационного общества, где главным фактором общественного
развития станет производство и использование знания, научно-технической и
другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов
её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением
знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз
и характеризует данную функцию науки;
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна
разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и
регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые,
менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют
информационное обеспечение управленческо -регулятивного процесса,.
консультирование работников государственного аппарата, своими практическими
рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений,
совершенствовать
научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна
поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;
5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным
образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором
культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации
заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,
ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки
осуществляется через
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не
забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет
соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере
духовного производства;
6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,
сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти,
связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций
исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере
научного производства, сообщества и этоса;
7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует
все другие функции науки, характеризует
её как универсальную
социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны
и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через
практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс
материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;
8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии
науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания «вооружать»
ученых солидным и эффективным
исследовательским
подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но
мощью исследовательского арсенала;
9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция
науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу
научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,
нормальное функционирование науки как социального института, собственное
воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых
научных кадров.
Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны между собой.
2. ФИЛОСОФИЯ
Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый
возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет
однозначной интерпретации данного понятия.
О соотношении философии и
]. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения,
третьи – как их симбиоз и т.д.
2.1. Философия – это наука
Историко-философский экскурс
мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой
философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория
бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал:
"Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть
его".
Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В
частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет
познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".
Известно, что в нашей литературе
целые десятилетия
зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой,
философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития
природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в
основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая
точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с
помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой
подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается
и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем:
"Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и
отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в
целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".
В приведенном выше понимании философии, на взгляд автора, верно указано на
то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но
все же такое понимание философии является односторонним и
недостаточным. Здесь, например, просто постулируется научный статус и
характер философского знания, философия практически сводится к диалектике
(учению о всеобщих связях и развитии), явно выпадает из предмета её познания
и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая и
смысложизненная проблематика. Кроме того, если философия является
наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех
тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и
метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические
взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной.
Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной,
ею невозможно охватить различные
философские течения
В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве
предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию,
всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем
учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир
- человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к
этому миру".
Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и
теоретического познания действительности имеет дело с определенными
понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.
Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет
свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться,
отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают
новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди
ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться
несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из
наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о
всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. [ 4 ]
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других
наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п.
Словом, философия есть свободная
и универсальная область
знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от
других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя
согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только
эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко
наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению
людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с
отражением жизни в конкретно-
что философ пользуется и прямым наблюдением [ 4 ].
2.2. Философия – это не наука
На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная
дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали,
что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не
является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям,
предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как
особую форму общественного сознания, и как науку.
Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и
наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как
истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость,
практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость,
системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация
сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним
добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун)
критерии.
Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы,
либо совсем не применимы для характеристики философского знания.
Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по
своей природе, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым,
что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр.
Другими словами, получается, что философия не является наукой.
Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал
обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии
отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки,
выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в
подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически
неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный
мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и
языка философии В пользу научности философии называются такие её черты, как
рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность,
аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической
недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых
опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие
развиваются и обогащаются.
В мировой и отечественной
категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры,
определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип
мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к
примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К
Поппер.
"Философия. - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть
особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия
есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука,
не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла
человеческого существования".
Философия как и религия, отвечает на самые общие
мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в
отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру,
авторитет и догмы. Философские
системы даже религиозные
опираются на интеллект и логику, являются результатом размышлений и
аналитической деятельности, философские идеи и положения так или
иначе доказываются, обосновываются рациональным способом. Словом, в этом
плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре
философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.
Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный признак,
отличающий философское
философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит
разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно
от человека". Следовательно, философия познает мир через "призму"
человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.