Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:50, реферат
Религия и философия - две основные движущие силы человеческой цивилизации, которые устремлены к поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на земле. Виноват в этом, очевидно — сам человек, его бурная деятельность.
с эстетически-ориентированной философией (такова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов);
с практически-ориентированной философией (такова философия Канта, Маркса, Пирса).
1.7 Назначение философии.
Для чего нужна философия?
Сократ и Платон считали, что под
воздействием философии человек "становится
подлинно совершенным". Англичанин
Гоббс полагал, что недостаток философии
причиняет много страданий. Немецкий
мыслитель Хайдеггер
Исходя из выше изложенного назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.
2. РЕЛИГИЯ.
2.1 Религия и её сущность.
Наряду с мифом
и философией религия — одна
из форм мировоззрения. Как
и философия, она пришла на
смену мифологическому
В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.
В дальнейшем, при переходе
от феодальных отношений к
буржуазным, с развитием наук
стала выявляться
В современную эпоху даже
в тех государствах Западной
Европы и Америки, где
В России в наши дни к верующим относят себя 60% опрошенных граждан.
2.2 Структура религии.
Религия представляет
собой сложное образование. В
ее структуре, формирование
- религиозное сознание; - религиозный культ; - религиозные организации.
Религиозное сознание
Неотъемлемой частью любой
религии является религиозный
культ — совокупность
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.
Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян.
Объединения верующих, противопоставивших
себя господствующему
На определенном этапе
2.3 Причины возникновения религии и ее функции.
Религия как общественное явление имеет свои социальные, гносеологические и психологические причины возникновения и существования.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования.
Гносеологические причины —
это предпосылки, возможности
формирования религиозных
Психологические причины
Религия обладает рядом
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.
2.4 Современные мировые религии.
Религия вместе
с обществом шла от
Тотемизм — вера в
существование
Магия — совокупность верований и обрядов.
Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них.
На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы. Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы — ангелы, архангелы, демоны и пр.
Более совершенными,
а потому и наиболее
Важнейшая идея мировых религий — равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности — позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.
2.4.1 Буддизм.
Одна из первых мировых религий. Возник в VI—V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.
Достоверных источников
об основателе буддизма нет.
Но буддийские теологи считают,
По учению буддизма,
все в мире является
Буддизм распространен в виде хинаяны — наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна — узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна — большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.
2.4.2 Христианство.
Возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.
Поскольку христианство
возникло в среде рабов,
Поскольку Римская
империя представляла собой в
то время сложный организм, стремящийся
к децентрализации, то
В 1054 г. произошел
раскол в христианстве между
Восточной церковью, которая стала
называться Православной, и Западной,
которая именуется Римско-