Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и религия.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы, многое заимствовал из зарубежного  опыта, однако дело духовного воспитания поручил православной церкви. Основные формы деятельности духовенства  в вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов русской  армии и флота, которые так  и назывались: "О священнослужителях". При императоре Павле I было создано  особое управление военного духовенства  во главе с полевым обер-священником. С 1890 г. заведование церквями и православным духовенством армии и флота вверяется  Протопресвитеру. Высокий воинский дух и стойкость русских войск  в войнах 18 и 19 вв. обеспечивались системой духовного и патриотического  воспитания, в котором принимали  участие как священнослужители, так и офицерский корпус. Наиболее полно это нашло отражение  в

 

суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана  идеями святости воинского долга  по защите Отечества, преданности Знамени  и верности присяге.

Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной стойкости солдата, при этом сам  являл пример подчиненным в соблюдении православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая  включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию  молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой  работой с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью  и другими мероприятиями.

Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный  героизм в годы I Мировой войны  более 1200 священником были награждены государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.

В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь, но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и  полковников накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные  относили себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 % были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.

Традиционно православие  придерживалось толерантного (терпимого) отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в  уставе 1893 г., где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают  общественные молитвы по правилам своей  веры с разрешения командира в  назначенном им месте и по возможности  одновременно с православным богослужением". В руководящих документах протопресвитера  военного и морского духовенства  подчеркивалось, что: "Подвизающееся  на ратном поле духовенство имеет  возможность подтверждать веру и  правоту православной церкви не словом обличения инаковерующих, а делом  христианского самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что и последние проливают  кровь за Веру, Царя и Отечество".

Терпимое отношение к  другим религиям резко менялось по отношению к сектам и религиозным  объединениям выступающим против служению Отечеству. От военных священников  требовалось "принять все возможные  меры к пресечению в войсках сектантства  и иметь неослабленное попечение  об ограничении православных воинов от этой зловредной пропаганды".

Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах  организации патриотического и  воинского воспитания. Подавляющая  часть духовенства стала в  оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на священнослужителей был предан забвению накопленный  опыт духовного, морально-психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным лишь в годы Великой Отечественной войны. С  первых дней войны русская православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу служения своему народу. Более полно духовно-религиозные  традиции русской армии стали  использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской  православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных конфессий  в борьбе с общим врагом, следует  сказать, что они внесли посильный  вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников тыла. Духовенство  утешало людей в скорби, призывало  верить в победу над врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует  о том, что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными объединениями  в деле воинского и патриотического  воспитания в современных условиях, следует сразу оговорится, что  строится оно строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации  ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р Ф " О  свободе совести и о религиозных  объединениях", "О статусе военнослужащих"^ также в соответствии с положениями .отраженными в совместном Заявлении  о сотрудничестве, подписанном Генеральным  директором ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси, последующими указаниями Управления кадров и воспитательной работы. Организация данной деятельности должна исходить из того факта, что  в настоящее время на территории России действует около 20 религиозных  конфессий и деноминации, а также  более десятка различных сект. Наиболее крупными религиозными объединениями  на территории России являются Русская  Православная Церковь, мусульмане и  Евангельские Христиане -баптисты.

Русская Православная Церковь  является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание  влияния РПЦ и активизация  ее деятельности. Число крещений утроилось, количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов, восстановлены или построены  сотни храмов, количество монастырей возросло более чем в 10 раз, число  граждан отождествляющих себя с  православием составляет около 46 процентов.

Второй по численности  религиозной конфессией в России является ислам. На территории РФ действуют  два Духовных управления мусульман, Духовное управление мусульман Европейской  части России и Сибири (г.

 

Уфа), охватывающее все группы татар и башкир; Духовное управление мусульман Северного Кавказа (г. Махачкала) объединяет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов. В России насчитывается около 15 млн. мусульман. Точный учет затруднен в  связи с тем , что в понятие  мусульманин часто вкладывают принадлежность к народу, традиционной религией которого был ислам и весь уклад жизни  которого заключен в сохранении верности традициям и обычаям своего народа. Всего в РФ зарегистрировано более 2500 мусульманских религиозных объединений.

Церковь Евангельских христиан-баптистов  является крупнейшей деноминацией среди  протестантских церквей в России, в нее входит свыше 500 тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных  общества. Активизация деятельности ЕХБ связана со значительной финансовой помощью со стороны зарубежных общин, что позволяет проводить массовые евангелистские собрания на стадионах  и в концертных залах, бесплатно  раздавать литературу, вести теле и радио пропаганду своих идей. Выше названные религиозные объединения  положительно относятся к военной  службе, охотно идут на контакт с  командованием и государственной  властью в деле воинского, нравственного  и патриотического воспитания.

Совершенно иное дело секты  и "нетрадиционные культы, которые  в подавляющем большинстве носят  антиобщественный и антигосударственный  характер. Имея разные названия и отличаясь  ритуалами суть этих объединений  в одном - полностью подчинить  человека и использовать его в  интересах руководителей.

Наибольшую активность в  России проявляют следующие культы: Церковь Христа, Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации, Церковь  Сайентологии(дианетика), сатанистские, спиритические группы и другие. Общим  для них является конспирация  и мимикрия под различные общественно-полезные и оздоровительные организации, которые обещают нормализовать  вес, обеспечить душевный покой и  разом решить все ваши проблемы. На самом же деле, вербуя последователей и создавая базу для функционирования в России, они активно собирают экономическую, политическую и иные виды информации в интересах заграничных  центров. Не случайно, наибольшая активность данных культов отмечается в районах  функционирования оборонных предприятий, НИИ и закрытых объектов. Вот почему проведение профилактической работы по недопущению вовлечения сотрудников  и членов их семей в деятельность этих культов или работа с уже  вовлеченными должна рассматриваться  как борьба за безопасность подразделения  или объекта.

В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт разоблачения зловредных сект. Она  постоянно изучает ситуацию в  данной области и можно всегда дать совет и оказать действенную  помощью при столкновении с деятельностью  той или иной секты.

Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора ФАПСИ и Патриарха  Московского и всея Руси, имеет  много граней. Это и социальная защита сотрудников, военнослужащих и  членов их семей, развитие благотворительности, забота о ветеранах, раненых и  больных, поддержание в надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении морально-психологической  устойчивости в боевой обстановке и  экстремальных ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

Традиционными стали выступления  священнослужителей на торжественных  собраниях, во время принятия присяги  и других мероприятиях с напутственным  словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Отдельные  командиры и начальники практикуют составление планов сотрудничества с епархиями, в которых по решению  Патриарха назначается священнослужитель, отвечающий за духовное окормление воинов и сотрудников правоохранительных органов. Это делается для того, чтобы не от случая к случаю и не от праздника к празднику приглашать священнослужителя, а на плановой основе обмениваться информацией о происходящих процессах, корректировать проводимые воспитательные мероприятия, делая их более эмоционально насыщенными и интересными. Положительным является опыт выступления священнослужителей перед руководителями ОГП по тематике "Церковь и армия в России: исторический опыт и грани сотрудничества".

Выше перечисленные направления  и формы сотрудничества с религиозными объединениями, рассчитаны на штатную  ситуацию. В экстремальных же условиях, при возникновении конфликта  по поводу отношения к религии  или между представителями различных  конфессий, командир, начальник обязан обратиться к священнослужителям тех  групп, которые вовлечены в конфликт и, используя их авторитет, разрешить  возникшее противоречие. Руководителям  любого ранга постоянно надо помнить, что Российские Вооруженные силы по природе своей поликонфессинальны, поэтому актуальной остается задача обеспечения равноправия религиозных  организаций, равноправия самих  военнослужащих, независимо от их отношения  к религии. В то же время необходимо вникать в суть проводимой работы священнослужителями, чтобы она  не превратилась в компанию по насаждению той или иной религиозной концепции  в подчиненном подразделении, что  входит в противоречие с требованиями "Закона о статусе военнослужащих".

Накопленный опыт взаимодействия Вооруженных сил и религиозных  организаций позволяет сделать  вывод, что в тех подразделениях, где этому вопросу уделяется  должное внимание и используется положительный воспитательный потенциал  по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию, там выше воинская дисциплина, там лучше моральноО-психологический  климат в коллективах.


Информация о работе Философия и религия