Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить такие понятия, как «Философия» и «Религия», а также отметить их сходства и различия.

Вложенные файлы: 1 файл

философия и религия.docx

— 26.39 Кб (Скачать файл)

 

Г. Гегель [4], сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

 

Также стоит отметить, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: Что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Что есть всё? Откуда и как появилось всё в этом мире?Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.

 

Но между ними есть и различия. Прежде всего, религия -это сознание массовое. Философия -это сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Также, философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

 

Стоит рассмотреть мнения различных философов на вопрос различий философии и религии.

 

Так, различие между религией и философией по Гегелю[4], в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым, философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя».

 

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности [5]:

 

1) мировоззрения (в философии  опора на рационально-теоретическое  знание, в религии - на веру, вера  в сверхъестественное - основа религиозного  мировоззрения);

 

2) мышления (философская мысль  нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована  никаким авторитетом и может  все подвергнуть сомнению, религия  нуждается в авторитете и признает  некие истины на веру, не требуя  доказательств);

 

3) сознания (философия пытается  дать целостное представление  о мире, в религии же происходит  раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами  чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный).

 

 Подобные мысли и  у А.С. Кармина[7]:

 

1) религиозные идеи не  обосновываются, а принимаются на  основе веры и не подлежат  никакой критике, философия же  стремится аргументировать все  свои утверждения;

 

2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает  критике свои собственные выводы;

 

3) религия авторитарна, навязывает  человеческому разуму определенные  «сверхразумные» догматы, философия  же требует самостоятельности  мышления, в ней разум не подчиняется  никаким авторитетам.

 

Также, Семен Франк в своем труде «Философия и религия» [1] пишет, что философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть, различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект -- на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

 

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в:

 

1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете  в деятельности философа уровня  и направленности религиозности  в обществе;

 

2) философизации религии: а) занятии философией служителей  культа; б) создании философских  школ (направлений) на религиозной  основе.

 

 Религия сближается  с философией при решении задачи  доказательства бытия Божия, рационального  обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское  направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие).

 

Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Роль теистической философии в жизни общества:

 

1) положительная: а) раскрывает  общечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает  людей к знаниям особого рода; г) сохраняет традиции;

 

2) отрицательная: а) формирует  одностороннюю картину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от  теистических взглядов; в) поддерживает  устаревшие обычаи, нормы, ценности.

 

Существенное влияние на становление религиоведения оказало материалистическая тенденция в философии религии, ярким представителем которой был немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872).

 

 Л. Фейербах пытался  раскрыть эмоционально-психологические  и гносеологические механизмы  возникновения религии. Решающее  значение в формировании религиозных  образов он придавал силе воображения, фантазии, которую называл «теоретической»  причиной религии.

 

 В работах Л. Фейербаха  осуществляется абстрактно-философский  подход к объяснению земной  основы, человеческого источника  религиозных верований. Л. Фейербах  смотрел на человека вообще, как  на естественное существо вне  его социальных характеристик.

 

Кроме того, философский анализ религии создается в европейской культуре, начиная с XVII-XVIII веков, он господствует вплоть до середины XIX века. философия религия мировосприятие диалектика

 

Стоит отметить, что с середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. В чем же состоит различие между философским и научным подходом в исследовании религии? Это расхождение является как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения мировоззренческих проблем. Поэтому философия акцентирует на изучении мировоззренческого стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема создания бытия, что первично духовное или материальное начало Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Предметом науки о религии не проблема создания бытия, или предмет религиозной веры - Бог и все его атрибуты. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействием с другими отраслями этой жизни каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, какие функции должен религия в обществе.

 

Как замечает А. А. Радугин в своем труде «Введение в религиоведение» [3], различие между философией и наукой о религиипроявляется не только в предметной сфере, но также и в методах исследования религии. Философия не проводит эмпирического исследования действительности.

 

Кроме того, в научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, предусматривающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе, как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть расследуемым в виде генетического подхода, когда исследователь выводит все последовательные стадии из начальной фазы. В развитии этой процедуры большое значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используются в религиоведении и сравнительно-исторические исследования. В ходе этого исследования осуществляется сравнение различных этапов развития одной религии в различных моментах времени, всевозможных религий существующих одновременно, но стоящих на разных этапах.

 

Заключение

 

 

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели два понятия: «Философия» и «Религия». Так, философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного. Кроме того, мы выделили основные функции философии, такие как: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологическая. Религия, в свою очередь, есть нечто высшее, абсолютное, сверхчеловеческое, и нельзя рассуждать о существовании религии без Бога. Также мы рассмотрели основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная, политическая, культурная, дезинтегрирующая.

 

Помимо этого мы рассмотрели сходства этих понятий. Подводя итог, можно сказать, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: Что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

 

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

 

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятия «Философия» и «Религия», а также отметили их взаимосвязь и различия.


Информация о работе Философия и религия