Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ И  РЕЛИГИЯ

Вступление

Религиоведение - это философская  наука, изучающая религию как  явление социума и феномен  духовной жизни общества. Это обусловливается  тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.

В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.

История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим  глубокие мысли о причинах возникновения религии, шедшие в разрез с господствующими в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского ( ок. 580-488г. до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта ( 5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди создают себе богов по своему образу и побобию. ( Ксенофан "Если бы руки имели быки, или львы, или кони. Если б писать,точно люди , умели они что угодно. Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий дали б бессмертным быки..."[12, с. 172]. У Демокрита ( ок. 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы "... древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому -боги". [7, с. 357].

В эпоху средних веков  проблема возникновения религии  как явления рассматривалась  сквозь призму теологического подхода. Теологи задавались вопросом о соотношении  религии и разума в границах философского истолкования христианских догм ( Ориген, Дионисий ). А с точки зрения Тертуллиана понять религию разумом в принципе невозможно в нее достаточно верить и только.

1. Философское понимание  религии. Взаимосвязь философии  и религии.

Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.

Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания.

Понятие религиозной формы  общественного сознания , таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия.

В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

Религиозное сознание как  форма общественного сознания с одной стороны отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения к миру в целом, к семье, к обществу...

В самой общей форме  можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная структура.

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции.

Выделяется несколько  важнейших функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...

 

Мировоззренческую    функцию    религия        реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек, оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.

Компенсаторная  функция восполняет зависимость  и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство  превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис

Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с  богом.

Регулятивная  функция состоит в том, что  с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.

Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии единомышленников. Если же в религиозном сознании и  поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, то религия выполняет дезынтегрирующую функцию. Легитимирующее-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других) отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких то из них.

Функции - это  способы действия религии в обществе, но реализоваться они могут только во взаимодействии элементов религии  как структуры. Элементы и структуры религии складываются и изменяются в ходе истории. В обществе на ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное образование не выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, формировались связи этих элементов. Как мы уже говорили выше, в религии выделяются религиозное сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственными отражениями условия бытия людей. На это уровне доминирующую роль играют эмоции -чувства и наслаждения, сознание обличено в наглядно образные формы.

Среди компонентов  обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести  традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное, покаянное,...).

Концептуальный  уровень - это специально разрабатываемая  область понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит: учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические, эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия. Интегрирует все это богословие (теология).

Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое  состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении. Уверенность в истинности идеи, при условии дефицита точной информации достижимости поставленной цели. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия. Если событие совершилось или стало ясно, что оно не возможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказаны, вера угасает.

Религиозная вера это вера:

> в объективном  существовании сверхъестественного;

> в возможность  общения с этим сверхъестественным;

> в действительном  совершении каких то мифологических  событий причастность к ним;

> в истинность  соответствующих представлений  догматов, текстов;

> религиозные  авторитеты - гуру, пророков, служителей  культа.

С верой связана  диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование  сверхъестественного включает веру в общение с ним, а такое  общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации с помощью звучащей или внутренней речи.

Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая. Последняя - это написание богословских произведений, преподавание богословских дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и т.п.

 

Важнейшим видом  религиозной деятельности         является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметами культовой деятельности становятся различные объекты, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные и растения, лес, горы, реки, Солнце, Луна. Разновидностями культа бывают обряды, богослужения, проповеди, молитвы, праздники, паломничество.

Средствами культа являются молитвенные дома, храмы, церкви, религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка), культовые предметы (крест, свечи ....).

Средства и  способы культовой деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово, представляют значение, отличное от их непосредственного значения (хлеб - тело, а вино - кровь Христа. Трех или двух перстие в Крестном знамении).

Результатом культовой  деятельности является прежде всего  удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В  сознание верующих с помощью культовых  действий воспроизводятся религиозные обряды, символы, мифы, возбуждаются положительные эмоции. При культовой деятельности происходит реальное общение с единоверцами, возникает чувство единства. Пышное убранство храмов, пение или музыка, аромат ладана доставляют эстетическое наслаждение.

Религиозные организации  делятся по их отношению к обществу и как они определяют свое место  в "миру". Если организация не противопоставляет  себя миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является церковью.

Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность церкви.

Деноминация является промежуточным между церковью и  сектой организацией. В то время, как церкви стремятся охватить своим влиянием всех членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы (например баптизм).

2. Возникновение религии. Мировые религии современности

Рассмотрение  проблем организации и функционирования религии не дает ответ на вопрос о причинах ее возникновения, существования  и воспроизводства. На этот вопрос в  истории философии давались различные  ответы в зависимости от системы взглядов которой и придерживались философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) первым указал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы, сходные мысли высказывал и Спиноза (1632- 1677 гг.) "...страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает сохраняется и поддерживается". [11, с. 8].

Широкую известность  имела анимистическая теория Эдуарда  Тейлора (1832-1917), согласно которой дикарь- философ додумался о представлении  о душе как маленьком двойнике, который мог покидать тело человека, а уже из этой веры развились представления о загробном мире, о боге.

Фридрих Энгельс (1820- 1895) писал: "... всякая религия  является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил .которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.". [9, с. 328]. Зигмунд Фрейд (1856- 1939) считал невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом. [13, с. 53].

Информация о работе Философия и религия