Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:34, реферат
Существует множество определений философии. Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия — форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Термин "философия" состоит из двух греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Философия и религия……………………………..…………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………….………………………16
Список использованной литература…………………………………………………………17
12
внутреннем переживании постижение
существа и смысла жизни. Короче говоря,
подлинная, а не только школьная и пропедевтическая
онтология должна опираться на живой религиозный
опыт и потому в принципе не может ему
противоречить. Вся совокупность мучительных
сомнений, исканий и достижений религиозного
опыта, объединимая в теме “о смысле жизни”,—
проблема вины, возмездия и прощения, личной
ответственности и человеческого бессилия,
предопределения и свободы, реальности
зла и благости именно Сущего, хрупкости
эмпирического существования и неуничтожимости
личности — входит как законная и необходимая
тема в состав онтологии, заслуживающей
своего имени учения о бытии.
Стоит только памятовать об этом первичном
и основном бытии, сосредоточиться на
нем и именно в нем видеть последний критерий
знания, чтобы все соотношение, которое
с первого взгляда кажется запутанным
и почти неразрешимым, стало — по крайней
мере, в принципе — до самоочевидности
ясным. Существуют не две истины, а только
одна — и она там, где есть максимальная
полнота и конкретность. Как бы отлично
лично-религиозное отношение к Богу от
познавательного отношения к Нему в философии,
какие бы различия мы ни находили между
религиозным и философским интересом,—
все эти отношения устанавливаются в пределах
одной и той же последней реальности, которая
предстоит духовному взору личности и
остается сама собой, все равно, выражается
ли она в непосредственном религиозном
переживании или в опосредственной системе
логических понятий. Главное все же в том,
чтобы иметь живой опыт самой реальности.
Лишь там, где религия принимает догматы
веры не за символические и таинственные
обозначения божественной природы, а за
законченные и исчерпывающие адекватные
Его раскрытия, превращая их тем в односторонние
логические определения, или где философия
мнит в отвлеченной системе готовых
13
формул определить
до конца последние глубины
Философское знание по своим достижениям
необходимо отстает от достижений непосредственного
религиозного проникновения в глубины
бытия. На это есть существенные основания,
коренящиеся в самой природе обеих духовных
деятельностей. Прежде всего, религиозная
вера, будучи живым, непосредственным
ощущением и переживанием Божества, не
нуждается для своих достижений в тяжкой
умственной работе рационального разъяснения
и обоснования своих истин. Кроме того,
хотя религия, как указано выше, и содержит
необходимо, в качестве своей основной
опорной точки, момент непосредственного
личного усмотрения
14
истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения — будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,— в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть — и даже необходимо бывает — содержание соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь никаких принципиальных преград и открыта возможность бесконечных достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным использование в одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота и многообразие всех философских достижений человеческой мысли в принципе может стать на уровне его религиозных достижений – но эта полнота может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно в какой-либо единой системе. Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова убеждаемся, что правильное соотношение между религией и философией возможно лишь на почве того “умудренного неведения” (docta ignorantia), которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно
15
философское умонастроение
по своей волевой структуре
Заключение
Кто-то скажет, что религия отличается
от философии тем, что, помимо теории, в
религии есть ещё и практика непосредственного
общения с Богом. То есть, говоря другими
словами, философствовать, конечно, хорошо, но
главное всё-таки – ходить в церковь и
кушать просвирки…
Какие же мы всё-таки ещё материалисты!
Как глубоко сидит в нас материалистическая
теория о том, что «дух» – это иллюзия,
а материя – это реальность…
Нет отрицания непосредственного общения
с Богом в таинствах, «подвижничестве»
или различных медитативных практиках.
Но почему, собственно, считается, что
в мышлении о Боге не происходит непосредственного
общения с Богом? Тем более что Бог нематериален…
Религиоведы утверждали, что в имени Божьем
непосредственно присутствует сам Бог.
Почему бы тогда не предположить, что в
мысли о Боге непосредственно он так же
присутствует.
16
Список используемой литературы
1. Иллюстрированная история религий. Т. 1.
М., 1992.
2. Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская
апологетика // Путь. 1927. N 6.
3. Боголюбов Н. Философия религии. Часть
1. Киев, 1915.
4. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1997.
5.Ляликов Д. История учений о религии //
Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1969
6.Мень А. История религии. Том 1. М., 1991.
7.Пилкингтон С.М.Иудаизм. М.: ФАИР-ПРЕСС,
1998.
8.Тиллих П. Теология культуры.
9. Фейербах Л. История философии «Мысль»
М, 1974.
10. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998.
11. Франк С.Л. Личность и мировоззрение Ф. Шлейермахера.
12. http://samopoznanie.ru/
13.Татиан Сириец. Речь
против эллинов. / М., «Слово», 2000, стр.42
14. Тертуллиан. О плаще. / СПб., «Алетейя»,
2000, стр. 84.
15. Философия и мировоззрение.
Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
17