Философия и экологические императивы современной цивилизации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:46, контрольная работа
Краткое описание
В европейской философской мысли не раз высказывалась мысль о кризисе европейской культуры и цивилизации. Широко известна критика европейской культуры разными мыслителями, такими как, например, Ф. Ницше и О. Шпенглер. Наиболее остро вопрос о будущем нынешней цивилизации встал перед теми исследователями, которые впервые во всем объеме осознали глубину и масштабы надвигающегося экологического кризиса. Именно экологическая проблематика показывает современный уровень самосознания общества и человека. При этом экологические проблемы — не результат отдельных ошибок и просчетов, они коренятся в способе бытия современного человека.
Содержание
1. Философия и экологические императивы современной цивилизации. План:
1.1. Кризис культуры и науки……………………………………………….2 1.2. Экологический кризис …………………………………………………..4 1.3. Нравственный императив - ключ к императиву экологическому........6
2. Основной критерий типологизации общества. План:
2.1. Понятие общества……………………………………………………...9 2.2. Структура общества…………………………………………………..10 2.3. Типология общества…………………………………………………..12
1. Философия и экологические императивы
современной цивилизации.
План:
1.1. Кризис культуры и науки……………………………………………….2
1.2. Экологический кризис …………………………………………………..4
1.3. Нравственный императив - ключ к императиву
экологическому........6
2. Основной критерий типологизации
общества.
План:
2.1. Понятие общества……………………………………………………...9
2.2. Структура общества…………………………………………………..10
2.3. Типология общества…………………………………………………..12
Литература………………………………………………………………….16
1.Философия и экологические императивы
современной цивилизации.
1.1. Кризис культуры и науки.
В европейской философской мысли не раз
высказывалась мысль о кризисе европейской
культуры и цивилизации. Широко известна
критика европейской культуры разными
мыслителями, такими как, например, Ф. Ницше
и О. Шпенглер.
Наиболее остро вопрос о будущем нынешней
цивилизации встал перед теми исследователями,
которые впервые во всем объеме осознали
глубину и масштабы надвигающегося экологического
кризиса. Именно экологическая проблематика
показывает современный уровень самосознания
общества и человека. При этом экологические
проблемы — не результат отдельных ошибок
и просчетов, они коренятся в способе бытия
современного человека. Поэтому глобальные
проблемы отражают не кризис отдельных
форм его бытия, а кризис современного
человека как такового.
В современном обществе ситуация осложняется
тем, что для дальнейшего развития производства
— основной цели общества — требуется
еще более глубокая специализация, более
широкая информатизация.
Кризис, который переживает современное
общество, несомненно, связан с проблемами
экономики, экологии, энергетики и т. д.
Однако поскольку в основании современной
экономики и политики, энергетики и экологии
лежат научные программы, все эти вопросы
связаны с типом рациональности современного
человека, форм его самосознания и познания.
Кризис свидетельствует о том, что господствующая
в мире форма рациональности неуниверсальна,
то есть не отвечает всем культурным и
ценностным ориентациям, необходимым
для выживания, а тем более гармоничного
развития человеческого сообщества.
Увлечение наукой и перенос научных методов
на другие сферы человеческого бытия поначалу
были неизбежны в силу их практической
эффективности. Однако практическая полезность,
ставшая основной доминантой, вытесняет
другие проблемы, в частности духовного
характера, на периферию бытия.
Призыв философов не столько «иметь»,
сколько «быть» не был услышан правителями
ведущих стран. Более того, политики, всегда
стремившиеся к расширению своей власти,
сделали все, чтобы и другие страны и культуры,
не успевшие в силу своих национальных
традиций принять такую установку, не
имели выбора и стали на путь, предложенный
новоевропейской индустриально-технологической
капиталистической цивилизацией.
И вот теперь кризис становится явным
и глобальным, он захватывает такие сферы,
как окружающая среда, пища, климат, вода
и др., которые составляют естественные
основания бытия всех, показывает, как
опасны бездуховность и безразличие, ведущие
к кризису Человека.
Переживают кризис не какая-то отдельная
форма сознания и тип деятельности, а все
формы осмысления человеком самого себя,
своих целей и форм их достижения, ибо
и наука, и философия, и мораль, и религия
были ориентированы на познание природы,
человека, общества самих по себе, на неограниченное
освоение человеком природы вне учета
ее возможностей обеспечить такую прогрессистскую
установку.
Анализируя нынешнюю ситуацию в области
взаимодействия природы и человека, важно
помнить об инерционности всех систем,
особенно тех, которые складывались не
десятки и даже сотни, а тысячи лет. Но
именно к таким системам относится существующий
способ производства, который основывается
больше на использовании природы для удовлетворения
всевозрастающих потребностей человека,
чем на восстановлении природы, заботе
о ее сохранении и улучшении.
1.2. Экологический кризис.
Экологическая ситуация заставляет сосредоточить
внимание на проблемах выживания, сохранения
природных основ бытия, по-новому ставить
вопрос о свободе и демократии. Новая ситуация
неминуемо сужает прежние представления
о человеческой свободе, ибо видит свою
задачу в первую очередь в обеспечении
жизни на Земле. Основное требование, вытекающее
из этой установки, формулируется как
подчинение всех действий человека задаче
сохранения окружающей среды для себя
и будущих поколений. Для этого необходимо
более централизованно решать проблемы
экологии, рассматривая планету как целостную
систему. А это неизбежно придет в противоречие
с западными ценностными установками
с их опорой на индивидуальность и свободу
личности.
Суть проблем, вставших перед современной
цивилизацией, следует искать не во внешних
факторах, а во внутренних, именно в человеке,
его мировосприятии, совокупности ценностных
установок, предопределяющих его поступки
и способы самореализации. Человечество
сможет отойти от края пропасти, только
если пересмотрит свои мировоззренческие
установки, если сможет привести в соответствие
с требованиями концепции устойчивого
развития свои представления о свободе,
демократии, ответственности, смысле бытия,
а промышленно развитые страны перестанут
жить за счет менее развитых стран и будущих
поколений, исходя из единства человечества,
сумеют поставить на службу ему основные
достижения в области науки, технологии,
информатики, здравоохранения.
Эколого-глобальная ситуация делает
необходимым качественные изменения в
структуре общественного производства
и потребления, заставляя под угрозой
катастрофы выработать новые приоритеты
в жизни.
Один из самых важных результатов многочисленных
исследований по экологической ситуации
в мире — это вывод о том, что если человечество
хочет избежать экокатастрофы, оно должно
выработать новую парадигму прогресса,
основанную на самоограничении, изменении
типов производства в сторону уменьшения
его роста.
Независимо от того, к каким исследовательским
школам принадлежат ученые, они едины
в убеждении, что дальнейший линейный
рост производства приведет к окончательному
опустошению Земли и глобальной катастрофе.
Сегодня экологическим проблемам уделяется
значительное внимание во всем мире. Ими
занимаются на уровне ООН главы ведущих
государств мира. Предпринимаются совместные
усилия по решению проблем озоновой дыры,
изменения климата, истощения рыболовных
зон Мирового океана, демографии.
В сложившейся ситуации общество может
выбирать лишь один из двух путей:
1) сплочение всех людей, народов,
государств независимо от социальной
системы, уровня образования, вероисповедания
ради сохранения жизни на Земле;
2) борьба за природные ресурсы,
использование материальных и
финансовых возможностей в попытке обеспечить
для своей страны экологически чистые
пространство, продукты, энергию и т.д.
От человеческого общества зависит, станет
ли Земля ареной экологических битв или
люди покажут, что они действительно разумны
и способны объединиться во имя жизни
на Земле.
Ограничения, накладываемые экологическим
императивом, прежде всего коснутся промышленно
развитых стран, ибо именно на их долю
приходится чрезмерное потребление энергии,
природных ресурсов. Именно жители этих
стран должны в первую очередь стать на
путь разумного самоограничения, регулирования
потребностей и потребления.
Экологическая и вообще глобальная проблематика
универсальна и наднациональна. Однако
в понимании и решении указанных проблем
существует определенная специфика у
разных народов, связанная с исторически
сложившимся отношением к природе, земле,
другим людям. Если когда-нибудь человеческое
сообщество сможет эффективно решать
глобальные проблемы, то не через отрицание
этноэкологии, а с учетом национального
и общечеловеческого в мировосприятии
людей.
Необходимо осознать, что экологическое
состояние каждой страны в перспективе
зависит от состояния природной среды
других стран. Никогда и никакая другая
проблематика не соединяла так людей разной
национальности, вероисповедания, уровня
развития, как глобальные проблемы вообще
и экологическая проблема в особенности.
Однако человечество, будучи экологически,
демографически тесно связанным и единым,
не чувствует подобного единства в культурно-цивилизационном
смысле. По крайней мере, призывы озабоченных
глобальным кризисом мыслителей остаются
неуслышанными.
С философско-мировоззренческой точки
зрения важно понимать, что сегодняшняя
борьба за выживание человечества тесно
связана с новым мироощущением, с осознанием
того, что будущего может и не быть, социальное
время может кончиться, XXI век может стать
концом человеческой истории. Поэтому
борьба за выживание должна быть сопряжена
с борьбой за Время, поскольку оно может
оказаться принципиальным фактором в
эколого-глобальном смысле — человек
может и не успеть приспособиться к новым
реалиям.
1.3. Нравственный императив
- ключ к императиву
экологическому.
Для человечества наступает период его
истории, в котором проблема взаимоотношения
общества как единого целого и природы
становится фактором, определяющим основные
контуры цивилизации. Дальнейшее развитие
вида Homo Sapiens требует уже общепланетарной
стратегии.
Науки, прежде всего естественные, определяют
те рамки, в которых будет возможным дальнейшее
развитие человечества. По сути дела, это
становится их главной задачей.
Для решения возникающих проблем появляются
специальные исследовательские программы,
новые направления фундаментальных и
прикладных исследований. Наука сможет
сказать свое веское слово и позволит
определить те берега, в которых только
и может развиваться человечество.
Общественное сознание, восприняв угрозу
планетарной катастрофы как некую реальность,
а не утопию, видит решение проблемы в
выработке определенных норм (точнее нормативов)
поведения, различных систем запретов
и т.д. Нормативы, табу в форме тех или иных
законов уже создаются. Так сегодня понимается
принцип согласованности стратегии Общества
и стратегии Природы, принцип коэволюции
человека и биосферы. Такое понимание
необходимо, но чисто "экологическое"
или даже технологическое, прагматическое
отношение к проблеме чересчур ограничено
и не является достаточным для преодоления
уже видимых барьеров на пути развития
цивилизации, более точно для сохранения
человечества на планете.
Действия людей, преодолевающих возникающие
трудности, неизбежно влекут нас к неотвратимой
катастрофе, как бы рациональны и необходимы
они в данный момент ни были.
Сегодня жизнь ставит нас перед новыми
трудностями, требует иного поведения,
изменения многих традиций, а может быть,
и нравственных начал. И, естественно,
возникают вопросы какие новые нравственные
принципы должно обрести человечество,
как оно должно перестроить свой духовный
мир, чтобы иметь шансы сохранить себя
на Земле?
Сопоставляя разные системы нравственных
начал, можно обнаружить, что высшими достижениями
в представлении о нравственном облике
человека, отвечающим насущным потребностям
современной экологической ситуации,
были взгляды раннего христианства, еще
не обремененного конфессиональной иерархией
и близостью к сильным мира сего. Принципы
Нового Завета были сформулированы, может
быть, самым умным, точнее, мудрым, человеком,
когда-либо жившим на Земле. Именно в мудрости
этих заветов видится основной довод в
пользу реальности его существования:
мифом может быть все, что угодно, кроме
глубины понимания судеб человека, его
возможного будущего.
Решение глобальных проблем современности
сводится к человеческим качествам и путям
их усовершенствования. Ибо лишь через
развитие человеческих качеств и человеческих
способностей можно добиться изменения
всей ориентированной на материальные
ценности цивилизации и использовать
ее огромный потенциал для благих целей.
1. Культурное развитие человека
отстало от энергетических и
технических возможностей общества.
Выход видится в развитии культуры
и формировании новых качеств
человека. В эти новые качества
входит глобальность мышления, любовь
к справедливости, отвращение к
насилию. Без соответствующих человеческих
качеств невозможно ни применение экологически
чистых технологий, ни установление справедливого
экономического порядка, ни разумная формулировка
задач человечества.
2. В связи с необходимостью
формирования новых человеческих
качеств на передний план выходят
проблемы образования. Именно в
системе образования закладывается
тот ресурс, который реализуется
в последующей жизни человека.
Следовательно, от качества образования
зависит, как люди будут представлять
свое место в мире, на какие
ценности будут ориентироваться.
От образования же зависит
формирование либо перспективного
взгляда на ход мирового развития,
либо ориентация на сиюминутность.
3. Глобальное сознание - это феномен,
связанный с критикой технологически-потребительской
цивилизации не с позиций прошлого, а с
позиций будущего. Отсюда и новые задачи
человечества. Их шесть:
1. Сохранение культурного наследия.
2. Создание мировой сверхгосударственной
общности.
3. Сохранение естественной среды
обитания.
4. Увеличение эффективности производства.
5. Правильное использование ресурсов
природы.
6. Развитие внутренних (интеллектуальных),
сенсетивных (чувственных) и соматических
(телесных) способностей человека.
2.Основной критерий типологизации общества
2.1 Понятие общества
Общество – группа людей, создавшаяся
благодаря целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности,
причём члены такой группы не объединены
столь глубоким принципом, как в случае
подлинной общности. Общество покоится
на конвенции, договоре, одинаковой направленности
интересов. Индивидуальность отдельного
человека гораздо меньше изменяется под
воздействием его включённости в общество,
чем в зависимости от включённости в общность.
После попыток объяснения сути понятия
«общество» в древности (Аристотель) и
в средние века (Августин и Фома Аквинский)
вопрос этот стал политико-философской
проблемой, исчёрпывающее решение которой
пытался дать Конт в своей социологии;
поэтому общество стало предметом рассмотрения
и центральным пунктом новой науки – социологии.