Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 11:54, реферат
Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
2.4. Отрицание отрицания
Сброс развивающейся системой старого
качества можно квалифицировать как его
отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать
продолжение развития, диалектическое
отрицание не может быть простым отвержением
или уничтожением прежних форм. Оно непременно
должно сохранить единство, преемственность
в развитии объекта. Поэтому категория
отрицания в диалектике определяется
как такое отношение последовательных
стадий развития объекта, при котором
каждая последующая стадия не просто отбрасывает,
отвергает предыдущую, но одновременно
и сохраняет, вбирает в себя ее существенные
моменты.
Так, например, теория относительности
А. Эйнштейна не зачеркивает физику И.
Ньютона как заблуждение, а включает ее
в себя на правах частного случая. Как
бы радикально ни менялись со временем
исторические типы экономики, политики
или морали, их главные достижения не уходят
безвозвратно в прошлое, но сохраняются
на всех последующих этапах исторического
развития, пусть и в существенно измененном
виде.
Развитие любого объекта распадается
на ряд фаз или стадий, каждая из которых
характеризуется обретением нового качества
и, следовательно, может рассматриваться
как отрицание предыдущего состояния.
Таких отрицаний у развивающегося объекта
иногда набирается довольно много. Однако
в цепи диалектических отрицаний особое
значение получают два следующих друг
за другом отрицания, формирующих относительно
законченный цикл развития объекта. Специфичность
именно двойного отрицания легче всего
увидеть в чисто формальных преобразованиях:
если мы имеем некое состояние объекта
(а), то первое отрицание превратит его
в свою противоположность (-а), а второе
(-а) — вернет на исходную позицию (а). В
реальных процессах развития такой безусловный
возврат к начальной ступени, конечно
же, невозможен в силу их необратимости.
Однако частичный повтор на высших стадиях
развития существенных характеристик
первых его фаз обязательно имеет место.
Эта особенность развития выражается
в диалектическом принципе (законе) отрицания
отрицания. Сформулируем его так: развитие
осуществляется таким образом, что на
высших его стадиях происходит как бы
возврат к прошлому, повторение некоторых
черт, свойств, моментов, имевших место
на предшествующих стадиях, впоследствии
утрачиваемых и вновь восстанавливаемых,
но уже в измененном виде.
Принцип двойного отрицания является
констатацией определенного ритма, или
цикличности процессов развития. Лучше
других нам знакомы циклы биологические
(семя — растение — семя, детство — зрелость
— старость) и социальные (чередование
спадов и подъемов экономики, состояний
войны и мира в политике, эпох ренессанса
и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно
очевидно просматривается не просто механическое
повторение одних и тех же состояний, но
именно развитие, т.е. нарастание (пусть
и небольшое в каждом отдельном цикле)
высоты организации и порядка развивающихся
систем.
Например, состояние социального мира
— это не просто отсутствие конфликтов.
Это состояние разрешенного конфликта,
из которого стороны выходят обогащенные
по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся
после болезни здоровье — это не буквальный
возврат к прежнему, ведь организм хотя
бы на некоторое время получает иммунитет
к данной болезни.
Иными словами, в завершенном цикле развития
происходит как бы возврат к старому, но
уже на иной качественной основе. В детстве
мы вынуждены слушаться своих родителей.
В юности мы начинаем против них бунтовать.
В зрелом же возрасте приходит понимание,
что бунтовали-то мы во многом зря, что
в требованиях старших была своя логика
и правда. (Сей феномен называется в психологии
«поздним послушанием».) Мы снова, как
и в детстве, «слушаемся» родителей, но
совсем по-другому — уважительно, но критично.
То есть налицо своеобразный диалектический
синтез предшествующих противоположных
(отрицающих друг друга) стадий развития.
Все упомянутые выше принципы диалектики
теснейшим образом связаны друг с другом,
ведь они отражают разные стороны единого
процесса развития. Но взаимосвязь эта
иерархична: базовым, фундаментальным
принципом является единство и борьба
противоположностей. Его содержание «просвечивает»
в действии двух других: взаимодействие
количества и качества или отрицающих
друг друга стадий развития объекта суть
не что иное, как проявление исходного
принципа противоречивости. Противоположности
же в определенных условиях «сходятся»,
т.е. переходят, «переливаются» друг в
друга. И во взаимоотношениях количества
с качеством и последовательных отрицаний
наблюдается та же картина: количественные
изменения служат причиной изменений
качественных, и наоборот; отрицающие
друг друга стадии развития объекта «сливаются»
в синтезе на следующей ступени и т.д.
2.5. Категории диалектики
Та же фундаментальность или центральное
положение принципа противоречия обнаруживается
и в построении системы иных категорий
диалектического мышления.
Категории — это предельно общие, универсальные
понятия, в которых представлены всеобщие
связи и отношения реальности.
Степень их общности настолько велика,
что без них не может обойтись не только
теоретическое знание, но и наше обыденное
мышление. Невозможно сформулировать
ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно)
на различение общего и единичного, возможного
и действительного, причины и следствия,
необходимого и случайного, сущности и
явления, формы и содержания и т.д.
В этом перечислении категории не случайно
поставлены парами. В таком способе устройства
категориального строя нашего мышления
находит отражение все тот же фундаментальный
диалектический принцип двойственности,
противоречивости всего существующего.
Каждая пара категорий представляет собой
воплощенное противоречие, т.е. единство
противоположностей. Например, общее и
единичное (как и любая другая пара категорий)
самоочевидно исключают друг друга, но
в то же время не существуют порознь, по
отдельности. А при определенных условиях
способны к взаимопревращению: единичное
может стать общим, равно как и наоборот.
Так, случайная мутация может привести
к появлению у организма нового признака,
существующего на этот момент в единичном
варианте. Но если он окажется полезным
в плане приспособления к окружающей среде,
он будет закреплен механизмом наследования
и вскоре станет общим признаком популяции.
Возможен и обратный процесс: потерявший
приспособительную функцию общий признак
может утрачиваться большинством популяции
и встречаться лишь в рудиментарных единичных
случаях. На этом же примере можно продемонстрировать
и диалектику взаимоотношений необходимости
и случайности. Случайная мутация (сбой
в работе генетического аппарата), подхваченная
естественным отбором, в конечном итоге
оборачивается проявлением необходимости
эволюционного процесса.
Таким образом, категории диалектики,
схватывая наиболее общие связи и отношения
действительности, одновременно воспроизводят
и их изменчивость, подвижность, релятивность.
2.6. Методологическое значение
диалектики
Становление системы принципов и категории
диалектики имеет в философии долгую историю.
На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным
ее вариантом остается марксистский, где
принципы и категории диалектики истолковываются
с материалистических позиций, т.е. наполняются
предметным и объективным содержанием.
Иными словами, диалектические свойства
(всеобщие изменчивость, противоречивость,
отрицательность и пр.) приписывается
самой объективной, т.е. материальной реальности.
И только потому, что эти свойства присущи
материи, они могут быть извлечены из нее,
обобщены и представлены в виде идеальной
системы принципов и категорий нашего
мышления. То есть объективная диалектика
материального мира воспроизводится субъективной
диалектикой человеческого разума.
Зафиксированные диалектикой принципы
развития материальных и идеальных систем
призваны выполнять прежде всего методологическую
функцию. То есть служить методом, способом,
средством анализа любой реальности. Диалектика
в познании — та же логика. Только в отличие
от формальной (аристотелевой) логики
она пытается «ухватить» изменчивость,
подвижность развивающихся объектов и
тем самым сделать таким же наш процесс
мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие
между непрерывностью реальности и дискретностью
нашего понятийного мышления.
Диалектический метод представляет собой
определенный набор правил, приемов исследования
реальности. Эти приемы суть не что иное,
как все те же общие диалектические принципы,
только сформулированные в императивной
форме. Другими словами, если мы взялись
за исследование какого-либо явления,
то должны соблюдать следующие требования:
• подходить к предмету исследования
исторически, т.е. брать его обязательно
в развитии — с момента возникновения
до сегодняшнего состояния;
• искать в эволюции нашего предмета способ
его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие,
двойственность, борьбу противоположностей;
• уметь определять меру предмета, т.е.
единство его количественных и качественных
характеристик, а также их взаимодействие;
• в соотношении последовательных стадий
развития объекта видеть не только отрицательность,
негативность, но и единство, преемственность;
• пытаться квалифицировать различные
характеристики объекта как общие или
единичные, необходимые или случайные,
формальные или содержательные и т.д.,
а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения,
т.е. относительность, релятивность и т.п.
Диалектика как метод исследования является
весьма действенным инструментом познания
во всех его областях. Явно или неявно
она присутствует во многих философских
и научных открытиях и достижениях современности.
Ранее уже упоминались общая теория систем
и принцип глобального эволюционизма
как безусловное проявление и конкретизация
диалектических принципов. Можно привести
и массу других примеров: знаменитый принцип
дополнительности Н. Бора, сформулированный
им же принцип соответствия; даже принцип
фальсификации ироничного критика диалектики
К. Поппера можно рассматривать как одно
из выражений противоречивости, т.е. диалектичности
роста научного знания.
В силу своей всеобщности диалектический
метод применим не только в научном познании.
Работает он и на обыденном, житейском
уровне. Вспомним популярное изречение
Гераклита: «Не лучше было бы людям, если
бы все их желания исполнялись». И в самом
деле, представьте себя на секунду на месте
Незнайки в Солнечном городе с волшебной
палочкой в руках. Долго ли бы мы наслаждались
таким могуществом? Наверное, нет. А дальше
нас непременно одолеет смертельная тоска
— жить-то станет просто незачем, все желания
и стремления потеряют всякий смысл. Жизнь
есть только там, где есть напряжение противоречия
между желаниями и возможностями их исполнения,
т.е. все та же диалектика.
Или другой пример. Как проверить степень
оригинальности наших мыслей и речей:
говорим ли мы на самом деле что-то умное
или изрекаем банальности? С помощью диалектики
очень просто: сформулируйте мысль, противоположную
исходной. Если окажется, что обе они имеют
смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали
нечто, достойное внимания. Если же противоположная
мысль особого смысла не имеет, то и первая
— скорее всего тривиальна.
2.7. Заключение
Таким образом, диалектика представляет
собой глубокий способ описания и изучения
реальности. Ее исходный постулат — признание
саморазвития материального мира как
следствия становления и разрешения противоречий
— получил во второй половине XX века серьезное
подкрепление и конкретизацию в идеях
синергетики — теории самоорганизации
сложных систем.
.