Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.

Содержание

1. Философия как наука …………………………………………………………………….3-5
2. Происхождение философии ……………………………………………………………..6-8
3. Функции и структура философии ……………………………………………………...9-12
4. Основные проблемы философии ……………………………………………………..13-15
5. Список используемой литературы ………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Но, проходя через всю  человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они  приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; меняется смысл, назначение философии. Иначе говоря, если подходить к философским  проблемам с позиции историзма, то они мыслятся как открытые, незавершенные: ведь таковы черты и самой истории. Вот почему их нельзя решить раз  и навсегда. Но означает ли это, что  мы никогда не располагаем решением философских проблем, а всегда лишь стремимся к этому? Не совсем так. Важно подчеркнуть, что философские  учения, в которых обсуждались  серьезные проблемы, в чем-то рано или поздно устаревают и вытесняются  иными, нередко более зрелыми  учениями, предлагающими более глубокий анализ и решение ранее изучавшихся  вопросов.

Таким образом, в свете  культурно-исторического подхода  к философии ее классические проблемы утрачивают облик неизменных и лишь умозрительно решаемых проблем. Они  выступают как выражение фундаментальных "противоречий" живой человеческой истории и приобретают открытый характер. Вот почему их теоретическое (и жизненное) решение уже не мыслится как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем  накладывает печать и на характер их решения. Оно призвано подытоживать прошлое, улавливать конкретный облик  проблемы в современных условиях и предвосхищать будущее. При  таком подходе меняет свой характер, в частности, одна из важнейших проблем  философии - проблема свободы, решавшаяся прежде в сугубо абстрактной форме. Ныне обретение свободы осмысливается  как длительный процесс, обусловленный  закономерным развитием общества и  приобретающий в каждый период истории  наряду с общими также особые, нестандартные черты. Современный философский анализ проблем свободы предполагает умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось "свободой" (соответственно "несвободой") людям различных эпох и формаций.

Внимание к конкретному  опыту истории позволяло мыслителям разных эпох совершать "прорыв" к  пониманию философских проблем  не как "чистых" проблем сознания, а как проблем, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философы должны осмысливать такие проблемы не только "чисто" теоретически, но и в практическом плане.

К фундаментальным философским  проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании, по-видимому, будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Культурно-исторический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо абстрактного, умозрительного изучения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует не только особого понятийного аппарата, но и глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Даже самое общее отношение "мир - человек" ("бытие - сознание" и т.п.) тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Стоит только представить себе данную проблему более  или менее конкретно, в ее реальных обличьях, как становится понятным, что различные человеческие связи  с миром многообразны и развертываются в ходе истории. Они реализуются  в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, спустившись с "абстрактных высот" на "грешную землю", осознаешь, что главный предмет философского осмысления - поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру - явление всецело историческое.

Человеческая история - реальность особого рода. Это сложный комплекс общественной жизни людей - характера  труда, тех или иных социально-экономических, политических структур и всевозможных форм знаний, духовного опыта. Причем "бытие" и "мысль, сознание" переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения  этих реалий в сознании людей - с  другой. Осмысление с философской  точки зрения политики, права и  т.д. предполагает разграничение соответствующих  реалий и отражающих их взглядов, учений.

Однако может показаться, что сказанное не распространяется на природу как на предмет философского интереса, что к природе философский  разум обращается прямым образом, вне  всякой связи с человеческой историей, практикой, духовным опытом, познанием. Склонность думать именно так укоренена  в нашем сознании, но это иллюзия. Ведь на самом деле вопрос, что собой  представляет природа - пусть даже в  ее самых общих чертах, - по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в  каждом из конкретных ее "пластов" тесно переплетены объективное  и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь сознание включено во все процессы, а стало быть, и в результаты человеческой деятельности. Любые предметы, создаваемые людьми (будь то машины, архитектурные сооружения, полотна художников или что-то еще), - это овеществленный человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения мыслимого и реального. Этим и объясняется "биполярный", субъектно-объектный характер всех типично философских размышлений. Не случайно важной задачей философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, стало объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций в понимании объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета факторов, искажающих верное понимание. Одним словом, и эта часть задачи связана с уяснением характерного для философии смыслового поля "мир - человек - человеческое сознание".

Сегодня в условиях резких изменений устоявшихся форм хозяйственной, политической, духовной жизни в нашей  стране пересматриваются устоявшиеся  способы мышления, формируются иные взгляды, оценки, позиции. Ясно, что  замкнутая на самое себя, чисто  умозрительная философская мысль  не способна улавливать столь быстрые  изменения общественной реальности. В таких условиях актуальны не столько глубины "чистого разума", сколько живое мироосмысление - понимание сегодняшних реалий, решение современных проблем, весьма драматичных и сложных. Истин "чистого разума" для этого явно недостаточно. Понимание философии как социально-исторического знания (мировоззрения) ориентирует на открытое мышление, готовое к восприятию и постижению новых ситуаций реальной жизни и ее проблем. Важно смотреть правде в глаза, стремясь ясно и непредвзято выявлять суть того, что происходит с нами "здесь" и "сейчас", какой мир нам уготован завтра. И все-таки "чистым разумом" не стоит пренебрегать. Ведь исторические ситуации имеют тенденцию в самых общих чертах воспроизводиться. К тому же ошибки (в том числе роковые) нередко коренятся в прочно закрепившихся (и вроде бы бесспорных, а на деле ошибочных) состояниях духа, схемах интеллекта, навыках ментальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы

 

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
  2. Алексеев, П. В., Панин А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 592 с.
  3. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия как наука