Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:15, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.
В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.
В деятельности экономиста функции усвоенной философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций философии осуществляется как в плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с прочим зависеть и от того, какую философию экономист усвоил, и как умело он может применять ее на практике.
Понятие мировоззрения:
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому
себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не
существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье,
коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это
отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о
мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть
универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных
наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково
его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует
жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек
имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении
вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов
формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос
о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе
имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира,
которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях
возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою
деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с
определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,
выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками
человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением
обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что
мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей
картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять
этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания,
сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это
определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты
человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в
результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные
ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий
человека.
Заключение
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Список использованной литературы
1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. - Краснодар -1976г.
2. Введение в философию.т.1,т.2 - Москва - Издательство политической литературы - 1989г.
3. Ойзерман Т.И. Проблемы
4. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. - 1972г.
5. Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.//соч. т. 21 стр. 282-284.
7. Ткачева Е.Б.Философия. Часть
1.Сущность философии.
Информация о работе Философия как особый тип мышления и мировоззрения