Тема любви всегда была очень
близка русской философской мысли.
Много глубоких и удивительных
страниц написали о любви Владимир
Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай
Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие
другие. В философии любви известного
русского религиозного мыслителя
В.Соловьева проповедуется интересная
мысль об особом смысле любви
в нравственном преображении
человека и всего человечества.
Качественное преображение человечества,
по Соловьеву, - в красоте. А красота
может быть достигнута только
любовью. “Признавая вполне великую
важность и высокое достоинство
других родов любви, которыми
ложный спиритуализм и импотентный
морализм хотели бы заменить
любовь половую, мы видим, что
только эта последняя удовлетворяет
двум основным требованиям, без
которых невозможно решительное
упразднение самости в полном
жизненном общении с другими.
Во всех прочих родах любви
отсутствует или однородность, равенство
и взаимодействие между любящим
и любимым, или же всестороннее
различие восполняющих друг друга
свойств”.
Глава II.
Философский
смысл любви.
О
философском смысле любви говорят
многие факты, хотя бы то, что
именно любовь представляет человека
как личность и, более того, является
фактором более глубокого, а потому
и более осознанного человеческого
формирования. При этом невольно
возникают трудности в философском
осмыслении любви из-за того, что
она всегда как бы “случается”
спонтанно, “любовь подобна лихорадке,
она родится и гаснет без малейшего
участия воли”.
Не
секрет, что любовь у людей
возникает неожиданно и абсолютно
ко всему, что вообще может
волновать сердце и ум человека.
При этом каждый человек обладает
особым искусством индивидуально
любить по-своему. Ведь каждое
любовное чувство, каждое любовное
отношение хотя и похожи в
своей основе, но все-таки они
совершенно иначе проявляются
в повседневной жизни и необычны
по своему содержанию. Любовные
проявления бывают очень и
очень уникальными по объекту и по своему
содержанию в целом: любовь к родителям,
детям, близким, друзьям, Богу, половая
любовь. Все эти и многие другие виды любви
примечательны своей эмоциональной окрашенностью
и имеют индивидуальное значение.
Воспринимается
же любовь людьми как божественный
дар и даже своего рода вознаграждение.
Человек ведь не может любить
по чьей-то указке, как, наверное,
и по собственной воле и
желанию в некотором смысле. Она,
как гром среди ясного неба, приходит вдруг
и, казалось бы, без каких – либо на то
видимых причин. Все это так, но я считаю,
что у настоящей любви есть свои природные
законы, т. е. она возникает только тогда,
когда люди постигают потребность в нежных
любовных чувствах, их громадное общечеловеческое
и общественное назначение в сохранении
и продолжении рода человеческого.
Философский
смысл любви не в статике
устроения личной жизни, а в
динамике движения ее, постоянном
человеческом само творчестве. Это
очень важно: нельзя ведь научиться правильно
жить, не научившись страстно любить. Ведь
любовь не просто возвышенное чувство
или прекрасная эмоция, - это мера и степень
нравственной чистоты человека, которая
способна наполнить всю его жизнедеятельность
великим смыслом человеческого бытия.
Чистая любовь свидетельствует о духовной
развитости человека. Не зря же говорят,
что “любовь правит миром”. При этом речь
в первую очередь идет об эротической
(половой) любви. Эрос, например, античными
мыслителями связывался с духовной силой
и красотой. Они называли его естественной
тягой к совершенству, желанием обладать
идеалом, стремлением восполнить недостающее
в себе. Эта творческая энергия человека
проявляется вовне как сила завоевательная,
но вместе с тем возвышающая. Любовь во
всех случаях выступает уникальным способом
преодоления духовной самоизоляции и
одиночества, т. к. она всегда соединяет
людей, рассматривая любимого как самого
себя.
Любовь,
с точки зрения ее философского
смысла, представляет собой высшее
ценностное измерение человеческой
личности, которое характеризует
ее духовную зрелость и нравственную
чистоту. Без любви даже не
дано раскрыть полностью жизненный
потенциал человеческой личности.
Эту же мысль разделяет и усиливает ученый-естественник
И. И. Мечников. Для него любовь есть вообще
драгоценное благо, счастье и условие
человеческой жизни – более того, единственная
подлинная ее основа – это истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой сущности.
Любовь
– одна из немногих сфер общественного
бытия, в которой человек становится
гуманнее, нежнее, душевнее, умнее и сильнее.
Русский религиозный философ и
психолог С. Франк в связи с этим предупреждал:
“Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая
жажда наслаждения, но любовь и не есть
рабское служение, уничтожение себя для
другого. Любовь есть такое преодоление
нашей корыстной личной жизни, которое
и дарует нам блаженную полноту подлинной
жизни и тем осмысливает нашу жизнь”.
Именно любовь способствует раскрытию
в человеке нравственных и интеллектуальных
начал. В любви ведь каждый человек получает
особо личное удовлетворение от реализации
истинно человеческих потребностей в
общении, когда соединяются эмоциональная
симпатия с радостью сексуальной интимности,
что, по сути, и служит стимулом для интеллектуального
творчества. Любовь как бы “добавляет”
человеку ума и, в свою очередь, находит
в нем же себе опору. А это наивысшее предопределение
смысла в человеческой жизни. Не испытав
на себе лично прелестей истинной любви,
человек остается обыденным земным существом,
так и до конца не познавшим свое жизненное
предназначение.
С точки зрения философии,
любовь – это единство самоотрицания
и самоутверждения личности. Такое понимание
открывает возможность объяснить многие
споры, связанные с любовью и ее противоположностью
– ненавистью. Если личность не в состоянии
отрицать себя, чтобы утвердиться в
другом, то она не способна и глубже понять,
прочувствовать другого человека, и любовь
может существовать только в ситуации,
не требующей самопожертвования. Человек,
который боится посвятить себя другим,
боится и любви.
Среди
философских размышлений о любви,
ее смысле и назначении, заметная
роль принадлежит русскому философу
Владимиру Сергеевичу Соловьеву,
который увидел в ней особую
общечеловеческую ценность, выраженную
в способности растворить свой
жизненный интерес в интересе
другого, т. е. слиться с ним единой судьбой.
В работе “ Смысл любви”, самой замечательной
из всего написанного о любви, философ
заметил: “Смысл и достоинство любви как
чувства состоят в том, что она заставляет
нас действительно всем нашим существом
признать за другим то безусловное центральное
значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем
только в самих себе. Любовь важна не как
одно из наших чувств, а как перенесение
всего нашего жизненного интереса из себя
в другое, как перестановка самого центра
нашей личной жизни. Это свойственно всякой
любви. Забота о других и интерес к ним
должны быть подлинными, искренними, в
противном случае любовь ничего не
значит”. Ощущение слитности, которую
собственно и дает только истинная любовь,
невероятно по силе своего внутреннего
самовыражения. Обычная забота о самом
себе как бы вдруг резко меняет направление,
переходя на другого человека. Его интересы,
его заботы делаются теперь твоими. Перенося
свое внимание на другого человека, проявляя
трогательную заботу о нем, происходит
любопытная ситуация – эта забота о любимом
как бы проходит сквозь мощный усилитель
и делается намного сильнее, чем забота
о самом себе. Более того, только большая
любовь раскрывает духовно-творческий
потенциал личности. Это признается почти
каждым, даже никогда не испытавшим на
себе этого высокого чувства.
Владимир
Соловьев понимает любовь не
только лишь как субъективно-человеческое
чувство, любовь для него выступает
как космическая, сверх природная сила,
действующая в природе, обществе, человеке.
Это сила взаимного притяжения. Человеческая
любовь, прежде всего любовь половая, есть
одно из проявлений любви космической.
Именно половая любовь, по мнению великого
русского философа, лежит в основе всех
других видов любви – любви братской,
родительской, любви к благу, истине и
красоте. Любовь, согласно В.Соловьеву,
помимо того, что ценна сама по себе, призвана
выполнить в человеческой жизни многообразные
функции:
? во-первых,
через любовь человек открывает
и познает безусловное достоинство
личности – своей и чужой. “
Смысл человеческой любви вообще
есть оправдание и спасение
индивидуальности чрез жертву эгоизма”.
Ложь эгоизма не в абсолютной самооценке
субъекта, “ а в том, что, приписывая себе
по справедливости безусловное значение,
он несправедливо отказывает другим в
этом значении; признавая себя центром
жизни, каков он и есть в самом деле, он
других относит к окружности своего бытия…”.
И только через любовь человек воспринимает
других людей в качестве таких же абсолютных
центров, каким он представляется себе.
? во-вторых,
сила любви открывает нам идеальный
образ любимого и образ идеального
человека вообще. Любя, мы видим
предмет любви таким, каким он
“должен быть”. Мы обнаруживаем
его лучшие качества, которые
при равнодушном или отрицательном отношении
остаются скрытыми от нас. Любящий действительно
воспринимает не то, что другие, только
любя, мы способны усмотреть в другом человеке,
возможно, еще не реализовавшиеся, открывшиеся
нам через любовь лучшие черты характера,
способности и таланты. Любовь не вводит
в заблуждение. “ Сила любви, переходя
в свет, преобразуя и одухотворяя форму
внешних явлений, открывает нам свою объективную
мощь, но затем уже дело за нами; мы сами
должны понять это откровение и воспользоваться
им, чтобы оно не осталось мимолетным и
загадочным проблеском какой-то тайны”.
? в-третьих,
половая любовь соединяет материально
и духовно существа мужского
и женского пола. Вне половой
любви человека как такового
нет: существуют лишь раздельные
половины человека, мужская и
женская, которые в своей отдельности
не представляют человека как
такового. “Создать истинного человека,
как свободное единство мужского
и женского начала, сохраняющих свою
формальную обособленность, но преодолевших
свою существенную рознь и распадение,
- это и есть собственная ближайшая задача
любви”.
? в-четвертых,
любовь, по В.Соловьеву, не есть
только лишь сфера частной
жизни. Любовь значима для
жизни общественной. Зарождаясь
как индивидуальное отношение
одного человека к другому, любовь
по мере исторического прогресса
все более распространяется на
разнообразные сферы общественных
отношений, группируя людей в
единое целое. Именно в любви
заложена огромная внутренняя
энергия объединения и консолидации
людей. Она становится своеобразным
духовно-нравственным катализатором
их естественного сближения: устраняя
препятствия, отделяющие одного
от другого и бескорыстно соединяя
в единый союз. Любовь укрепляет интерес
человека к социальной жизни, пробуждая
у него заботу о других людях, вызывая
душевный трепет и изъявление высоких
чувств. Это происходит потому, что любовь
проявляется как внутренняя, чисто человеческая
потребность “отдать самого себя” другому
человеку и одновременно сделать его “своим”,
а в эмоциональном пределе и “слиться”
с ним. Очень ярко эта мысль подчеркивается
в произведении Стендаля “ О любви”:
“Любить – значит испытывать наслаждение,
когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми
органами чувств и на как можно более близком
расстоянии существо, которое ты любишь
и которое любит тебя”.
Заключение
Философский смысл
любви не в статике устроения личной
жизни, а в динамике движения ее, постоянном
человеческом само творчестве. Это очень
важно: нельзя ведь научиться правильно
жить, не научившись страстно любить. Ведь
любовь не просто возвышенное чувство
или прекрасная эмоция, - это мера и степень
нравственной чистоты человека, которая
способна наполнить всю его жизнедеятельность
великим смыслом человеческого бытия. Любовь многообразна
и противоречива, как сама жизнь. Ей
присущи всевозможнейшие вариации,
хитрости, фантастические требования,
проявления разума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся
в любви оттого, что ждем от нее чуда. Как
видим, на протяжении всей жизни человечества
высказывались различные мнения относительно
того, что же такое Любовь и зачем она нужна,
какое значение она имеет для человека.
Многие ученые, философы давали различные
ответы на этот непростой вопрос, но сходились
они все в одном, что любовь – это самая
таинственная и самая парадоксальная
реальность.
Список
литературы
1) http://www.philosophy.ru/library/solovev/love.html
2) Вячеслав Павлович
Шестаков/ Эрос и культура: Философия любви
и европейское искусство/ М.: Республика;
ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 464 с.; 48 с. ил.
ISBN 5-250-02688-5 ISBN 5-300-02491-0 УДК 1/14 ББК 71.0+87.7
Ш52
OCR Кудрявцев Г.Г.
3) Аристотель. Этика
к Никомаху //Философы Греции: М.: «ЭКСМО
ПРЕСС», 1999.
4) Философия любви.
М., 1990. Ч. 1-2
5) http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html
Платон. Пир.