Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение философии мифологии.
Введение 3
1 Философия мифологии как отрасль духовной деятельности
1.1 Понятие мифа и мифологии
1.2 Миф как тайна
1.3 Предмет философии мифологии
2 Философия мифологии на различных исторических этапах
2.1 Античная философия мифологии
2.2 Античная рационализация мифа
2.3 Концепции мифотворчества эпохи эллинизма
2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья
2.5 Мифология в культуре Возрождения
2.6 Философия мифологии эпохи Просвещения
Заключение
Список использованных источников
Вместе с тем первобытное сознание включало в себя и представления о пограничности Тайны. Тайна относилась к границе священного и мирского. Символическое преодоление такой границы и служит мировоззренческой основой обрядов перехода (вступление в брак, рождение ребенка, посвящение в шаманы и др.). Преодоление границы Тайны предполагало целый комплекс ритуальных действий: изоляция от коллектива нагнетание чувства страха, лишение сна, изнурение плоти и др. Люди, перешедшие такую границу, считались озаренными Тайной.
В первобытной культуре
Тайна и миф связаны
Появляется героическая мифология, центральным образом ее является герой (бог или полубог-получеловек), который расправляется чудовищами, ранее пугавшими воображение человека (Тезей убивает Минотавра и др.).
Дальнейшее развитие практической мощи человека, рациональности сознания приводит к появлению в мифах людей - героев, которые борются против богов и побеждают их. Человек осознает свою власть над природой.
Следующий необходимый и закономерный шаг - превращение мифа в объект рационального познания, возникновение философии мифологии .
Рационализация мифов приводит к их трансформации в частности, в формы фольклора. Одним из жанров фольклорной деятельности являются былины - устные народные рассказы. В них рассказывается о героических столкновениях простых людей со сверхъестественными существами. Одной из форм проявления единства рационального и мифологического становится религия, которая закрепляется с появлением письменности.
Таким образом, становление цивилизации есть одновременно и разложение мифологии.
В истории Древней Греции XI - IX вв. до н.э. - это так называемый, гомеровский период, поскольку поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" являются главными источниками информации об этом времени. Гомеровский эпос становится эстетически переработанной древнегреческой мифологией героического века, раннеклассового общества. На этом историческом этапе уже не миф, но еще и не рациональное познание, а пока лишь поэзия объясняет мир, однако она не способна объяснить миф.
Через поэмы Гомера можно достаточно полно ознакомиться с моральными нормами, стилем жизни, нравственными принципами, требованиями древнегреческого общества. В основе этой культуры по произведениям Гомера лежали такие мировоззренческие принципы, как традиционализм, представления о бренности человеческого существования, представления о предопределенности человеческой судьбы.
Мотив о бренности человеческого существования - один из центральных в архаической моральной культуре. Нет ничего более трагического, чем существование человека (Илиада, XVII, 446-447):
...Из тварей, которые дышат и ползают в прахе,
Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека.
Боги ревнивы к попыткам людей обрести личное счастье. Доходит до того, что люди боятся быть счастливыми, т.к. боги могут отомстить за это человеку.
Вместе с тем у
Гомера герои в некоторых случаях
уже позволяют себе отказываться
от подчинения богам и выбирают свой
собственный путь вопреки воле богам.
Это свидетельствует о
В гомеровскую эпоху миф все больше приобретал черты эпоса, эстетического произведения. А природа воспринималась как поэтическое явление. Сложились предпосылки для превращения мифа в особый предмет познания.
Творчество Гомера было энциклопедией древнегреческой культуры. Для древних греков Гомер - не просто поэт, он родоначальник всей античной духовной культуры. Древние греки были уверены в том, что в его творчестве сконцентрированы основы всей философской мудрости. Гомер сформулировал свод нравственных ценностей.
Но время шло. И постепенно
для древних греков Гомер стал
историей. Чем дальше уходило древнегреческое
общество от гомеровской эпохи, тем
сильнее отличались ее новые моральные
нормы с нравственными
Первые античные концепции мифа складывались в русле традиции "почитателей" Гомера.
Миф есть аллегория. Такое толкование
представляет мифологические образы персонификациями
некоторых общих понятий
В аллегорической теории миф выступает как некоторая протофилософия. Аллегорическая концепция мифа верно отражает три важные характерные черты любого мифотворчества:
Свидетельством неадекватности аллегорической теории мифа является то, что применение аллегории к мифу его разрушает. Аллегорическое толкование выделяет отдельные образы из произведения и наделяет их определенными внешними смыслами. В таком случае поэтика мифа нарушается. Тогда и автор эпоса, будто бы закладывавший в него свои потаенные смыслы, предстает не поэтом, художником слова, а рационализирующим творцом символов, преследовавшим не художественно-эстетические, а идеологические, религиозные и прочие цели.
К весьма раннему этапу древнегреческой культуры относится и возникновение критической традиции порицания Гомера. Критическое отношение к мифологии вызвано исторической сменой моральных норм. Теперь миф рассматривается как бессмыслица, ничем не обоснованное пустое воображение, порожденное неправильным толкованием событий или слов, ничего общего не имеющий с действительностью полет фантазии, скорее вредный, чем полезный. Тем не менее, основы бытия все еще мифологизированы, мироощущение и мировосприятие по-прежнему пронизаны мифологическо-мистическими переживаниями.
Сократ, один из величайших философов античности, к мифологии относился как к поэзии, далекой от логического рассуждения и недостойной философа, как к пережитку, непростительному для мыслящего человека, чуть ли не как проявлению слабоумия там, где постижение сущности вещей требует от человека полного напряжения рациональной, логической активности его сознания.
По Платону, мифология - это ложь, но в ней есть доля истины, форма сознания, которая может как содержать элемент правды, так и не содержать его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству.
Аристотель не придает особого значения вопросу о качественном своеобразии мифотворчества как особого типа сознания. Он не склонен к аллегорической трактовке мифа и видит в мифах продукты первого наивного удивления человека перед необычными сторонами действительности.
В эту эпоху существовало три основные философские школы - стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.
Эпикуреизм. Это философское направление названо в честь его создателя Эпикура. Эпикурейцы критически относятся к древнегреческой мифологии. Они утверждают, что ее основной недостаток в том, что в мифах запечатлено мнение толпы о богах, которое вызывает смятение человеческих душ. Никаких глубинных смыслов в мифологических образах не заключено. Мифология никаким, даже аллегорическим объяснением мира не является. А традиционные мифологические представления о богах, их жизни, их отношениях с людьми эпикуреизм считает не только не истинными, а особо вредными, т.к. мешают человеку достичь счастья. Эпикурейцы создали свою концепцию мифотворчества. В соответствии с ней боги - это исторические личности, превращенные человеческим сознанием в богов: цари, полководцы, гражданские герои. Мифологические сюжеты - преобразованные фантазией события реальной истории.
Культ героев получил
новый импульс в эпоху
Стирается грань между мифическим и реальным. Бытие ощущается как единство мира земного и мира божественного.
Скептицизм. Основоположником принято считать Пиррона. Миф для скептиков - это нечто выходящее за рамки здравого смысла. Различая три типа повествований - историю, миф и вымысел, они видят в истории изложение истинного прошлого, в вымысле - изложение предметов, хотя и не бывших, но представляемых как бы бывшими, а в мифе - изложение предметов ложных и не могущих возникнуть. Например, что род пауков и змей произошел из крови титанов, что Пегас выскочил из головы Горгоны.
Стоицизм. Кладет в основу мироздания принцип структурности, организма, системного целого. Космос - это живой организм. Аллегорическая трактовка мифа переходит в новую фазу. В стоицизме Посейдон не просто аллегория морской стихии, это телесное существо, в котором выражена морская стихия в составе космического целого. Мифология - духовный, живой организм в составе Космоса, задача которого через образы богов, сюжеты, повествования выражать структурную дифференциацию единого космического организма.
Начиная с I в. н.э. эллинистически-римская культура вместе с римской империей неудержимо катилась к упадку. Одна цивилизация сходила с мировой арены, а на ее осколках формировались другие. На смену политеистической религии приходит монотеистическая.
В таких условия были неизбежны и качественные сдвиги в мироощущении человека. Мощная мифологическая волна вновь накатилась на систему культуры. Мифология выступала в основном в ее суеверно-магическом обличье. В частности, вновь широко распространяется старинная магическая практика табличек проклятия: на небольших табличках из глины или свинца записывалось имя того, кого хотели погубить, и просьба к подземным богам и духам, чтобы они осуществили это желание. Табличка погребалась в могилах.
Таким образом, античность в развитии теоретического отношения к мифу накопила только первый, начальный опыт. Философия, оставаясь в целом в пределах мифа, научилась, во-первых, трактовать миф не как самую настоящую действительность, а как продукт сознания, который может содержать как фантазию, так и отражение реального (в том числе и исторического) события. Во-вторых, философия мифологии научилась логически расчленять миф на отдельные элементы (сюжеты, образы, смыслы и др.), логически их анализировать, конструировать производные от мифов художественно-образные (литературные, философские и др.) системы.
2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья
В средневековом сознании
доминировало ценностно-эмоциональное
отношение к миру над познавательно-
В средневековой мифологии существовал мощный пласт мифологического сознания. Он включал в себя образы и сюжеты иудаистской, античной, эллинистически-римской мифологии, мифологических традиций народов Востока и других культур. Народное сознание было пронизано душной атмосферой поверий в домовых, леших, чертей и пр.
Средневековые взгляды на сущность мифа в основном не выходили за пределы того, что было достигнуто в античности. Ведущим в толковании мифа оставался аллегорический подход. Связующим звеном между античной и средневековой традициями аллегорического толкования мифа было творчество латинского грамматика Фабия Планциада Фульгенция (ок. 467 - 532), который рассматривал любой миф как басню, которая несет в себе аллегорический смысл.