Философия науки и техники в процессе человеческого развития и место человека в нем. История как предмет философского исследования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:16, реферат
Краткое описание
Целью данной работы будет являться использование основных проблем философии истории. Вообще существует ряд проблем и вопросов в философии истории, но наиболее главные и важные будут изложены в этой работе. Кроме этого будет уделено внимание и дальнейшим перспективам философии истории, истории, исторического познания. Для достижения цели необходимо будет рассмотреть основные концепции философии истории, выяснить связь философии истории с другими науками, в частности с историей, социологией, а так же будет сделана попытка переосмысления исторической науки на примере России.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 1.Основные концепции философии истории………………………………. 5 2.Основные проблемы философии истории………………………………. 11 Заключение…………………………………………………………………….. 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 17
Во-вторых, историческая наука
не изучает «закономерности всемирно-исторического
развития человечества. Это задача философии
истории. Однако, в случае когда под закономерностью
подразумевается определенная упорядоченность
исторического процесса, то тогда история
изучает её, но принимает как данность.
Если же под закономерностью имеется в
виду открытие каких-то законов истории,
то историческая наука творчески не формулирует
эти законы. Их теоретическим обоснованием
занимается философия истории, поскольку
она исследует объективные, внутренние,
необходимые процессы и феномены действительности.
Историческая наука – это теория
среднего уровня, то есть теория средней
абстракции и поэтому не может заниматься
теоретической формулировкой категорий
и законов.
Философия истории не может
развиваться без использования исторической
науки. Она не может делать научные выводы
без знания конкретных фактов и конкретной
Философ истории изучает общество
как некий объект, социолог анализирует
его конкретное функционирование. Философ
истории имеет дело с обществом вообще,
социолог же с конкретными социальным
организмом.
Философия истории нуждается
в социологии, так как социология поставляет
конкретные факты и результаты опираясь
на которые, философ истории делает общие
выводы относительно всего исторического
процесса. Социологический принцип исследования
общественных процессов и феноменов.
В философии истории много проблем,
но одними из главных являются проблема
социального детерминизма и исторического
познания.
История представляет собой
сложный процесс, где воедино связаны
географические, материальные, духовные
и другие факторы. Поэтому очень сложно
найти среди них такой фактор, который
бы играл решающую роль в движении общества
по восходящей линии, а без этого фактора
трудно изучить имманентную логику истории.
Мыслители разных эпох пытались
найти социальные детерминанты. Одни их
искали в географическом факторе, другие
– в духовном, третьи – в материальном.
Маркс, например, считал, что следует исходить
из материальных жизненных предпосылок:
«Предпосылки, с которых мы начинаем –
не произвольны, они – не догмы; это действительные
предпосылки, от которых можно отвлечься
только в воображении. Это – действительные
индивиды, их деятельность и материальные
условия их жизни, как те, которые они находят
уже готовыми, так и те, которые созданы
их собственной деятельностью. Таким образом,
предпосылки эти можно установить чисто
эмпирическим путем». Люди в процессе
современной деятельности производят
необходимые им жизненные средства, но
тем самым они производят свою материальную
жизнь, которая является основой общества.
Материальная жизнь, возникающая в процессе
производства материальных благ, преодолевает
все другие формы деятельности людей.
Открытое Марксом материалистическое
понимание истории требует изучения действительной
жизни людей. Поэтому Маркс обращается
к анализу практической деятельности
субъектов истории, которые в первую очередь
должны справить свои потребности. Именно
поэтому первым историческим актом следует
считать производство – это основное
условие любой истории. Оно необходимо
для удовлетворения потребностей людей,
но удовлетворенные потребности ведут
к возникновению новых потребностей, а
удовлетворение потребностей требует
именно производства предметов потребления.
Такова динамика производства.
Материалистическое понимание
истории в настоящее время одними отвергается
полностью, другими частично. Но Маркс
важное значение придавал и неэкономическим
факторам общественного развития, а теоретически
это можно обосновать, если общество анализировать
философско-исторически и если использовать
такие новые категории, как детерминанта,
доминанта, варианты, инварианты. Дальше
будет сделана попытка такого анализа.
История – это объективный
процесс, в котором факты взаимосвязаны
и при их изучении можно выделить следующие
аспекты. Онтологический, гносеологический
и аксиологический.
Онтологический аспект предполагает
признание истории как элемента объективной
действительности. Для изучения бытия
исторического процесса необходимо связать
все факты друг с другом и раскрыть их
содержание, а этого можно добиться, если
бытие фактов рассматривалось в единстве
с другими фактами. Если брать исторический
факт отдельно от других фактов, например
социального, экономического и политического
положения исследуемого объекта, то очень
трудно раскрыть его содержание.
Гносеологический аспект рассмотрения
фактов подразумевает их анализ с точки
зрения познавательной функции. Если онтологический
аспект непосредственно не учитывает
субъективные моменты в историческом
процессе, то гносеологический анализ
факта имеет в виду эти моменты. Насыщенность
факта определяется деятельностью людей,
их способностью быстро изменять ход исторического
процесса. Исследование фактов в этом
аспекте помогает глубже раскрыть то или
иное историческое событие.
Аксиологический аспект связан
с оценкой исторических фактов и событий.
Это самый трудны и сложный аспект, так
как тут надо объективно, независимо от
собственных симпатий и антипатий оценивать
исторический факт.
М. Вебер, размышляя над аксиологическими
проблемами, предлагал строго научно,
без политических пристрастий оценивать
все явления. Он исходил из того, что «установление
фактов, установление математического
или логического положения вещей или внутренней
структуры культурного достояния, с одной
стороны, а с другой – ответ на вопросы
о ценности культуры и её отдельных образований
и соответственно ответ на вопрос о том,
как следует действовать в рамках культурной
общности и политических союзов, - две
совершенно разные проблемы»27. Поэтому
исследователь должен строго научно излагать
факты и только факты. А «там, где человек
науки приходит со своими собственными
суждениями, уже нет места полному пониманию
фактов».
Но тут нельзя не согласиться,
что любой исследователь имеет свою позицию.
И хотя он должен объективно оценивать
факты, тем не менее он еще и человек и
поэтому он не просто изучает историческую
действительность, но и оценивает те или
иные исторические факты и события с точки
зрения самого себя, со своей позиции.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному
можно сказать, что были рассмотрены разные
концепции философии истории. Стало вино,
что одни философы и историки главное
внимание уделяют проблемам онтологии,
а другие гносеологии и эти подходы к осмыслению
исторического процесса нельзя отрывать
друг от руга, так как процесс познания
исторических и социальных феноменов
невозможен без выяснения объективной
истины, без установления истинности тех
или иных фактов, без анализа тех или иных
событий. Проблемы онтологии и гносеологии
философия истории рассматривает в единстве,
во взаимной связи.
Философия истории исходит
из того, что история имеет свои собственные
законы функционирования, что она непрерывно
развивается, изменяется, имеет определенный
характер, что прошлое и настоящее неразрывно
связаны, что человек выступает связующим
звеном всех исторических этапов.
История никогда и нигде не
развивается по идеальным, наперед заданным
планам и схемам. Они создаются после.
К тому же историю желают люди, руководствуясь
своими человеческими интересами, страстями,
симпатиями и антипатиями. Кем бы ни был
объект человеческой истории, он всегда
сам выбирает пределы, за которые возможность
выбора не выходит, но внутри которых эта
возможность для свободы творческой воли
человека не ограничена. А пределы эти
определяются законами, действующими
на данном отрезке исторических координат.
Стало быть, и сознательный
выбор есть не более чем осмысление людьми
решения, в результате которого реализуется
одно из множеств возможных направлений
развития событий. Этот выбор становится
и остается при этом не столько «осознанной
необходимостью» сколько «осознанной
возможностью».
История представляет собой
сложный процесс, где воедино связаны
географические, материальные, духовные
и другие факторы. История для людей является
воспоминанием, в котором корни их жизни.
Историческое воззрение создает
ту сферу, в которой пробуждается понимание
природы человеком. В зависимости от того,
как человек мыслит историю, устанавливаются
границы людских возможностей, открывается
содержание вещей. Исторически познание
является не безразличным содержанием,
а моментом жизни.
Можно по-разному относиться
к прошлому, но в любом случае исторические
данные воспринимаются как нечто не историческое,
а непосредственно присутствующее в жизни
любого человека.
Почему вообще существует история?
Именно потому, что человек конечен, незавершен
и не может быть завершен, он должен в своем
преобразовании во времени познать вечное.
Незавершенность человека и его историчность
– одно и то же. Из-за того, что в истории
постоянно действует незавершенность
все должно беспрерывно меняться. История
сама по себе не может быть завершена.
История – это одновременно происходящее
и его самосознание, история и знание истории.
Такая история как бы со всех сторон граничит
с бездной. Если она окажется низвергнутой
в нее, она перестанет быть историей.
Вообще конечно кроме изложенных
существуют и другие немаловажные проблем
в философии истории, в историческом познании,
в самой истории. Сама жизнь подсказывает,
что разработка этих проблем и исследований
в области философии истории являются
неотложным делом и что эти проблемы должны
получить свое развитие в новых исследованиях
философов и историков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Бердяев Н.А. «Смысл истории».
Москва, 1990, с.4.
2 Гегель Г.В.Ф. «Философия
права», Москва, 1990 с.370
3 Гегель Г.В.Ф. «Лекции
по философии истории», СПб., 1993 с.58
4 Гегель Г.В.Ф. «Лекции
по философии истории», СПб., 1993 с.63
5 Гегель Г.В.Ф. «Лекции
по философии истории», СПб., 1993 с.71
6 Гегель Г.В.Ф. «Лекции
по философии истории», СПб., 1993 с.72
7 Гегель Г.В.Ф. «Лекции
по философии истории», СПб., 1993 с.119-120.
8 Бернгейм Э. «Философия истории,
её история и задачи», Москва, 1909 с.7
9 Бернгейм Э. «Философия истории,
её история и задачи», Москва, 1909 с.93
10 Зиммель Г. «Проблемы философии
истории», Москва, 1898 с.16
11 Барт П. «Философия истории
как социология», СПб., 1902 с.10
12 Кареев Н. «Основные вопросы
философии истории», Москва, 1883 с.242
13 Раппопорт Х. «Философия истории
в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.11
14 Раппопорт Х. «Философия истории
в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.26
15 Раппопорт Х. «Философия истории
в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.70
16 Раппопорт Х. «Философия истории
в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.79-80
17 Хвостов В.М. «Теория
исторического процесса», Москва, 1919
с.6