Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:26, контрольная работа
«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали и звала к гигантским преобразованиям как в мире, так и внутри каждого человека
В своей работе Федоров показал две существенные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». Таким образом, сверхзадачей «проекта» Федорова была грандиозная цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности.
• Федоровская вера
• Панорама «небратского» состояния общества
• Проект «всеобщего дела»
• Федоровский проект «общего дела»
• Грядущий мир у Федорова
• Что видит Федоров в России
• Заключение
Технический
институт (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего Профессионального
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
На тему: «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова XIX век
Выполнил: ст. гр. ЭТб – 11
Попова С. В.
Проверил: к.ф.н., доцент
Корсакова Т. А.
г. Нерюнгри
Оглавление:
Содержание:
«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали и звала к гигантским преобразованиям как в мире, так и внутри каждого человека. «В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим», - писал Фёдоров.
В своей работе Федоров показал две существенные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». Таким образом, сверхзадачей «проекта» Федорова была грандиозная цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности.
Таким образом красной нитью понятий, лежащих в основании учения, проходят три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной идеей является идея патрофикации (воскрешение отцов). В «Философии общего дела» Федоров призывает к познанию в самом широком его понимании, к познанию, переходящему в преобразование мира и человека. Истинное знание, не отделяющееся от дела, необходимо включает в себя и нравственное чувство. Истинное просвещение у философа - это настройка всего человека на высокую гармонию его призвания, изменение и преображение всех способностей ума, души, тела.
Таким образом, в моём реферате я хотела бы остановиться подробнее на трёх главных проблемах учения Н.Ф. Фёдорова: небратском отношении людей, жизни, смерти и бессмертии и заселении других планет.
Тот, кто попытается реконструировать философскую систему Федорова, неизбежно столкнется с трудностью аутентичного, истинного изложения его идей. Дело в том, что, как уже отмечалось, при жизни Федоров почти ничего не публиковал. С его идеями были знакомы Ф. Достоевский и Вл. Соловьев, Л. Толстой и М. Тареев, но никто из них не имел дела с рукописями самого Федорова. Как правило, речь шла об изложении взглядов Федорова одним из его учеников. Кроме того, за год до смерти Федоров сжег некоторые свои рукописи. Посмертно было издано два тома его сочинений, но издавали их опять-таки ученики Федорова — В. Кожевников и Н. Петерсон, которые, хотя и были чрезвычайно близки к своему учителю в течение ряда лет, тем не менее не могли не привнести своих мыслей, мнений, оценок в текст издания при его редактировании, подготовке к печати.
Поэтому для историка
философии вопрос о том, что же
относится к взглядам самого Федорова,
а что принадлежит его
Федоров был не только глубоко верующим человеком, но и религиозным философом (хотя русская православная церковь всегда относилась и относится к нему как к мыслителю противоречивому, чьи взгляды не могут быть приняты и одобрены официальным богословием). Поэтому с позиций решения традиционного для философов вопроса — что первично: дух или материя? — Федоров может быть отнесен к объективным идеалистам. Для него несомненно существование Бога, причем Бога христианского, который и сотворил мир, природу, человека. Но хотя Бог и является творцом всей вселенной, его замыслы и предначертания были искажены, не выполнены полностью, поэтому мы и имеем несовершенную природу вокруг нас. «...Человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог, относительно и природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)...». Как это стало возможно? Федоров считает, что мало признать разум, дух первичным в мироздании. С его точки зрения логично продолжить эту мысль и признать, что весь мир постоянно нуждается в разуме, чтобы «быть космосом, а не хаосом». Природа ищет в человеке своего хозяина, а человек, не понимая этого, низводит себя, в лучшем случае, до роли исследователя природы. «Мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям».
Федоровскую веру в могущество человеческого духа и разума можно сравнить только с пламенной верой мыслителей Возрождения и Просвещения; он искренне считает, что человек может и должен спасти не только себя, но и всю вселенную. Это осуществимо благодаря двойственной природе человека: с одной стороны, природной и животной, с другой — трудовой и творческой. Человек посредством труда, творчества не только создает себя как человека, но и преображает свой природный, животный «фундамент».
Но если человек в
состоянии преобразить
Федоров начинает с констатации
того факта (который трудно оспаривать),
что современное состояние
Федоров эмоционально описывает последствия все большего разделения труда, делающего человека «одномерным», частичным. Мысль эта не является, конечно, федоровским открытием, она ненова. Решение проблемы преодоления одностороннего развития человеческой личности волновало и волнует умы мыслителей самых разных направлений, школ, эпох. В самом деле, «специалист подобен флюсу», заметил ироничный Козьма Прутков. Но тем не менее процессы специализации углубляются, что приводит к гибели многих и многих способностей, талантов, умений человека, «не востребованных» в процессе его деятельности.
Оправдание таким негуманным по своей сути процессам мы привыкли видеть в достижении более быстрых темпов развития науки, техники, просвещения за счет разделения труда. Федоров принципиально не согласен с этим, он пытается показать другую сторону медали и утверждает, что, чем совершеннее в обществе разделение труда (прежде всего, на умственный и физический), «тем менее оно делается способным к просвещению, ибо просвещение, не поддерживаемое главным занятием... не обращающееся в исследование главного занятия человека... просвещение на досуге... не может быть плодотворным. Для рабочего, исполняющего роль руки в течение шести дней, голова точно шляпа, которую он надевает по праздникам (если он только будет ее надевать; не предпочтет ли он этой шляпе что-либо другое, разгул, например?)».
Отделение умственного труда от физического Федоров сравнивает с кастовым устройством общества. Будучи глубинной причиной социальной несправедливости, а значит, и борьбы, конкуренции, революций, подобное положение должно быть преодолено. «Закон, который признает совершеннейшим того, кто материально сильнее и умственно хитрее... такой закон может держаться только невежеством и слепотой», является ярким проявлением «неродственности».
Федоров рисует целую панораму «небратского» состояния общества, в своей критике часто предвосхищая современных исследователей кризисных процессов. Он берет иногда очень неожиданные, нетривиальные примеры для своих обличений, нравственной ущербности современного ему общества. Угождение капризам и прихотям, стремление к наживе извратили смысл, цель человеческого существования. В качестве яркой (и запоминающейся) иллюстрации этому факту Федоров приводит существование «красочной» (косметической) промышленности, когда индустрия, наука, люди, «вся технология обречены на службу половому подбору, и это свидетельствует о глубоком унижении и позоре ума человеческого, о приближении человека к животности, о большем и большем нравственном упадке города», о забвении человеком его духовного предназначения. Подобные небесспорные (особенно с точки зрения женщины) суждения Федорова помогают понять дух и стиль его критики. В этой связи исследователи его творчества обычно вспоминают и федоровскую интерпретацию почерков (очень любопытную и саму по себе).
По взглядам Федорова, ничто так наглядно не раскрывает самой сущности исторического процесса, «этого спешного движения к новизне и торопливого отрицания старины, этой необдуманной замены последней первой», как изучение почерков, письменности. «Формы букв говорят гораздо более слов, искреннее их; формы букв неподкупнее слов», — утверждает мыслитель. С тем, что письмо способно быть графическим изображением духа времени, трудно спорить. Если в средние века господствовал готический почерк, повторявший во многом и архитектурные формы того времени, то по этому факту можно судить о жизни людей того времени, — устремленной к Богу, строгой, без излишеств. Для. Древней Руси характерен уставный почерк, буквы которого выводились «с глубоким благоговением, с любовью... исполняемые как художественная работа, как молитва». Эти буквы были величавы, не теснили друг друга, потому что и писались неспешно, неторопливо, письмо воспринималось как труд. Дух Нового времени вызывает к жизни скоропись, курсив, мелкое, беглое письмо. «Подобно тому, как все должности и профессии лишаются священного значения, и письмо перестает быть службою Богу.... а подобно другим профессиям обращается в личное дело и становится средством наживы». Урезываются не только платья, церемонии, обряды, но и буквы. Для Федорова это — показатель того, что и люди лишаются величия, предаются суете, сливаются в обезличенную толпу.
Для новейшего времени и скоропись
показалась медленною, отмечает русский
философ. Создается стенография
для записывания всего
Федоров не верит в прогресс, так как критерий прогрессивного развития общества лежит для него в нравственной сфере (что характерно практически для всех мыслителей русской философской традиции). Развитие же общества, по его мнению, привело к разобщению людей, утилитарному отношению человека к человеку, отмене законов братства. Есть ли выход из этого плачевного положения? Чтобы показать возможность такого выхода, Федоров рассматривает различные типы отношения человека к истории и миру в целом.
Философ считает, что можно выделить три основных типа такого отношения. К истории и миру можно относиться объективно, т. е. рассматривать природу, общество как некую данность, которую можно изучить, исследовать, описать, отразить в формулах, законах. Человек низводится при объективном отношении к миру, с точки зрения Федорова, до рабского положения. Этот тип миросозерцания означает подчиненность существующим порядкам (природным и социальным). Именно для такого миросозерцания характерно преклонение перед всем естественным, «натурализм».
Противоположным по своему духу является
субъективное отношение к миру. Наиболее
часто оно встречается в
Чтобы знание стало живым, это должно быть знание не только того, что есть, но и того, что должно быть. Вечная проблема философии — проблема должного и сущего — по-новому ставится в философии Федорова. Он предлагает проективный тип отношения к миру, когда знание должно стать не умозрительным описанием и объяснением сущего, а проектом должного, проектом изменения мира. Мысль эта тоже ненова в истории философии. Вспомните хотя бы «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса, где утверждается, что философы должны не только объяснять различным образом мир, но и переделывать его. Но у Федорова она приобрела довольно оригинальную форму: таким всеобщим проектом должно стать преодоление смерти, — достижение бессмертия для всех живущих и воскрешение умерших.
Информация о работе "Философия общего дела» Н.Ф. Федорова XIX век