Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 15:37, реферат
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.
Введение………………………………………………………………….3
Предмет философии по Сократу……………….……………………….4
Мастерство диалога……………………………………………………...5
Сократический метод……………………………………………………6
Истина, мудрость, нравственность……………………………………..10
Смерть Сократа…………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………14
- Правильно ли поступит
военачальник, если он,
для того чтобы поднять
дух войска, солжет своим
войнам, будто бы приб-
лижаются союзники.
- не справедливо ли будет,
если отец обманет своего
заболевшего сына, не же- Евтидем соглашается
лающего принимать ле - и признает, что этот
карство, и под видом пищи обман следует признать
заставит его это лекарство
принять, и тем самым
своей ложью вернет сыну
здоровье.
- как назвать поступок того
человека, который, видя
своего друга в состоянии
отчаяния и боясь, как бы И этот грабеж он
он не кончил жизнь само-
убийством, украдет или
просто отнимет у него оружие.
В результате Евтидем нарушает свое предыдущее “определение” и приходит к
выводу, что и с друзьями не всегда надо быть правдивым.
Далее Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного
поступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного
"определения" справедливости и несправедливости. Определение несправедливых
поступков по Сократу, такие поступки, которые совершаются в отношении друзей
с намерением им навредить.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в
дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,
«столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду
присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные
исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом
отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он
следовал указаниям
ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял
все религиозные обряды.
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию
считал делом ненужным и безбожным.
Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести
к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим,
путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона,
благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию
божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние
взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого
себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом,
основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для
него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и
даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу
предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого
дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму.
Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. “Между
мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека
вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное
и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем
состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и
вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому
люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой
другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и,
даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и
хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если
пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все
прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что
и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и
прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,
жизненному счастью.
Добродетель, т. е. познание того, что есть благо могут достичь лишь
“благородные люди”. “Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того,
чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит
ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих
людей не может быть разумным от знания своего призвания”. Как жестко Сократ
отделят один класс от другого таков характер его религиозно – этического
учения. Добродетель, так же как и знания, согласно его учению, является
привилегией благородных (“неработающих”). Он обожал аристократию, его учение о
незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно
этого класса.
Основными добродетелями Сократ считает:
1. сдержанность - как укрощать страсти
2. мужество - как преодолеть опасность
3. справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был
обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта
Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге
«Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью
тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед
софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с
ними водится» Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян,
высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» Анит грубо его
обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он,
Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит
случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому,
молодой и незначительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в
том, что он развращает юношество,
выдумывая новых богов и
Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ
предстал перед гелиеей—судом присяжных. В качестве обвинителя выступил
Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он
не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том,
что развращает юношество; и наказание за то—смерть» Для успеха своего
обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто
заседал в Гелие. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь,
в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан
виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе
назначить наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед
в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в
одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим
количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже
стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в
небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися
людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда
как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху,
повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении
«Апология Сократа».
Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на
остров Делос корабль
с ежегодной религиозной
казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней
провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика,
пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его
убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к
освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла
жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с
ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил
чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его
последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию.
Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим
подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно
заметить, что «федоновский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем
Сократ из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к
историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои, более
идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства
бессмертия души. Сократ любил задумчивую созерцательность. Нередко он настолько
уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира.
В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады
Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил
духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на
вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул
ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровергнуть пифию,
Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением увидел,
что мудрость этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил,
что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что
он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не
стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они
что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми: «Я
знаю, что я ничего не знаю».
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле