Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель настоящей работы – охарактеризовать философию права как фундаментальную юридическую науку. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: 1) выяснить необходимость взаимодействия философии и права; 2) раскрыть важность изучения философии права в подготовке будущих юристов; 3) рассмотреть сущность и особенности философского подхода к осмыслению права.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость взаимодействия философии и права 5
2. Значение философии права в подготовке будущих юристов 10
3. Сущность и особенности философского подхода к праву 12
4. Философское осмысление и научное познание права: отличие предмета и метода 14
Заключение 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Что же касается философии, то ее сфера интересов как раз  начинается там, где заканчивается  сфера интересов частных наук. Философия обосновывает базовые положения частных наук, подводя их под свои «предельные основания», выявляя их смысл. Например, аксиомой, исходным пунктом юриспруденции как частной науки является предположение о том, что право является порождением воли субъекта государственной власти, что детерминирует в свою очередь вытекающее из него требование исполнения норм права. Это положение представляет собой не что иное, как выражение сущности позитивного права. Но постичь действительный смысл правовых явлений мы можем, лишь заглянув за пределы этой аксиомы, т.е. пытаясь отыскать основания ее самой8.

Поэтому и считается, что предметом философии права  являются внеюридические (предельные) основания права, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория же права представляет собой, главным образом, учение о действующем праве. Именно в сфере теории права происходит развитие «всеобщих правовых понятий», которые выводятся из конкретного опыта функционирования отдельных отраслей права. Понятийным арсеналом теории права являются такие понятия, как «закон», «правоотношение», «субъект  права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязательство», «ответственность» и др. Они представляют собой несущие конструкции позитивного права, его «понятийный каркас». Благодаря им происходит «оформление» и «упорядочивание» нормативной системы и понятийного аппарата правоведения в целом. Хотя философия права в своем анализе оснований права может использовать понятия позитивной науки о праве, однако она имеет и свои собственные категории, такие как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «автономия личности», «права человека» и др.9.

Само по себе позитивное право не является предметом философии  права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении  с естественным правом, с позиции  которого оценивается действующее  право. В данном случае естественное право, оценивая позитивное право, играет роль как бы «права в праве». Благодаря такому соотнесению и оценке, позитивное право оказывается легитимированным (узаконенным) и одновременно лимитированным (ограниченным) в своих притязаниях. В целом можно согласиться с идеей о том, что предмет философии права соотносится с понятием «естественного права», а предмет теории права с понятием «позитивного права», однако следует подчеркнуть условность такого разграничения. Более точным будет утверждение, что философия права изучает «мир права» («правовую реальность» как философский аналог понятия «правовая система») в его всеобщности и целостности, его смысловое содержание. Здесь под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, существующих правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т.д.

4.Философское осмысление и научное познание права: отличие предмета и метода

 Специфика философии права как самостоятельной научной дисциплины проявляется в различии между философским осмыслением права и его научным познанием.

Различие по методу лежит  в области семантического (т.е. смыслового) и функционального отличия понятий  «объяснение» и «понимание». Любая  частная наука, в том числе  и юриспруденция, рассматривает  свой предмет как объект, находящийся вне познающего субъекта и относительно противостоящий ему. Причем познающийся объект признается в данном случае как факт, как то, что существует в реальности. Философия же стремится к пониманию, осмыслению должных ценностей и смыслов, раскрывает мир таким, каким он должен быть. Этот мир совершенных ценностей и смыслов дает человеку стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается им как идеальное по отношению к тому, что существует в реальности. Поэтому юриспруденция, изучая закономерности функционирования действующего права, описывает право таким, каким оно является, а философия права таким, каким оно должно быть. На основе этой идеальной правовой нормы и происходит оценка философией права существующей правовой реальности.

Причем философия права  стремится не просто объяснить противостоящую человеку правовую реальность, но и понять ее. По этому поводу известный итальянский философ права Ф. Джентиле пишет: «В юридическом опыте сосуществуют - логическая форма, экономический интерес и этические ценностные позиции; они смешиваются друг с другом настолько, что невозможно не задаться вопросом о взаимосвязи между ними, тем, что есть, и тем, что должно быть. Отсюда вытекает, что лишь подлинно философское восприятие жизненных отношений способно привести к цели»10.

Если сферу предмета философии кратко можно выразить термином «основания», то сферу ее метода - термином «рефлексия» или «критика». Рефлексия в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний. Частные науки, в том числе и юриспруденция, по своему методу догматичны, т.е. не занимаются критической проверкой своих оснований, философия же по своей природе критична, она постоянно оценивает свои основания. Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию. Как отмечал Д. Коллингвуд, философское сознание никогда не думает просто об объекте, но, размышляя о каком бы то ни было объекте, оно также думает о своей собственной мысли об этом объекте11. Философия поэтому может быть названа мыслью второго порядка - мыслью о мысли. Рефлексия является обязательным элементом философско-правового познания. Более того, именно саморефлексивный характер философии права обусловливает то,  что проблема ее предмета оказывается одним из центральных вопросов этой дисциплины. Рефлексия же оснований права и государства - это критический анализ «легитимации и ограничения политического сообщества» - другой стороной рефлексии философии права как критического анализа своих оснований есть обсуждение или дискурс. У того же О. Хёффе мы находим выражение «философский дискурс справедливости». Поэтому рефлексию и дискурс можно назвать важнейшими особенностями метода современной философии и философии права12.

Таким образом, философия права - это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Данное определение не охватывает всего многообразия проблем философии права, но позволяет сосредоточиться на ее стержневой идее.

 

Заключение

Таким образом, философское  осмысление права - задача особой теоретической дисциплины философии права, предметом которой является выяснение смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ее основыми категориями - идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека и др.

Представители почти  всех основных течений философской  мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX - XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т. д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

Как сами философские  учения непосредственно, так и соответствующие  философские трактовки права  оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву - независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй половины XIX в. и в XX в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

По своему статусу  философия права представляет собой  комплексную, смежную дисциплину, находящуюся  на стыке философии и юриспруденции, в рамках правоведения философия  права тесно связана с теорией  права и социологией права.

Функциями философии права являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная и др.

Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан.

 

Список  использованных источников

 

  1. Алексеев С.С. Философия права. – М., Норма, 2012. – 356 с.
  2. Баскин Ю.А. Очерки философии права. – М., 2008. – 212 с.
  3. Гарник А.В. Проблема дисциплинарного статуса философии права // Философия и социология в контексте современной культуры. – М., 2012. – С.179-188.
  4. Джентиле Ф. О. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии // Государство и право.-2005.- № 1. - С. 133-167.
  5. Зарубежные теории права: Реф. сб. — Вып. 2. — М., 2012. – 250 с.
  6. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. - М., 2011. – 202 с.
  7. Малинова И.П. Философия правотворчества. – Екатеринбург, 2012. – 418 с.
  8. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., Норма, 2007. – 632 с.
  9. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 2012. – 386 с.
  10. Философия права / Под ред. О.Г.Данильяна. – М.: Эксмо, 2012.  – 486 с.
  11. Франк С.Л. Духовные основы общества. – Спб., 2010. – 728 с.

1 Нерсесянц В.С. Философия права. – М., Норма, 2007. – С.14.

2 Франк С.Л. Духовные основы общества. – Спб., 2010. - С. 21.

3 Алексеев С.С. Философия права. – М., Норма, 2012. – С.156.

4 Баскин Ю.А. Очерки философии права. – М., 2008. – С. 17.

5 Малинова И.П. Философия правотворчества. – Екатеринбург, 2012. – С. 18.

6 Зарубежные теории права: Реф. сб. — Вып. 2. — М., 2012. - С. 33-34.

7 Зарубежные теории права: Реф. сб. — Вып. 2. — М., 2012. - С. 78.

8 Философия права / Под ред. О.Г.Данильяна. – М.: Эксмо, 2012.  – С.45.

9 Гарник А.В. Проблема дисциплинарного статуса философии права // Философия и социология в контексте современной культуры. – М., 2012. – С.179.

10 Джентиле Ф. О. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии // Государство и право.-2005.- № 1. - С. 133.

11 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. - М., 2011. - С. 5.

12 Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 2012. - С. 23.




Информация о работе Философия права