Философия права. Соловьев о праве и госсудастве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Концепция государства и права В. Соловьева является неотъемлемой частью его общефилософского учения - философии софийности и «всеединства». Философское учение Вл.Соловьева явилось очередной попыткой преодоления векового противостояния религиозного и светского мировоззрения, предлагало альтернативный путь развития европейской цивилизации в условиях нарождающегося кризиса. В научном плане философское учение В. Соловьева основывалось на трех источниках: платонизме, немецкой философии и святоотеческом наследии.

Содержание

Введение______________________________________________ 3
1.Основные идеи философии права Вл. Соловьева____________ 5
2. Государственно-правовые воззрения B.C. Соловьева________ 13
3. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева_______________ 16
Библиографический список________________________________ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Этим трем основным моментам лично-общественной жизни – религиозному, политическому, пророческому – в  ходе исторического развития соответствуют, как замечал Соловьев, три последовательно  выступающие ступени человеческого  сознания и формы общественного  строя:

1) родовая, принадлежащая  прошедшему, но сохраняемая в  современных условиях в видоизмененной  форме в семье,

2) национально-государственный  строй, господствующий в настоящем, 

3) всемирное общение жизни  как идеал будущего.

На всех этих этапах общество проявляется как нравственное восполнение  или осуществление личности на данном историческом этапе своего развития. Таким образом, три главные ступени  исторического процесса, или, как  называл их Соловьев, формации: родовая, национально-государственная и универсальная  – тесно связаны между собой. Причем высшая ступень всецело не отменяет и не упраздняет низшую, а  только, вбирая в свою сферу, видоизменяет ее, из самостоятельного целого делая  подчиненною частью (например, родовой  союз с возникновением государства  становится его подчиненным элементом  в виде семьи, в которой родственная  связь не только не упраздняется, а, наоборот, углубляется; изменяется же лишь правовое значение – род перестает  быть основанием независимой власти). Так Соловьев определял нравственные основы и личности, которая стремится  к бесконечному совершенству, и целого общества, охранительного по своей  сути, которое предоставляет человеку возможности самореализации и саморазвития.

Значение философии права  Соловьева в истории политико-правовых учений основывается на признании им идеального и социального характера  права. По его убеждению ценность права заключается в том, что  оно является не только нравственным ориентиром, но и необходимым регулятором  общественных отношений. Идеи права  как минимума нравственности, ориентация государства на социальные реформы  были восприняты многими философами права XX в. – П. И. Новгородцевым, С. Л. Франком, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым и др.

 
 
 
 
2. Государственно-правовые воззрения  В.С. Соловьева 
 
B.C. Соловьев   в своих размышлениях о государстве и праве усомнился в священном союзе Православия и монархии, который так почитался славянофилами. Сомнение послужило философу (позднее и евразийцам) исходным пунктом построения теории государственной власти, соответствующей библейским канонам (в первую очередь, новозаветным), то есть прояснение религиозных положений потребовало построения новой христианской социальной философии. Евразийцы пришли к этим же выводам, пытаясь обнаружить причины всестороннего культурного кризиса, в котором оказалась Россия в первой четверти XX века. Однако, несмотря на, казалось бы, одинаковую с B.C. Соловьевым оценку значения религии для жизни отдельного человека и общества, евразийцы неявно, но признавали приоритет культуры перед религией. Основной ценностью для них оставалась самобытность, утверждаемая в ущерб всему остальному; даже православная вера русского народа рассматривалась ими как положительный исторический факт только потому, что это позволяло еще раз подчеркнуть неприятие западной культуры и цивилизации. Философия всеединства привела евразийцев к идее автаркии, государственной и культурной изоляции, в то время как B.C. Соловьев все свое философское дарование направил на примирение межнациональных противоречий, разобщенности Востока и Запада посредством практического осуществления христианской заповеди всеобщей любви. 
Если B.C. Соловьев утверждал, что именно религия (христианство) формирует соответствующий культурный тип, поэтому у русских много черт, роднящих их с европейцами, а не с азиатами, то евразийцы, в противоположность этому, с помощью религии обосновывали культурную исключительность России и связанных с ней народов. Здесь необходимо отметить, что изучение ветхозаветного предания о Вавилонской башне и смешении языков, а также почти любого текста Нового завета свидетельствует о том, что христианство направлено на преодоление национализма как греховного состояния, а не на сохранение и умножение различий между народами. 
Философия всеединства и принцип Троичности, пронизывая всю систему B.C. Соловьева, обеспечивают ее целостность и стройность. Мыслитель не стал более детально разрабатывать соответствующие взгляды, посвятив им лишь третью главу своего сочинения «Духовные основы жизни», но, по сути, ему удалось уже в 1882 - 1884 годах сформулировать то, что позднее евразийцы обозначат понятиями «демотия» и «ведущий слой» и положат в основу собственной концепции идеократии. 
B.C. Соловьев предполагал, что Божественной Троице с необходимостью соответствует Троица социальная, поэтому в совершенном христианском обществе должны присутствовать начало священства (Глава Вселенской церкви и клир), власти (монарх) и пророчества, способствующее их объединению и согласованному действию. 
Соловьев, поставив во главе иерархии социальных институтов Церковь как царство абсолютных целей и связав право с нравственными ценностями, иначе сформулировал проблему человеческой свободы. Право не рассматривалось более в качестве системы норм, с помощью которых полагается одинаковый предел свободе каждого: в соответствии с положениями философии всеединства удалось доказать необходимость права и государства для достижения идеала свободной общинности, т.е. для решения положительных социальных задач. 
Верховенство права допустимо считать одним из главных принципов правового государства, но, учитывая то, что тоталитарные режимы получали надлежащее законодательное оформление, в настоящее время по-прежнему актуальна проблема оценки действующего права. В евразийской государственно-правовой доктрине критерий оценки закона не был сформулирован. B.C. Соловьев же, напротив, предложил свое толкование естественного права как общего смысла (ratio) права, определяемого понятиями «личность», «свобода» и «справедливость». Используя это толкование, можно установить степень приближения позитивного права к идеалу и устранить дуализм естественного и позитивного права: действующее право представляет собой конкретно-историческую реализацию идеи права (права естественного). 
В системе B.C. Соловьева нет подробно разработанного учения о форме государства, но разрешенные им проблемы позволяют отнести его к числу сторонников правовой монархической государственности, подчиненной задаче достижения религиозно-нравственных целей. Особенно важным следует признать то, что естественное право в трактовке мыслителя не сводилось к религиозным истинам и нравственности, так как, не теряя свойства принудительности, чуждого всему, что связано со сферой духовной свободы человека, оставалось средством социального регулирования, направленным на разрешение конфликтов в той области, где большее значение имеют материальные интересы и ценности. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политико-правовые взгляды  В.С. Соловьева 
Владимир Сергеевич Соловьев оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России. В магистерской диссертации «Кризис в западной философии. Против позитивизма» (1881) он во многом опирался на критические обобщения И. В. Киреевского, на его синтез философских и религиозных идей, на идею цельности жизни, хотя и не разделял его мессианских мотивов и противопоставления русского православия всей западной мысли. Его собственная критика западноевропейского рационализма основывалась также на аргументации некоторых европейских мыслителей. 
        Впоследствии философ смягчил общую оценку позитивизма, ставшего в России одно время не просто модой, но вдобавок объектом идолопоклонства. В итоге «за целого Конта выдавалась только половина его учения, а другая – и по мнению учителя более значительная, окончательная – замалчивалась». Учение Конта содержало, по заключению Соловьева, «зерно великой истины» (идея человечества), правда, истины «ложно обусловленной и односторонне выраженной» (Идея человечества у Августа Конта. 1898). 
        Вл. Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью» и от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным отрицанием права. 
Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. «Россия обладает, быть может, важными и самобытными духовными силами, но для проявления их ей во всяком случае нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. Наша вне-европейская и противу-европейская самобытность всегда была и есть пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха». 
      К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял. 
        По-другому сложилось его отношение к идеалу теократии, в обсуждении которого он отдал дань увлечения идеей вселенской теократии под началом Рима и с участием самодержавной России. В обсуждении проблем организации теократии («бого-человеческого теократического общества») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма «не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения» (т.е. равенства всех в своем человеческом достоинстве). Необходимость личных руководителей народа обусловливается «пассивным характером народной массы» (История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. 1885–1887). Позднее философ пережил крушение своих надежд, связанных с идеей теократии. 
Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из под наших ног той лестницы, по которой мы идем» (Оправдание добра). 
      Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. «Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу». Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия». 
Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей». 
  Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом». 
          Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания. Французская революция имела бесспорный ценный опыт в этой области, что было связано с «объявлением человеческих прав». Это объявление было исторически новым по отношению не только к древнему миру и Средним векам, но также и позднейшей Европе. Но в этой революции было два лика – «провозглашение человеческих прав сначала, а затем неслыханное систематическое попирание всех таких прав революционными властями». Из двух начал – «человек» и «гражданин», бессвязно, по мнению Соловьева, сопоставленных рядом, вместо того чтобы второго подчинить первому, низший принцип («гражданин») как более конкретный и наглядный оказался на деле более сильным и вскоре «заслонил собою высший, а затем и поглотил по необходимости». Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после «права человека» фразу «и гражданина», поскольку тем самым смешивалось разнородное и ставилось на одну доску «условное с безусловным». Нельзя в здравом уме сказать даже преступнику или душевнобольному «Ты не человек!», но гораздо легче произнести «Еще вчера ты был гражданином» (Идея человечества у Августа Конта). 
Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права (праву как ценности) характерно еще стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право является прежде всего «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным» (Право и нравственность. Очерки по прикладной этике. 1899). 
«Понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации». Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т.е. чтобы свобода других «независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми». Право в его историческом измерении предстает «исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага». То же самое в другой формулировке раскрывается как равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага. 
Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева, а также на общий ход дискуссий по вопросам взаимоотношений церкви и государства периода «русского религиозного ренессанса» (первое десятилетие XX в.). 
 
 
Заключение 
Поставленные Вл.Соловьевым нравственные и религиозные вопросы, несмотря на более чем столетний период времени, сохранили свою актуальность как образец духовного воспитания в соответствии с высокими гуманистическими идеалами.

 
Теократическая идея Вл.Соловьева, несмотря на свой утопический характер, носит черты гуманизма и утверждает идею общественной и социальной солидарности.

 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы. 
 
1. Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева: учебное пособие/ Петербургский университет для инж-ров жд транспорта/ Спб. ПИИТ, 1993 –С. 17. 
2. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца B.C. - М., 2003. 
3. Малахов В.П. История политических и правовых учений. - М., 2000 - С. 273. 
4. Лосев А.Ф. «Творческий путь Владимира Соловьева»/ Библиотека «Вехи», 2000. 
5.Теория государства и права. Учебник./Под ред. Марченко М.Н., изд. 2-е, - М.: ПРОСПЕКТ, 2011. – 656 с.

 


Информация о работе Философия права. Соловьев о праве и госсудастве