Философия свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Философия свободы человека.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

1 Философия свободы человека

 

1.1 Понятие свободы

 

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

Философы  давно поняли, что в природе  личности заключена некая тайна - тайна, связанная с сознанием, памятью  и жизнью психики.

Утверждение Локка, что личности не просто человеческие животные, в ХХ веке в той или  иной форме признавали едва ли не все  философы, даже не разделяющие других его взглядов.

Проблема  свободы воли связана с проблемой  причины и действия, а также  с проблемами философии религии  и моральной философии.

Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что этот термин восходит к санскритскому  корню, означающему «любимый». «Живи  свободно или умри» - в этом девизе американского штата Нью-Хемпшир заключено достаточно глубокое содержание.

Некоторые философы пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». В послании Рузвельта  упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода  от страха и нужды). Однако различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого философского значения. Ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе. Короче говоря, основное различие между свободой делать и свободой «от» имеет обычно чисто словесный характер. Поэтому мы не будем учитывать предполагаемое различие между позитивной и негативной свободой.

 

1.2 Свобода воли

 

Говоря  о становлении представлений  о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное  и несводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как объективные критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат односторонностью. История многократно доказывала, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в то же время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты. Поэтому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи (заветы), человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Однако  в жизни возникают непростые  вопросы - чем в принципе отличается продажа своих рук или мозга  от продажи своих органов и  вправе ли человек распоряжаться  в этом отношении сам собой? Очевидно, ответы типа "или да или нет" не могут удовлетворить, и приходится анализировать эту сложнейшую проблему. Решать ее нужно с учетом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а последний род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но необходимо помнить, что самое страшное, говоря словами Гёте – «продать душу дьяволу, отказавшись от самого себя».

Важным  феноменом меры культуры являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир  вещей обнимает собой все - от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров  и ускорителей, космических аппаратов  и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как  бы "неорганическое тело" человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал "второй природой" человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни и здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, жадность, алчность. Христианство считает людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, "плотскими", не способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедным - один из "столпов" ислама, обязательное правило поведения мусульманина. Буддисты считают, что отказ от накопления вещей - один из первых шагов на пути к просветлению.

Сущность  проблемы ценности и оценки мира вещей  состоит в том, чтобы уяснить  пределы этого мира и их влияние  на развитие личности человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения этого мира, а количество вещей в мире умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление в природе отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т.д.). Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с другой, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение (гандизм). Л.П.Чехов вложил в уста одному своему герою такие слова: «Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Если учесть, что рост населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены, то ясно, что без самоограничения не обойтись, но это требует выработки соответствующей системы ценностей у каждой личности.

Распространенное  мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному поведению, рождалось и  поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не зря все  мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями  бедных, обездоленных, угнетенных. Они  обращали взоры своих приверженцев от тленных земных богатств к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами становились собственниками и владели значительными богатствами, отношение к миру вещей несколько изменялось.

Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали  всячески пользоваться благами земными. С.М. Достоевский видел в этом основной порок идей социализма, ибо человек, непрерывно потребляющий материальные блага и удовлетворяющийся, физически обращается либо в животное, либо в машину. Л.Н. Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе будут "наслаждающимися комками нервов". С проблемой удовлетворения "непрерывно растущих потребностей" населения столкнулись так или иначе все общества, пытавшиеся провести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих странах везде осуждалось «потребительство», насаждалась идеология уравнительности, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом происходило подпольно значительное расслоение общества, образовывалась потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно, что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности выглядели как насмешка.

Вещи  сами по себе в ценностном отношении  нейтральны, как и сам феномен  свободы, хотя человечество в течение  тысячелетий мечтало переплавить  «мечи на орало». Ценностное отношение  возникает только в том или  ином социальном контексте. С одной  стороны, как говорят в отношении  ученых и науки: "Что бы они не сделали, у них все равно получается оружие». С другой стороны, представление о том, что есть "мирный" атом в корне отличающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Следовательно, человечеству приходится все время сталкиваться с этим противоречием, непрерывно давая оценку новым явлениям в жизни человека и общества и вписывая их в традиционные системы ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.

Духовные  ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный  за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется  в аксиологии, т.е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение  ценностей с миром реальностей  человеческой жизни. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Для моральных  ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В истории человечества можно  отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих  соответствующий тип личности. Одна из наиболее древних - это гедонизм, т.е. установка, утверждающая наслаждение  как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил  еще автор Экклезиаста: «...нет  лучшего для человека под солнцем, как есть, и пить, и веселиться...»  Эти взгляды разделял ученик Сократа  Аристипп, который учил, что «лучшая  доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы  властвовать над ними, не подчиняясь им». Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.

В этике  аскетизма идеалом жизни провозглашалось  добровольное отречение от наслаждений  и желаний, культ страданий и  лишений, отказ от благ жизни и  привилегий. Наибольшее развитие эта  концепция получила в христианстве, особенно в монашестве, в философских  школах киников (Диоген с его девизом "быть нагим и одиноким»), а  также в грубоуравнительных тенденциях так называемого "казарменного коммунизма». В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей. С точки зрения сторонника утилитаризма Дж. Милля "удовольствие является единственным добром». В "категорическом императиве" И. Кант обосновал как высшую ценность необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но не как к средству.

В ХХ в. учение о ценностях связано с именами  таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна. Х. Ортегаи-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов - П. Флоренским, С. Булгаковым, Н.О. Лосским, В.Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Л.П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др.

Свобода воли - свобода выбора

Свобода воли - понятие, означающее возможность  беспрепятственного внутреннего самоопределения  человека в выполнении тех или  иных целей и задач личности. В  истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось  с вменяемостью человека, с его  ответственностью за свои деяния, с  исполнением своего долга и осознанием предназначения. Утвердительный, отрицательный  или ограничительный ответы на вопрос о возможности свободы воли предопределен  выбором той или иной мировоззренческой  системы. Сама же воля - это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая для него представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и витальным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют), во-вторых, - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

Некоторые ученые связывают основные тенденции  поведения человека с генетическими  задатками характера, темперамента, пропагандируя идею, что постепенно само по себе исчезнет то, что уходит своими корнями в пережитки прошлого в сознании и поведении людей, уменьшится число «эксцессов темперамента», а также случаев неосторожного  причинения вреда. Однако антиобщественные проявления такого рода, которые не являются преступлениями в собственном  смысле слова, окажутся менее податливыми к социальным воздействиям и сохранятся в течение длительного времени.

Выходит, что антиобщественные поступки (хотя бы немногие) имеют не социальные, а  биологические корни - из этой посылки  вытекает, что об окончательной ликвидации антиобщественных поступков не может  быть и речи. Однако характер человека, имея естественную физиологическую  основу, приобретает законченность  только как социальный продукт: продукт  общесоциальных и личных условий жизни и деятельности человека. Это некий «сплав» анатомо-физиологических особенностей организма и общего уровня жизни общества, его устоев.

Отрицательные черты характера и темперамента человека, безусловно, нередко проявляют  себя в виде правонарушений. Б.С. Никифоров связывает «эксцессы темперамента» и неосторожные преступления с недисциплинированностью и невнимательным отношением к общественным интересам и интересам других людей. Однако А.Б. Сахаров отмечал, что гораздо чаще отрицательные черты характера, темперамента оказываются лишь условием, способствующим конкретным проявлениям других антиобщественных взглядов и чувств нарушителя (ревность, презрение к женщине, неуважение к людям другой национальности или расы и т.п.) Только в комбинации с неблагоприятными личными или общественными условиями и обстоятельствами, а не сами по себе отрицательные черты характера, темперамента приводят к противоправному поведению. Иначе все плохо воспитанные люди бы становились преступниками.

Однако  всегда есть проблема выбора - выбора, как поступить. Любая критическая  ситуация не ведет сама по себе к  преступлению, совершить проступок  либо не совершать всегда решает своей  волей и своим сознанием человек  сам. В противном случае, если бы объективные условия в любой  момент допускали возможность только одного варианта поведения и исключали  бы всякое участие сознания в выборе поступков, очевидно, следовало бы попросту снять вопрос о нормативном регулировании  общественных отношений и об ответственности людей за свое поведение. Именно способность человека в объективно обусловленных пределах выбирать различные варианты поведения и самостоятельно принимать решения составляет содержание относительной свободы воли.

Информация о работе Философия свободы человека